Дмитрий Ледовской. Повесть "Бюст"



Заведующий литературной частью магаданского государственного музыкально-драматического театра, главный редактор театральной газеты "Авансцена", пресс-секретарь Магаданской областной Думы, журналист, писатель. Родился 7 декабря 1941 г. в селе Урелики (Чукотка). Русский, православный. Закончил 91 московскую школу, затем Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище (ЛВВМИУ, г. Пушкин, 1968 г.).

В 1993 году закончил Академию Госслужбы при Президенте РФ. Член Союза журналистов СССР и России. Отслужил в ВМФ матросом, курсантом и офицером ровно 7 лет. Участник нескольких морских походов в Атлантику, Средиземное море.

С 1969 года, после демобилизации, на Чукотке, где работал главным инженером ДЭС на Полярном (п. Мыс Шмидта), главным инженером Комбината коммунальных предприятий в Эгвекиноте, режиссером народного театра в посёлках Эгвекинот, Нагорный. С 1975 года стал работать в районных газетах (Эгвекинот, Нагорный), затем на телевидении (Анадырь). В августе 1991 г. защищал "Белый дом" в Москве во время путча ГКЧП.

С 1993 года - помощник Представителя Президента России на Чукотке. В 1994 году издал первую книгу повестей и рассказов "Лунный свет удлиняет тени" в Анадыре. Это эпопея о жизни на Чукотке, но там же есть и детектив. С 1996 года переехал из Анадыря в Магадан, где стал работать главным редактором ГТРК "Магадан". В 1998 году издал вторую книгу романов и повестей "Бюст" в Магадане. Здесь уже есть остро-политический и сексуальный роман "Бюст", полумистическая повесть "Гудум".

Главными событиями в своей жизни считает организацию гонок на собачьих упряжках по Камчатке и Чукотке в 1991 и 1992 году (зимняя "Берингия") и переход через Берингов пролив на чукотско-эскимосских байдарах на парусах и веслах в 1992 году (летняя "Берингия"). За зимнюю "Берингию" удостоен Диплома Книги рекордов Гиннесса (самые протяженные гонки в мире - 2044 км.) Отличный спортсмен - бокс, лыжи, плавание, баскетбол, волейбол! Как журналист окончательно "созрел" в начале 90-х годов. Публиковался в "Известиях, "Неделе", "Литературной газете", "Новое время", "Вокруг света", "Нью Таймс", "Ост" (Германия), практически во всех северных СМИ. Телерепортажи выходили в программах ЦТ "Новости", "Время".

В настоящее время издает театральную газету "Авансцена" Магаданского государственного музыкального и драматического театра, ведет телепередачи. По его пьесе на сцене МГМДТ поставлен спектакль-мюзикл "Кот в сапогах". По натуре авантюрен, но не до безумия. Политически - центрист, никогда не состоял в какой-либо политической партии. Острый полемист, способен от спора перейти к боевой схватке! Патриот Севера и России!

РЕЦЕНЗИИ. Несколько слов о "Бюсте"

ДЕКАБРЬ 1997 года ознаменовался для магаданских читателей выходом в свет книги Д. А. Ледовского «Бюст», в которую вошли две повести («Не поворачиваться спиной» и «Гудум») и роман, название которого вынесено в заглавие сборника. В предисловии автор сообщает, что «размещены все три произведения достаточно последовательно, соответствуя и годам автора, и его взглядам на мир... от юношеского абсолютизма до трагедий души». Прозаик раскрывает перед читателями внутренний мир своих героев: волевого, находящегося в юношеском поиске курсанта, боксера Малыша; окончательно запутавшегося в жизни неудачника Егорки; железно-монументальной Бацуры, загнанной в бытийный туник собственной сверхрасчетливостью и жестокостью. Перед началом повествования автор замечает, что «среди героев прототипов в реальной жизни нет». Однако даже неопытный читатель обнаруживает, что практически все герои — слепок с людей, в разные времена окружавших писателя. «Колыма очень маленькая планета...».

