Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; LinkfeedClient has a deprecated constructor in /var/www/kolyma-web/data/www/kolyma.ru/0de68a956d67129a8e0f2c4dcefbcf212d6eee39/linkfeed.php on line 3 Магадан > Версия для печати > Повесть о настоящем учителе
Обзоры прессы > Повесть о настоящем учителе

Повесть о настоящем учителе


11.04.2014.
Вначале этого года легендарной средней первой школе исполняется 77 лет. Сколько знаменитостей вышло из ее стен: ученые, писатели, журналисты, 4 министра, 2 губернатора, космонавт, несколько лауреатов государственных премий, Героев Социалистического Труда, заслуженных учителей и врачей, кавалеров различных орденов, медалей и других наград…

Как в стотысячном городе, а раньше и того меньше, из стен одной школы могло выйти столько талантов? Конечно, это заслуга родителей, учителей и отношение руководителей региона к образованию. Сегодня «За чашкой чая в «МП» один из ветеранов первой школы и давний внештатный корреспондент нашей газеты встретится с одной из своих уважаемых коллег.
Для начала, уважаемые читатели, немного истории… Итак, 1937 год. 1 апреля в п. Магадан открывается новая первая в регионе средняя школа. Директор Дальстроя Э. П. Берзин командирует учителя математики М. Г. Кейла в Москву. Он должен набрать для работы в новой школе специалистов. Основные критерии: высшее образование, 5 лет педагогического стажа и безупречная характеристика. Из таких специалистов и формируется коллектив школы.

Во времена Великой Отечественной войны, когда связь с «материком» для мирного населения почти прекратилась, стали принимать на работу учителей из числа бывших заключенных. Среди них были доценты, доктора наук, профессора высших учебных заведений страны. Ряды педагогического коллектива пополнялись высокообразованными культурными интеллектуалами. Так формировался костяк учительского коллектива, в который вливались новые педагоги. Напитываясь лучшими традициями предыдущего поколения, они становились примером для подражания вновь пребывающим.

Основное население п. Нагаево, а позднее г. Магадана, было людьми сильными, надежными, среди них много молодежи. Слабые духом и телом в суровых климатических, да часто и бытовых, условиях Севера надолго не задерживались. Так шел естественный отбор жителей города и учителей.
Сегодня мы встретимся на страницах «МП» с одним из таких педагогов. Она проработала в нашей школе 30 лет и, к большому нашему сожалению, на днях покидает наш город. Это учительница математики Ирина Витальевна ПЕТРОВА. Вот что я узнала из ее рассказа.

В Магадан ее привез отец В. А. Гавриш. Он был военнослужащим, а в Магадан попал по направлению. Ирина родилась в Благовещенске, но благодаря профессии отца ей пришлось поучиться в разных городах и школах, в том числе и московской математической. Аттестат зрелости Ирина получила в магаданской школе № 13. Поступила в медицинский институт г. Благовещенска, но из-за болезни матери вернулась в Магадан. Она изменила свое решение и поступила в Магаданский педагогический институт на факультет математики. Все родственники по линии матери у Ирины Витальевны - педагоги. Видимо, эти способности передались ей по наследству, так как она никогда не пожалела о своем выборе.

Педагогическую деятельность Ирина Витальевна начинала в школе № 7 г. Магадана. В августе 1984 года она переходит на работу в 1-ю школу, чем немало удивляет всех.

- Работы в 1-й школе многие побаивались, потому что очень высокая планка задавалась ее педагогами, - вспоминает Ирина Витальевна.
Об этом можно слышать и сейчас. Действительно, за последние 10 лет 7 педагогов участвовали в конкурсах «Учитель года» и «Самый классный классный». Все признавались победителями. Нынешний директор школы Наталья Михайловна Гришенко стала лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы-2010», она внесена в фотокаталог «Руководитель образовательных учреждений России-2012». Работать в таком коллективе престижно, ответственно и трудно, но интересно.

Ирина Витальевна пришла в школу вместе со знаменитым в городе учителем физики П. А. Хаперским, умным, обаятельным, вальяжным, с тонким чувством юмора. С ней одновременно пришла на работу молодая элегантная красавица В. Л. Моторова. Такой она остается и сейчас.
В это время в школе работали настоящие педагогические таланты: Е. В. Пенкина, Е. Е. Крашенинников, О. Д. Остапенко, А. П. Рахманина, Л. П. Липинская, Г. В. Хорошилова и многие другие. Каждый - виртуоз своего предмета.

Большое впечатление на Ирину Витальевну произвела Любовь Михайловна Шайтанова. Высокая, статная, элегантная, аристократка, разносторонне высокообразованный эрудит, с большим чувством такта и достоинства, всех троих она встретила приветливо. Коллектив школы в большинстве своем отличался, как и ее директор, интеллектуальностью и интеллигентностью. Царил дух уважения друг к другу и детям.

Ирину Витальевну по- разило сильное методическое объединение математического цикла. В нем было 2 легендарных педагога заслуженных учителя России: И. Л. Плакина и Г. И. Кошелева. Она получала большую поддержку от них и особенно от Л. И. Тваровской, с которой работала в одном кабинете. Доброжелательная и творческая атмосфера сделала свое дело.

