Горно-обогатительный комбинат "Джульетта"



День 12 октября 2001 можно смело назвать рубежным не только для коллектива нашей Омсукчанской горно-геологической компании, но и для всей Магаданской области. Сегодня мы второй раз открываем НАШУ “Джульетту”.
Первое из них – непосредственно открытие золотосеребряного месторождения – по праву принадлежит дукатским геологам. Тем, кто работал здесь еще в 70-е, и тем, кто пошел вслед за ними на эту территорию в конце 80-х годов.


Мне же приятно, что в этом открытии есть и моя заслуга как одного из первооткрывателей и главного геолога Дукатской экспедиции. И когда благодаря усилиям десятков людей – рабочих, канавщиков, бурильщиков, геологов подтвердились самые смелые прогнозы, встал вопрос – кто и как будет разрабатывать это богатое месторождение, получившее романтическое название “Джульетта”.

Так в 1993 году для ускоренного развития “Джульетты” было принято решение –создать самостоятельное предприятие – Омсукчанскую ГГК. С тех самых пор я вхожу в состав ее правления. Первая трудность, с которой пришлось столкнуться в работе, это отсутствие должного финансирования, и мы пошли на смелый, рискованный шаг – попытались самостоятельно найти зарубежных партнеров и инвесторов.

После ряда попыток, перебрав до десятка фирм, наш выбор остановился на канадской компании “Ариан Ресурсес”, которая в 1998 году была приобретена и перешла под управление “Бима Голд КОРП”. Благодаря настойчивости руководителей этой компании и особенно ее президента Клайва Т. Джонсона и их гарантиям, удалось заинтересовать ряд междунородных банков в перспективности вложения средств в освоение “Джульетты”. Сейчас нашим партнерам принадлежит 79 процентов акций предприятия.

Многим может показаться странным, но для нас освоение месторождения начиналось не с “горы”, а со строительства дороги. Не хотелось, как скупым, платить дважды за разбитую технику, штрафные санкции экологам и лесникам. Поэтому для нас 140 километров дороги от основной омсукчанской трассы до месторождения стали одним из первоочередных объектов. Нелегко это далось, отсыпали около 500 тысяч кубометров грунтов, возвели два крупных моста, положили более 150 водопропускных труб.

Зато получилась хорошая грунтовая дорога, по которой к объекту можно проехать на любой машине. А для того, чтобы поддерживать ее постоянно в нормальном состоянии, на ней сейчас работают два тяжелых грейдера.

Второе – жилищно-бытовые условия рабочих и горняков. “Джульетту” с самого начала намечалось отрабатывать вахтовым способом. Для того, чтобы две недели вахты люди могли жить в нормальной, комфортной обстановке, мы возвели стационарный комплекс арктического типа, рассчитанный на одновременное проживание 180 человек. Известно: как человек отдыхает, так он и работает, а для нас хорошая и безаварийная работа - это самое главное.

Да, многое из того, что делается на “Джульетте”, на Северо-Востоке применяется впервые. Мы внедрили разработку месторождения с применением спиральных съездов. Представьте себе винтовую лестницу с выходами на каждый этаж. Так вот, каждый этаж – это горизонт отработки рудного тела.

Врезаемся, проходим, вывозим руду на фабрику, где ее перерабатывают. И так до конца эксплуатации месторождения. Как только отрабатывается первый слой, он сразу в последующем заполняется кеком флотационных хвостов. Кстати, это тоже впервые применяется в области. Подобный метод утилизации вредных отходов хорошо зарекомендовал себя на урановых шахтах.

Таким образом, после отработки у нас до 55 процентов отходов складируется в “горе”. А если учесть, что 95 процентов месторождения залегает в зоне вечной мерзлоты, то эти отработанные “хвосты” мы просто замораживаем.

В целом же отработка рудника “Джульетты” не отличается от общепринятых технологических схем. Подобное же горно-шахтное оборудование, технология переработки и обогащения руд, аналогичные применяемым в России. Отличие лишь в том, что на вывозе руды из “горы” на фабрику и транспортировке назад в пустые забои кека хвостов у нас работают пятнадцатитонные самосвалы.