Повесть «Не поворачиваться спиной» — социально-психологическая хроника на романтической основе. Поиски удачи главного героя, Малыша, рисуются автором трагически. Успехи первых боксерских побед, открытия мира женщин, высоких связей вступают в логическое противоречие с финалом повествования: лучший некогда друг Малыша, Шур, завоевывает тело любимой курсанта — Елены. Хрустальные мечты Малыша (прозвище имеет символический смысл—глупый, несмышленый, незнающий, по познающий) рушатся. На смену увлеченности приходит идея. Герой наконец осознает жизнь, ее суровые законы и правила. Но познание жизни сопряжено со многими потерями. Не потеряет ли Малыш человеческого начала, не превратится ли в зверя, в боксерскую машину — вот основной вопрос подтекста. Несмотря на романтическую основу повествования, пафос произведения антиромантический. Автор заставляет героя отказаться от романтической рефлексии в пользу реалистической.

Жанр второго произведения сборника «Гудум» аллегорически определил сам автор: «Повесть из небытия земного». Герой-неудачник Егорка создал мир, в центре которого поставил самого себя. Воспоминание, мечта и поиск—этими словами можно определить жизненные истоки Егорки. Он реально существует в двух временах: прошлом и будущем. Прошлое для героя беда — трагическая гибель младенца по вине Егорки, потеря сына. Будущее — сладкая мечта о рае, Гудуме, который находится так близко, что до него можно дойти пешком. Настоящее же для Егорки есть мрачный сон, с чудовищем женой, отвратительной в своем «эротическом нахальстве», с которым давно смирился герой. Несостоятельность романтических мечтаний Егорки обнаруживается в конфликтных линиях повести. Все его благие идеи и намерения разбиваются вдребезги об утилитарно-прагматические скалы мерзавцев, подобных беспринципному Герману. Счастливая мечта о рае-гудуме оборачивается ликом смерти. Но драматически счастливо встречает ее герой, ведь он все же оказался сильнее обстоятельств, нашел в себе волю отправиться на поиски рая. Сама смерть героя — это его освобождение, его рай, его Гудум, а жизнь Егорки — это и есть «небытие земное».

В романе «Бюст» автор пытается по-своему решать проблему сверхсильной личности, ее влияния на общество, прогнившее изнутри. Осуждая поступки главной героини Бацуры, писатель обнаруживает свое неприятие самой концепции сверхчеловека, предложенной еще в начале века Ф. Ницше. Начало каждой главы произведения — это монологи беса, черта, нечистой силы, которая и толкает якобы человека на «нечеловеческие деяния» (очевидно продолжение фаустовской традиции). Ложь, обман, клевета, подхалимство — достижения бесовской силы «в области человека», которые пытаются гневно осудить автора, сталкивая Бацуру с «людишками». Писатель доказывает, что истинной причиной всех человеческих несчастий является не бес или черт, а сам человек! Мотивы произведений М. Булгакова и Е. Шварца приобретают звучание в главах романа, посвященных авторской трактовке событий начала 90-х гг. (развал СССР, ГКЧП. мятеж). Проблема истинности человеческих взаимоотношений решается в изображении психологических коллизий Саши, Хина, Горы, Лазера, Тины наиболее ярко. Герои романа расплачиваются за своеволие Бацуры дружбой, любовью, карьерой. Даже жизнью! Убийство человека — закономерная кульминация романа. Но даже человеческая жизнь ничего не стоит для сверхсуществ бацуровского типа, ведь они только в конфликте, вражде способны проявить себя. Финал произведения открытый — бойня только начинается, все сложности еще впереди.

Владислав ИВАНОВ, аспирант кафедры литературы МПУ

В ТРЕХ СПАЛЬНЯХ

Ты еще спишь... Ты грезишь поутру. И сны о счастье видишь сладко. А он проснулся вдруг в тебе. Раскрыл глазенки, потянулся и вмиг в аорту окунулся. Промчался в кровяном потоке, по закоулкам тела спящего, потом забрался к горлу ближе, там крови теплой наглотался, напившись, прямо в мозг поднялся, уселся в массе студенистой - кровавый, злобный и нечистый, там когти в спящий мозг вонзил, тебя мгновенно разбудил, сказав себе: "Не буду бегать, рвать, метать, куда приятней отдыхать, так я хочу! Ну, раз в году, ведь и у бесов есть права! Так вот - я буду здесь лежать и буду просто наблюдать!"

