23.02.2009 :: «Братина»: как воспитать настоящего мужчину
В России это был первый клуб с таким названием - сейчас «Братины» есть и в других городах.

Элитарное и патриотичное хобби

В 1996 году два магаданских парня - Денис Чернышев и Юра Крюков -сошлись на почве любви к истории и фехтованию. Собирались на стройках, в подвалах - оттачивали навыки боя и изготавливали оружие.

Позже к ним стали подтягиваться люди, занимающиеся изготовлением древнего оружия и исторического костюма. Потом вокруг них уже сгруппировались и другие ребята, не равнодушные к истории, и в 1999 году была создана официальная общественная организация со старинным русским названием.

- В названии - своеобразный лозунг, душа нашего клуба, - говорит его руководитель Денис Чернышев.

- Братина - это большая чаша, из которой по кругу пьют воины, начиная с князя. Суть здесь не в том, чтобы выпить, а в том, чтобы стать ближе, показать, что каждый, кто сидит вместе с тобой за столом, а до этого бился на поле боя, - тебе как брат.

Кстати, во время собраний клуба запрещено употреблять спиртное, иначе, говорят руководители, суть общения сведется к простой выпивке, а тут работать надо: тренировать навыки разного вида боя, создавать воинское облачение, чтобы в бою помогало.

Купленного «обмундирования» у воинов клуба по пальцам можно посчитать - по паре кольчуг, шлемов, мечей и луков. Чуть больше топоров - их без специального оборудования сложнее сделать. Все же остальное - дело рук самих членов «Братины».

- То облачение, тот предмет, что изготовил сам, - говорит Денис, -словно энергетически напитывается тобой, и в бою тебе, кажется, помогает сильнее.

- Самый трудоемкий процесс -это, конечно, изготовление кольчуги, - поясняет Юрий. - Если каждый день тратить по 2-3 часа, то самая простая кольчуга получится приблизительно через полтора месяца -зато здесь особенного навыка не требуется.

То, чем занимаются в клубе помимо фехтования, сейчас довольно популярный и даже элитарный вид мужского хобби - историческая реконструкция. Самый высокий уровень реконструкции - тот, при котором воссоздают предметы быта, одежду теми приспособлениями, которыми их делали наши предки - то есть если, например, рубаха сшивалась деревянными иглами, то именно так и делают реконструкторы.

У магаданцев такого уровня нет. Но каждому вновь прибывшему дается задание: к такому-то времени сделать такую-то часть вооружения (как правило, прежде всего, надо сделать защиту для кистей и головы или другой элемент реконструкции).

Князь бьется наравне с дружинниками

Денис в иерархии исторического клуба - «великий князь».

- Расшитых золотом одежд у меня нет, если хотите спросить об этом, -смеется Денис, - я, скорее, как князь Святослав, который отличался от своих воинов разве что чистотой одежды.

«Братина», конечно, прежде всего нацелена на технику исторического боя. Здесь можно обучиться и одиночному фехтованию, и бою «стенка на стенку», или бугурту. С самого начала, когда у воинов еще не было «железа» - кольчуги, наколенников, шлемов - участники бились вообще без защиты!

- Когда во время битвы есть настоящий страх, то сначала перестаешь себя жалеть, а потом начинаешь волей-неволей совершенствовать свои навыки в битве - это обычный инстинкт самосохранения.- Объясняет Юрий, по местной иерархии он -«боярин».

- Те, кто стараются себя максимально защитить с помощью снаряжения, в каком-то смысле проигрывают - им не нужно совершенствоваться.

Возможно, именно поэтому те участники нашего клуба, кто уезжал в центральные районы страны, где очень сильно развиты исторические клубы, занимали в публичных боях все первые места.

Во многих городах, чтобы вступить в исторический клуб, нужно пройти жесткий отбор, обряды посвящения. В Магадане к вновь прибывшим такого отношения нет.

«Мы же не закрытое тайное общество, не секта, - говорят участники, - мы, наоборот, хотели бы, чтобы к нам приходили все желающие, и мы чему-то смогли их научить».

- У нас все делается для человека, -говорит Юрий, - чтобы он занимался чем-то интересным, получал навыки, а не собирался где-то вместо этого, чтобы напиться.

«Потребитель не может быть патриотом!»

На этом небольшом клубе по интересам лежит значительная миссия: не дать оторваться от своих корней, не забыть о своей родине и, конечно, уметь защищать себя и свою страну.

- Люди стали потребителями - им ничего больше не интересно, кроме собственного комфорта, - с сожалением говорит Юрий. - Когда так сильно развит культ потребления, нет места патриотизму.

Патриотическое воспитание говорит о том, что помимо твоих желаний есть необходимость помочь другим людям и своей стране. А на современной рекламной идее - «Ты этого достоин» - воспитано уже целое поколение. Разве они смогут пойти защищать свою страну?

Сейчас в клубе зарегистрированы 38 человек, и это немного. Самому младшему 12 лет. Мальчишки, которые пока не сражаются, делают стрелы и луки. Но таких пацанов, играющих в настоящие мужские игры, очень мало.

- У нас в детстве не было такого доступа к компьютеру, какой есть сейчас,- рассуждает Юра. - наверное, поэтому мы до сих пор играем. А нынешним пацанам проше стать виртуальным героем: просто сев за компьютер.

Анна Савицкая
обзор прессы на Колыма.RU