О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» на 2014 год и на период до 2016 года



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» на 2014 - 2016 годы

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» на 2014-2016 годы (далее – прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), порядком разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан», утвержденного постановлением мэрии города Магадана от 27.09.2013 года № 4171.
Значения показателей прогноза основывались на базе статистических данных за 2011–2012 годы, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области (далее – Магаданстат), прогнозной информации отраслевых (функциональных) органов мэрии города Магадана, а также исходя из основных тенденций социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» в январе-августе и ожидаемых итогов 2013 года. Также были учтены сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, дефляторы и индексы цен, разработанные Министерством экономического развития РФ.

Разработка основных параметров прогноза осуществлялась на основе двух вариантов:

- базовый вариант (1) – вариант, отражающий сложившиеся тенденции развития муниципального образования «Город Магадан»
- целевой вариант (2) – ориентирован на ускорение экономического роста за счет реализации комплекса дополнительных мероприятий, связанных с повышением инвестиционной активности и модернизации экономики городского хозяйства и объектов социальной инфраструктуры.

Целевой вариант (2) предлагается в качестве основного для разработки параметров бюджета на 2014 год.

1. Население.

В прогнозный период значительных изменений в демографической ситуации муниципального образования «Город Магадан» не ожидается. Среднегодовая численность населения в 2016 году составит 101,3 тыс.человек, снизившись на 0,2% по сравнению с оценкой 2013 года. Определенную роль в демографической ситуации на территории муниципального образования «Город Магадан» будет играть миграция населения. Активные меры, принимаемые на региональном уровне, в том числе реализация мероприятий областной целевой программы «Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области в 2013-2018 годах», позволят снизить объем миграционного оттока, но значение миграционного сальдо в 2014-2016 годах по-прежнему останется отрицательным.

В течение прогнозного периода будет сохранен естественный прирост населения, как за счет роста рождаемости, так и за счет снижения смертности населения. На увеличение рождаемости окажут влияние такие меры, как предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего ребенка, обеспечение жильем молодых специалистов, работников муниципальных учреждений, молодых семей.

Снизить уровень смертности позволит целый комплекс мероприятий по сохранению здоровья работников на производстве, внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности за здоровье работников для работодателей.
Формирование здорового образа жизни, меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании также будут оказывать положительное влияние на показатели продолжительности жизни.

2. Оборот крупных и средних организаций
Расчет показателей оборота крупных и средних организаций осуществлен с использованием прогнозируемых Минэкономразвития РФ индексов-дефляторов и с учетом сложившихся тенденций развития. Ежегодный прирост данного показателя в размере не менее 18,5% будет обеспечен за счет видов экономической деятельности: «Транспорт и связь», «Оптовая и розничная торговля», «Строительство», «Производство и распределение электроэнергии и воды». Значения данного показателя достигнут к 2016 году по целевому варианту 90,1 млрд. рублей, с приростом к уровню 2013 года – 69,2%.

3. Индекс промышленного производства крупных и средних организаций по основным видам деятельности по 2 варианту прогнозируется в следующих размерах:

Показатель 2013 год
оценка Прогноз
2014 год 2015 год 2016 год
Индекс промышленного производства по основным видам деятельности, % 102,6 102 101,9 101,0
В т.ч. по видам экономической деятельности
Добыча полезных ископаемых 320 120 103,1 100,1
Производство и распределение электроэнергии и воды 100,5 101,5 101,5 100,5
Обрабатывающие производства 100,2 104,0 104,5 104,7

Стабильно высоким в течение прогнозного периода будет оставаться индекс промышленного производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», что обусловлено ростом объемов жилищного строительства, и объемов благоустроительных работ. Индекс промышленного производства в энергетике прогнозируется в размере 100,5-101,5% ежегодно. На роста индекса промышленного производства в «Обрабатывающих производствах» повлияют показатели деятельности организаций, занятых производством машин и оборудования, пищевых продуктов (включая напитки).

4. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по прогнозу в 2016 году составит 8,9-9,1 млрд. рублей повариантно, с темпами прироста к 2013 году 20,7 и 24%, соответственно. В связи с тем, что доля продукции по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии и воды» (раздел Е) в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (сумма видов экономической деятельности "C+D+E") занимает более 85%, то темпы роста значений совокупного показателя объема отгруженной продукции будут в значительной степени зависеть от темпов роста отгрузки по виду экономической деятельности Е.

Кроме того, прогнозируется рост производства важнейших видов товарной пищевой продукции: молока, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов. Наращиванию объемов отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами будут способствовать реализация мероприятий по применению энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышению конкурентоспособности и диверсификации производства. Продолжит снижение выпуск хлебобулочных изделий, но по более плавной траектории.

