День в истории Колымы вторник 26 сентября

Праздник или знаменательная дата отсутствует
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » История развития энергетического комплекса на колыме.

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

История развития энергетического комплекса на колыме.
 

/uploads/all3/1237869142_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
В 1928 г. на берегу Охотского моря высадилась первая геологическая экспедиция, а уже через 3 года был создан государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы.

С этого времени в глухой тайге стали возникать поселки, строиться прииски. Для развития производственных сил и улучшения быта требовалось много энергии. Первая электростанция была построена в Магадане, тогда еще небольшом поселке, в 1931 г. Находилась она в деревянном здании и представляла собой нефтяной двигатель с генератором мощностью 18 кВт.

А еще через год здесь работали уже несколько таких электростанций, но потребность в электрической энергии значительно опережала предложения. В 1933 г. было принято решение о строительстве в Магадане электростанции мощностью 672 кВт. И 7 ноября 1933 г. локомобильная электростанция была поставлена под промышленную нагрузку, она была почти в 40 раз мощнее первой. По всей Колыме в это время строились небольшие дизельные и локомобильные электростанции мощностью до ста киловатт. Электростанции работали в поселках Нагаево, Марчекан, Среднекан. Экономичность строительства тепловых электростанций определялась наличием в крае богатейших запасов каменного угля, дров и дешевым трудом заключенных.

Первый директор Дальстроя Э. П. Берзин чувствовал, что энергетика региона должна была развиваться другим путем. Еще в 1891 г. на Северо-Востоке России было открыто первое месторождение угля - Зырянское, а в 1935 г. - Аркагалинское, что позволяло строить тепловые электростанции на угле. Первые пять лет деятельности Дальстроя характеризуются бурным развитием энергетики, но системы строительства не прослеживалось. Маленькие поселки, мизерные нагрузки, громадные расстояния между электростанциями не позволяли соединить их линиями электропередачи и создать энергосистему.

В 1937 г. был разработан первый десятилетний план развития Колымского района на 1938 - 1947 гг., в котором значительное место было уделено проблеме развития энергетики. К этому моменту в крае было 66 электростанций с суммарной мощностью 5170 кВт (из них 28 локомобилей, остальные электростанции - дизель-генераторные и с бензиновыми двигателями единичной мощностью по 3 - 5 кВт). Генплан определил, что в 1947 г. в области будут работать десять крупных тепловых электростанций и три гидравлические общей мощностью 240 мгВт и около 300 мелких электростанций суммарной мощностью 30 мгВт.

Поставленные цели начали быстро реализовывать. Уже в 1940 г. была введена Аркагалинская электростанция, затем - Тасканская, потом началась война. Но и в период войны энергетика продолжала развиваться, однако строились только быстровозводимые электростанции. Именно в эти годы были поставлены под нагрузку электростанции на Индигирке (ИнРЭС), в Омсукчане (ОмРЭС) и в поселке Певек (ЧТЭЦ).

Все они были паротурбинными, достаточно экономичными, так как работали на угле и производили одновременно электроэнергию и тепло. Постепенно строились и электрические сети, потому что промывка золота отодвигалась от обжитых поселков все дальше в тайгу. В центрах питания - в местах наибольшей нагрузки - строились подстанции, к ним от электростанций тянули линии электропередачи, таким образом потребители начали создавать единый энергетический комплекс - маленький прототип объединенных энергоузлов.

В годы военного лихолетья на Колыме для экономии органического топлива начали строить малые (сезонные) ГЭС. В 1943 г. малые ГЭС работали на приисках Горный, Средний Оротукан, Пятилетка, Утиный, Золотистый, в том числе и на реках Джелгале, Хасыне. Но малый срок работы этих ГЭС в условиях короткого колымского лета (зимой реки промерзают до дна и не имеют проточности воды) похоронил эти электростанции в очень короткий срок. Когда-то малая ГЭС была даже на Магаданском городском питьевом водохранилище.

В 1944 г. была пущена Нагаевская паротурбинная электростанция, которая имела два турбоагрегата мощностью по 1000 кВт каждый. После войны разрозненные электростанции Дальстроя были объединены в пять энергокомбинатов - Магаданский, Тенькинский, Аркагалинский, Эльгено-Тасканский и Чаунский. Послевоенная страна восстанавливала народное хозяйство, которое требовало много золота, а для его добычи была необходима энергия. В 1948 г. вышло правительственное постановление о строительстве пяти тепловых районных электростанций Дальстроя (среди них Аркагалинская и Эгвекинотская ГРЭС и Магаданская ТЭЦ). 17 мая 1949 г. было создано энергетическое управление Дальстроя, что означало признание большого значения энергетики для развития производственных сил края. Начался новый этап развития энергетики региона, начальником энергоуправления был назначен Н. Я. Скворцов.

В 1950 г. на берегу речки Мяунджа началась подготовка площадки под строительство Аркагалинской ГРЭС, стоимость только первой очереди которой была в 7 раз выше стоимости самого крупного объекта Дальстроя того времени. Проект электростанций выполнял институт "Теплопроект" Ленинграда, а вспомогательные объекты разрабатывались местным институтом "Дальстройпроект". Более 3 тысяч человек строили эту электростанцию, она была введена в строго запланированные сроки: 13 января 1955 г. турбоагрегат мощностью 25 МВт был поставлен под нагрузку, его вывели из работы в 1996 г. Квалифицированные кадры для Аркагалинской ГРЭС вербовали со всех концов страны. Много трудностей пришлось преодолеть при строительстве этой ГРЭС. Больше всего хлопот доставила плотина искусственного водохранилища, построенная в условиях вечной мерзлоты.