И еще раз скажу об экологии. Уж сколько на Колыме, мягко говоря, насорили, что смотреть страшно. И именно с позиции наименьшего вреда окружающей среде мы подбирали комплекс оборудования для золотоизвлекающей фабрики.

Его преимущество в том, что на цианирование отправляется флотоконцентрат, а это всего лишь 8 процентов от объема исходной руды. Поэтому у нас объем вредных цианистых отходов весьма минимален, и за все время отработки “Джульетты” составляет всего не более 87 тысяч кубометров

"ДЖУЛЬЕТТА": СБЫВШАЯСЯ МЕЧТА

Месторождение "Джульетта" было открыто Дукатской ГРЭ в 1989 году. После защиты запасов драгметаллов в ГКЗ РФ лицензию на его отработку получило ЗАО "Омсукчанская горно-геологическая компания". 7 сентября 2001 г. введен в эксплуатацию рудник, а 26 сентября того же года произведена первая плавка золота.

Судьба "Джульетты" уникальна. За короткий срок месторождение было вовлечено в отработку. А становление его проходило в тяжелейший экономический и финансовый период развала геологии, застоя производства в стране. И тем не менее удалось найти иностранного инвестора, постороить ГОК, начать добычу металла. То, что созидание сильнее разрушения, доказано на деле. Причем создано не просто предприятие, а современное производство, оснащенное высокотехнологичным оборудованием, где неукоснительно соблюдаются правила техники безопасности и охраны труда.

О комфортности социально-бытовых условий на "Джульетте" говорить не буду - кто работает там, знает об этом не понаслышке. Скажу о другом, не менее важном вопросе, не теряющем актуальности независимо от времени, объективных и субъективных обстоятельств. Речь идет об отношении к природе. Продекларировать основные позиции мониторинга в части уменьшения воздействия горнообогатительного комплекса на окружающую среду экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты несложно. Труднее их выполнять.

Однако действующий план общественного консультирования и обсуждения в данном направлении - убедительное подтверждение того, что ОмГГК уделяет серьезное внимание проблемам экологии. С момента получения лицензии на отработку "Джульетты" руководство компании в лице заместителя генерального директора Николая Викторовича Григорьева, специалисты-экологи четырежды встречались с общественностью Омсукчанского района, подробно информируя об экологической обстановке на месторождении, аналитическом контроле за концентрацией загрязняющих веществ, мерах по совершенствованию технологического процесса с целью более качественного выполнения природоохранного законодательства. На таких общественных слушаниях происходит предметный и откровенный диалог. Я была на всех четырех, проводившихся в администрации Омсукчанского района (в нынешнем году - в феврале), и мне импонировала прозрачность текущей и перспективной деятельности ЗАО "Омсукчанская ГГК" в плане контроля за состоянием

окружающей среды на "Джульетте". Н. В. Григорьев и специалисты-экологи предоставляли слушателям полную и достоверную информацию, отвечали на вопросы, не скрывая существующих проблем. Проблемы, конечно, были и есть, от них не уйти, но радует рачительное, хозяйственное отношение компании к земельным ресурсам "Джульетты". Полученные земли ОмГГК возвращает земельному комитету либо в нетронутом виде (такая часть их была передана в этом году), либо рекультивированными, приведенными в должный порядок не только после использования, но и в ходе отработки. Пример тому - старый вахтовый поселок на "Джульетте". После переселения оттуда людей земельную площадь выровняли, спланировали, засеяли травой.

У каждого месторождения, как и у человека, своя судьба. У "Джульетты" она яркая, счастливая. Повезло геологам, открывшим столь богатое и перспективное месторождение в Магаданской области, которая в этом году встречает полувековой юбилей.

В преддверии большого и радостного события желаю всем колымчанам и своим коллегам увидеть на карте области будущие "звездочки" - месторождения. Боритесь и ищите! Находите и не сдавайтесь! Как это делали геологи Николай Викторович Григорьев, Юрий Иванович Радченко, Анатолий Григорьевич Колесников и многие другие.

Тамила ВОЛОДИНА, геолог.


 





Наш край



 
^ Наверх