5. Сельскохозяйственное производство.

В сельскохозяйственной отрасли прогнозируется увеличение объема валовой продукции в объеме 4-5% ежегодно по целевому варианту прогноза.
К 2016 году увеличится поголовье крупного рогатого скота на 16,6%, поголовье птицы – на 2%, поголовье свиней – на 21,5%. Рост поголовья сельскохозяйственных животных, а также площадей сельхозугодий повлияет на увеличение производства молока на 21,4% к 2013 году, яйца – на 17,5%, мяса – на 35,4%, овощей и картофеля – на 1,8 и 2,7%, соответственно.

Ожидается, что положительное влияние на работу сельхозтоваропроизводителей окажет поддержка бюджета Магаданской области, а также реализация муниципальной программы «Развитие сельскохозяйственной отрасли муниципального образования «Город Магадан» на 2011-2014 годы», в рамках которой предусмотрено субсидирование сельхозорганизаций и крестьянских фермерских хозяйств за реализацию молока и яйца. При этом в 2014 году планируется к разработке и принятию соответствующая муниципальная программа по поддержке сельхозтоваропроизводителей. Положительную роль на финансово-хозяйственную деятельность крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств (повышение оборачиваемости средств, сокращение сроков реализации продукции) окажут ярмарки выходного дня, практику проведения которых мэрия города Магадана планируется продолжить в прогнозируемом периоде.

6. Инвестиции в основной капитал

Одними из основных драйверов роста городской экономики в период до 2016 года станут инвестиции в основной капитал организаций города, т.к. целевой вариант прогноза предполагает заметное улучшение бизнес среды в Магадане.

В 2014 году планируется освоить 7,5 млрд. рублей инвестиций, в 2015 году – 8,3 млрд. рублей, в 2016 году – 9,2 млрд. рублей по 2 варианту. При этом прирост к уровню 2013 года составит 36,1%. Данный прогноз может быть скорректирован в большую сторону, при поступлении официальных статистических данных об объеме инвестиций в основной капитал за 2012 год.
Основной вклад в рост объемов инвестиций будет обеспечиваться инвестициями в основной капитал энергетических организаций, организаций связи и транспортного комплекса. В среднесрочный период предполагается увеличение доли амортизации и прибыли, направляемых организациями на инвестиционные цели.

Одной из точек роста инвестиционной активности станет поддерживаемое бюджетным финансированием строительство, в том числе инфраструктурных объектов (в области водо-, теплоснабжения и водоотведения, системы сбора и утилизации ТБО, строительства и реконструкции улично-дорожной сети).
В 2014 году ожидается ввод в эксплуатацию 17,5 тыс.м? многоквартирных жилых домов, в 2015 году – 14 тыс.м?, в 2016 году – 16,2 тыс. м?.
Органами местного самоуправления продолжается работа по улучшению инвестиционного климата города Магадана, в том числе путем реализации Концепции инвестиционной деятельности, комплексного проекта развития территории муниципального образования «Город Магадан», а также Программы инвестиционного развития территории, в которую входит около 40 инвестиционных площадок.

7. Прибыль
По прогнозу прибыль прибыльных предприятий к 2016 году увеличится на 41,3% и составит 22,3 млрд.рублей по второму варианту. При этом наибольшую прибыль получат организации сферы добычи полезных ископаемых, а также оптовой и розничной торговли.

8. Потребительский рынок

Розничный товарооборот в прогнозный период будет демонстрировать позитивную динамику по всем вариантам прогноза.

На рост объемов розничной торговли повлияют: снижение инфляционного давления, рост доходов населения, некоторое снижение склонности населения к сбережению, сохранение кредитования банками покупки населением товаров длительного пользования, увеличение выпуска отечественными предприятиями конкурентоспособной продукции, отвечающей по потребительским свойствам потребностям населения.

Прогнозируется, что к 2016 году оборот розничной торговли достигнет 19,3-26,1 млрд.рублей повариантно, увеличившись к 2013 году на 12,8-51,8%.
Объем платных услуг населению к концу 2016 года составит по целевому варианту 15,1 млрд. рублей, с приростом 28,9% к ожидаемым результатам 2013 года. На динамику объема платных услуг населению, также как и на торговлю, наибольшее влияние будет оказывать рост денежных доходов населения и сдержанные инфляционные темпы. Лидерами по спросу населения будут оставаться услуги ЖКХ, связи, транспорта. Проведение политики модернизации и реформирования социально-культурной сферы будет способствовать росту объема платных услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта.