* * *

Людвига Гековна Бацура проснулась в чистейшей розовой постели ровно в 7 часов и несколько минут разбиралась в своих ощущениях. Они оказались сложными. Радовало утро - сквозь присморщенные тяжелые шторы пробивался острый, как крик, луч света. День, знать, начинался славный. Радовало ощущение здоровья, чему способствовал и пустой, легкий желудок. Радовала мысль о тех утехах, что принесет вечерняя встреча. Здесь, правда, женщина смущенно махнула полной рукой. Грешно! А затем в память влезло и то неприятное, ну, совсем противное, что было еще каких-то пять часов назад. Она наморщила лоб и те два слова, сказанные едко ей ночью, в слюнявой злобе, громыхнули подло и липко.

-Стоп!- сказала вслух Людвига Гековна.- Но это же неправда! значит - надо все забыть! Скинуть как грязное белье!

Она удивительно легко подняла свое сильное, тяжелое тело с необъятной тахты, пробежала по мягкому белому ковру, рывком пахнула темно-розовые шторы и, вдобавок к разинутой настежь форточке, распахнула и тяжелую створку зеркального окна.

Осенний холод грузно навалился на женщину, а та, словно обезумев, бросила с себя сиреневую, с кружевами, легчайшую ночную сорочку, протянула руки к солнечно-хладной заре и замерла так на ^ кольк0 минут. И лишь когда едкими пупырышками покрылось все тело, а грудь, великолепная, тяжелая грудь, казалось, затвердела как мрамор, она взвизгнула, закрыла окно и ринулась в ванную комнату, накинув на плечи белый халат.

Минут через двадцать вернулась она распаренная, розовая и сразу же сбросила с себя лохматое одеяние. Движения ее вдруг стали плано-настороженными, почти кошачьими. Людвига Гековна приблизилась к высокому трюмо, всмотрелась в его плоскую глубину, затем снизу подвела к своим грудям ладони, сильно, почти до боли, сжала их и резко опустив руки, словно бросила грудь вниз. От этого движения натянулась кожа на плечах, как будто утоньшилась шея, все тело пронзило легкими иголками. А грудь, успокоившись после броска стала как-то и полнее, увереннее что-ли, менее вислой.

- Славно! - весело сказала Людвига Гековна.

Затем она взяла с лакированного, уставленного множеством флакончиков и коробочек, столика трюмо фотографию юноши с невероятно громадными глазами под гривой спутанных волос, поцеловала эти глаза, на миг прижала к груди, которая словно прилипла сосцами к губам юноши, и поставила на прежнее место. Секунду поколебавшись, она пошарила рукой за трюмо и вытащила другую фотографию, черно-белую, где двое уже немолодых мужчин вели беседу на скамеечке в парке.

- Ну? - прошептала женщина. - Поможете? Я смогу не обидеться, смогу! Но что делать дальше?

Мужчины задумчиво молчали. Людвига Гековна осторожна стерла с их лиц ладонью пыль, вздохнула, снова спрятала фотографию за трюмо, наконец-то окончательно облачилась в халат, отворила матово-стеклянную дверь спальни и только-только собралась что-то крикнуть в желтизну нагретого коридора, как в нем отворилась дальняя дверь, и в проем высунулась грива спутанных волос над невероятно громадными глазами.

- Гера, сынок! Встал, дорогой? - Людвига Гековна рассмеялась от удовольствия. - Быстро умывайся и убирай свою комнату! Но пропылесосишь и свою и мою комнаты! И коридор...

- И кабинет, и кухню, - надтреснуто и иронично продолжил Гера.

- А я готовлю завтрак! Хорошо?!

- Йес! -ломко ответил Гера, запечатленный в паспорте месяц назад Гераклом, и исчез в своей спальне.

Людвига Гековна спокойно и медленно вернулась в спальню - прижала ладони к добро рязмякшей груди и удовлетворенно сказал:
- Теперь все хорошо!

Скачать произведение полностью: povest-byust.rar [63.69 Kb] (cкачиваний: 147)
Дмитрий Ледовской. Повесть "Бюст"


 





Наш край



 
^ Наверх