- Было ощущение, что у меня за спиной выросли крылья, - делится своими воспоминаниями Ирина Витальевна.

И действительно, учителя фонтанировали идеями и находили поддержку коллектива. Учитель истории Е. Е. Крашенинников и литератор М. И. Филиппова открывают литературно-лингвистический клуб «Росток». Появляется идея открыть классы с углубленным изучением отдельных предметов: истории, физики, математики, химии. Внедряется экспериментальная программа № 12 - это изучение предметов детьми по выбору, стартовая система, развивающая программа Занкова.

В 1987 году началась переписка детей первой школы с учащимися Аляски и п. Солдотна, которая привела к первому школьному обмену в 1989 году. Ирина Витальевна избирается в 1-ю группу школьного обмена. Все 6 человек, трое учителей и трое учеников, очень достойно представили нашу школу за рубежом. Восьмиклас- сница, ученица И. В. Петровой, Оксана Хаванская в кабинете математики помогает решать алгебраическое выражение ученику 10-го класса, сразив своими знаниями наповал учеников и педагогов Аляски. Илья Коптилин, ученик 5-го класса, разговаривает со всеми на английском языке, и его понимают. Лена Тулупова на уроке музыки играет классические вещи на фортепьяно.

Ирина Витальевна читает американским друзьям «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, и они понимают и плачут, не зная толком русского языка. Любовь Михайловна Шайтанова так обаяла староверов, что они вынесли для нашей группы из хранилища чудом уцелевшую во время пожара в деревянной церкви Библию, она читает ее для всех на старославянском языке, удивляя присутствующих. Учителю английского языка Г. Ш. Вайсенбергу предложили в солдотненской школе преподавать русский язык. Наши дети и учителя удивили всех своими знаниями и эрудицией. А теперь нам пытаются внедрить проамериканскую систему образования.

Еще не остыв от впечатлений на Аляске, Ирина Витальевна вовлекается в новое предприятие. В школе появляется новая общественная организация «НефСЕ - Неформальный союз единомышленников». Инициатор - Г. В. Хорошилова. Вернувшись из Питера, где была в отпуске, она поделилась идеей открыть в школе пятидневную рабочую неделю, по которой работает ее родная школа в Санкт-Петербурге. К ней прислушались и присоединились Е. Е. Крашенинников, П. А. Хаперский, Г. Ш. Вайсенберг, автор этих строк, Н. А. Левченко и, конечно, И. В. Петрова.
Составили план работы, все обдумали и пригласили завуча О. Н. Шевякову, изумительного спеца по составлению расписания. Так было составлено первое в городе расписание без ущерба для программы на пятидневную рабочую неделю. С подготовленными документами пригласили познакомиться директора школы Л. М. Шайтанову. Она всех выслушала, взяла документы и ушла. Через несколько дней, все переосмыслив, пригласила группу « НефСЕ» и предложила открыть в школе лицей. Вначале организовали лицейские классы среднего и старшего звена, позднее пролицейские классы в начальной школе.

Такая активная жизнь протекала у Ирины Витальевны Петровой. Были радости, огорчения, ошибки, но никогда не было скучно. Кроме того, что Ирина Витальевна стала прекрасным математиком, она еще один из лучших классных руководителей школы. У нее было 6 выпусков. Первый раз так сложились обстоятельства, что ей пришлось выпускать сразу 2 класса - так настояли дети.

Обычно на вечерах встречи выпускников в кабинетах Хорошиловой, Пенкиной и Петровой бывает больше всех гостей. Дети любят Ирину Витальевну, часто по-настоящему оценивают ее работу, когда уходят из школы. Поступая учиться в другие учебные заведения, начинают понимать ее высокую требовательность, опеку, постоянную связь с родителями в попытке уберечь вовремя от подростковых ошибок и терпеливо довести их образование до получения аттестата зрелости. Об этом рассказывают и вспоминают на встречах ее выпускники. Иногда сами удивляются, как это они стали самыми лучшими к 10 - 11-му классу. Но чего это стоило ее здоровью, ее детям, ее семье, думаю, никто и никогда не узнает.
Теперь у нее выпускаются два 11-х класса. Классное руководство в 8-м классе. Так складываются обстоятельства, что она вынуждена уехать в апреле. Ищет для себя замену классного руководителя и учителя математики. Надеется, что ее восьмиклассники станут, как всегда, лучшими к выпуску из школы. Сумеют ли они удержать планку, которую она им задала? Что касается выпуска 11-х классов, она в них верит, тем более что историю там ведет Н. М. Гришенко.

- Уж она-то умеет мобилизовать детей на подвиг, - говорит И. В. Петрова.

Дорогая наша Ирина Витальевна, мы, ваши коллеги, осознаем, что в Питере теплее, что там много бывших учеников и коллег: Г. В. Хорошилова, В. К. Симакова, М. В. Дроник. Они давно ждут вас, как ждет и одна из питерских школ. Нам же - грустно. Потому что от нас уезжает очень позитивный человек, талантливый, творческий педагог и друг многих из нас. Мы желаем вам здоровья, счастья, творческих успехов в новой для вас школе и в новом этапе жизни!

Тамара ВИХЛЯНЦЕВА, заведующая музеем легендарной первой магаданской школы.