Под плотиной уже в первый год эксплуатации начались протайки ледяных линз. Вода уходила как через решето. Пришлось устанавливать замораживающие установки, выполнять цементацию основания плотины, засыпать суглинком все пустоты и провалы.

3 декабря 1953 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Магаданской области, Магадан стал областным центром. В 1954 г. была введена ЛЭП-110 кВ Берелех - Ягодное протяженностью 300 км.

Аркагалинская ГРЭС, Аркагалинские ТЭС-1, ТЭС-2 и ТЭС-3 с линиями электропередачи 35 кВ и подстанциями стали работать параллельно с Тасканской и Эльгенской районными электростанциями с линиями электропередачи 35 кВ и подстанциями этого энергоузла. А в 1958 г. с окончанием строительства ЛЭП-110 кВ АрГРЭС - Усть-Нера сформировался единый Центральный энергоузел.

Распоряжением Совнархоза Магаданского экономического административного района от 15 июня 1957 г. было создано топливно-энергетическое управление, которое возглавил А. Н. Осмоловский, приглашенный из Главтехуправления Минэнерго СССР.

Продолжалось строительство Аркагалинской и Эгвекинотской ГРЭС, Магаданской ТЭЦ. Началось строительство ЛЭП-110 кВ Певек - Южный. В 1959 г. поставлены под нагрузку паровые турбины на Эгвекинотской ГРЭС. 29 декабря 1962 г. в Магадане пустили Магаданскую ТЭЦ и ликвидировали несколько мелких котельных. Стремительный рост нагрузки в городе поставил проблему дальнейшего расширения ТЭЦ. Июнь 1966 г. - энергетики из Совнархоза были переданы в Министерство энергетики и электрификации СССР. В Магадане создано районное энергетическое управление (РЭУ "Магаданэнерго").

И опять электрические нагрузки начинают опережать мощность электростанций энергосистемы. На Магаданской ТЭЦ в 1970 г. вводят два дизеля 64Г, в 1971 и 1972 гг. еще по два. В 1972 г. начинают строить и в 1973 г. запускают аналогичную дизельную электростанцию в поселке Палатка. В эти же годы реконструируют ДЭС в поселке Транспортный, расширяют Омсукчанскую РЭС, Магаданскую ТЭЦ (II очередь), Аркагалинскую ГРЭС (III очередь), строят Анадырскую ТЭЦ, Билибинскую АЭС, Колымскую ГЭС. Энергетика развивалась планово, опережая другие отрасли по программам районного энергетического управления "Магаданэнерго". В 1974 г. в Чаун - Билибинские электросети начала выдавать энергию Билибинская АЭС. Много сил строящейся энергосистеме отдал заместитель управляющего РЭУ "Магаданэнерго" Н. Алешников. Перспективой развития энергетики региона занимались А. Таран, Д. Бернат, и более четверти века продолжает эту работу М. Франк. В 1975 г. была построена первая в области ВЛ 220 кВ на металлических опорах Аркагалинская ГРЭС - Берелех-Ягодное, в 1986 г. была пущена Анадырская ТЭЦ , в 1988 г. пущен агрегат № 4 и переведен на постоянный напор гидроагрегат № 1 Колымской ГЭС. С этого времени начинаются постоянные реорганизации в энергосистеме.

С 1 января 1989 г. РЭУ "Магаданэнерго" преобразовано в производственное объединение энергетики и электрификации "Магаданэнерго". В феврале 1993 г. из состава объединения выделена структурная единица - Колымская ГЭС в связи с преобразованием ее в дочернее акционерное общество РАО "ЕЭС России". В апреле 1993 г. производственное объединение энергетики и электрификации "Магаданэнерго" преобразовано в АООТ "Магаданэнерго".

Энергетика служит обществу, а в энергетике работают хорошие люди. Энергетику региона возглавляли в 1949 - 1957 гг. А. Скворцов, в 1957 - 1975 гг. А. Осмоловский, в 1975 - 1996 гг. С. Семенов. Техническими руководителями энергетики являлись в 1949 - 1959 гг. П. Коковин, в 1959 - 1964 гг. А. Сигал, в 1964 - 1983 гг. И. Поздняк, в 1983 - 1986 гг. - Д. Мартикян.

Григорий Столетний, генеральный директор АО "Магаданэнерго 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 
 
 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Горнодобывающие предприятия Магаданской области

По данным Государственного баланса на 01.01.2006г. по Магаданской области учтено 1275 месторождений золота, в том числе коренные месторождения - 33, россыпные - 1241

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 
 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Фракции Магаданской областной Думы

Фракции Магаданской областной Думы

В Магаданской областной Думе VI созыва действуют четыре фракции
 

 
Экономика города. Общие сведения

Экономика города. Общие сведения

В сложных макроэкономическх и геополитических условиях 2015 года экономика муниципального образования «Город Магадан» развивалась разнонаправлено, при этом социально-экономическая ситуация оставалась стабильной.
 

 
Демография и рынок труда Магадана

Демография и рынок труда Магадана

Численность постоянного населения муниципального образования «Город Магадан» на 1 января 2016 года по утвержденной статистической информации составила 98,9 тыс. человек или 67,6% от численности населения Магаданской области
 

 
Детские сады Магадана

Детские сады Магадана


 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543