9. Индекс потребительских цен
Расчет индекса потребительских цен осуществлен с использованием прогнозируемых Минэкономразвития РФ индексов-дефляторов и с учетом сложившихся тенденций развития в 2013 году. В прогнозном периоде ожидается умеренный рост рассматриваемого показателя, %:

2010 год 2011 год 2012 год 2013 оценка 2014 год прогноз 2015 год прогноз 2016 год прогноз
108,5 109,2 108,7 107,0 105,6 104,7 104,7

10. Фонд оплаты труда и занятость населения.
Прогнозируется, что фонд оплаты труда по полному кругу организаций к 2016 году составит 34,2 и 39,5 млрд.рублей по-вариантно, увеличившись к оценке 2013 года на 15-33,1%.

Указанный рост будет обеспечен как за счет роста численности работающих, так и благодаря повышению средней заработной платы.
В период 2014-2016 годов по целевому варианту прогноза за счет расширения деятельности действующих предприятий и открытия новых ожидается некоторый прирост численности работающих во всех организациях города, который составит около 700 человек.
Средняя заработная плата работающих в экономике города к 2016 году должна увеличиться на 15,4-30,6 % к 2013 году, составив 67,4 тыс. рублей по первому варианту, 76,3 тыс. рублей – по второму варианту. Предполагается, что рост заработной платы будет обеспечен как за счет бюджетных, так и частных источников финансирования.

Реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, будет осуществляться в соответствии с финансированием, заложенным в «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

11. Развитие отраслей социальной сферы.

Развитие отраслей социальной сферы в прогнозный период будет ориентировано на обеспечение соответствия качества предоставляемых услуг образования, культуры и спорта меняющимся запросам населения и бизнес-сообщества и повышение уровня их конкурентоспособности.
11.1. Образование

В прогнозный период с учетом демографических факторов увеличится численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, при этом будет продолжена оптимизация и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности, что будет способствовать ликвидации очереди в детские сады. Прогнозируемая численность детей в дошкольных образовательных учреждениях составит к 2016 году 107% от уровня 2013 года. Показатель обеспеченности детей 1-6 лет местами в детских дошкольных учреждениях повысится с 83 до 85%. Это обусловлено увеличением числа детских дошкольных образовательных учреждений с 33 единиц в 2013 году до 35 – к концу 2016 года. В среднесрочный период планируется строительство и реконструкция двух МДОУ: в 3 микрорайоне и в здании по ул. Карла Маркса 67, корп. В, на 220 мест каждое.
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях будет возрастать, составив к концу среднесрочного периода 11433 чел. В 2014 - 2016 годах предусматривается обеспечение современных условий получения общего образовании за счет внедрения современных образовательных технологий, расширения профильного обучения в старшей школе.

В рамках содействия реформированию образования продолжится реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", направленной на обеспечение современных условий получения общего образования.
Будет формироваться эффективная система по выявлению и поддержке молодых талантов; омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров; формирование персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов; поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей.

11.2. Культура
Сфера культуры в 2014 - 2016 годах будет развиваться в направлении обеспечения максимальной доступности для населения культурных благ; сохранения культурного и исторического наследия; расширения спектра и повышения качества услуг культуры; совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов.

11.3. Физическая культура и спорт
Создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развитие массового спорта – цель муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта. В прогнозный период ожидается рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (с 20,7 до 21,4% от численности населения муниципального образования «Город Магадан»). Увеличению количества занимающихся будет способствовать реализация мероприятий долгосрочной городской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Магадане», а также ее подпрограммы «Спорт в каждый двор».


Социально-экономическая политика муниципального образования «Город Магадан» на среднесрочную перспективу (2014 - 2016 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегическом плане (Концепции стратегического развития) города Магадана до 2020 года.
Все среднесрочные планы деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Магадан», муниципальные и ведомственные целевые программы должны отвечать следующим основным приоритетами муниципальной экономической политики в прогнозный период:
- содействие устойчивому экономическому росту, улучшение инвестиционного климата, создание условий для развития малого бизнеса;
- реконструкция и модернизация объектов городской коммунальной инфраструктуры и улично-дорожной сети;
- повышение уровня доступности жилья для населения;
- улучшение качества муниципальных услуг, предоставляемых населению;
- повышение эффективности работы муниципального сектора экономики;
- развитие отраслей социальной сферы (образование, культура, спорт).


Руководитель
комитета экономического
развития Н.И. Матрос


 





Наш край



 
^ Наверх