Художник Валерий Цирцнес



Член Союза Художников РФ с 1987г. Живописец
Родился 15 февраля 1947г. в Комсомольске - на - Амуре. С 1956г. жил в Певеке на Чукотке. 1968 г. окончил Крымское художественное училище имени Н.С.Самокиша в Симферополе, возвратился в Певек.


С 1972 года живет в Магадане. Работал в художествен -но - производственных мастерских Магаданского отделения Художественного фонда РСФСР. Около двадцати лет преподавал живопись и рисунок в детской художественной школе.

С 1992 по 1994 год - председатель правления Магаданской организации Союза художников Российской Федерации, член правления Союза художников Российской Федерации (Москва), делегат Седьмого съезда художников России.

Участник областных, окружных и городских выставок с конца 60-х годов. В графике работает акварелью, тушью, пером, карандашом. Главная тема живописных и графических произведений - Чукотка. Пишет натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые произведения.

В.Цирценс-автор портретов магаданских писателей, актеров, ученых. Среди них портреты писателей Ю.Рэтхэу, А.Бирюкова, М.Эдидовича, художника В. Кошелева, актера В.Поздина и др.



Сотрудничает с областным книжным издательством: оформил и проиллюстрировал около тридцати книг магаданских авторов. В 1993 году художник побывал в творческой командировке на Аляске в США, итогом которой стала выставка его работ в Анкоридже.

Работы В.Цирценса хранятся в Читинском краеведческом музее, Государственном объединенном краеведческом музее имени В. К. Арсеньева во Владивостоке, в областном краеведческом музее, областной библиотеке имени А.С.Пушкина, муниципалитете Анкориджа (Аляска, США), в частных собраниях в России и за рубежом

РАЗМЫШЛЕНИЕ У БЕЛОГО ХОЛСТА

Как для начинающего, так и для маститого художника персональная выставка является важной вехой в творческой жизни. Для живописца и графика Валерия Станиславовича Цирценса поводом для очередной выставки стали сразу три юбилейные даты: в нынешнем году ему исполнилось 55 лет, в течение 30 лет его творческая жизнь связана с городом Магаданом, кроме того, сама выставка проходит в рамках сорокалетия Магаданской организации Союза художников России.

Художник В. С. Цирценс в особом представлении не нуждается. Мастера хорошо знают поклонники его таланта. Работы этого художника легко узнаваемы, отличаются чрезвычайной легкостью восприятия. Они воздушны, образны, глубоко осмысленны. Для самого художника характерны такие черты характера, как человеколюбие, искренность, умение сопереживать. Узнав, что его коллега готовится к выставке, он тут же бросит все свои дела и поспешит в зал, чтобы помочь разместить на стенах картины.

Вся его жизнь связана с Крайним Севером. Когда Валерию исполнилось 9 лет, родители его привезли с в Певек. После школы он поступил в Крымское художественное училище, окончив которое, вернулся на Чукотку. Знаменательной вехой в его жизни стала выставка, состоявшаяся в 1971 году. Она успешно прошла в Анадыре, затем и в Магадане, где на него обратила внимание председатель Магаданской организации Союза художников Л. Е. Тимашева, которая и предложила ему переехать в областной центр. Валерий принял перспективное в творческом плане предложение. В Магадане ему была предоставлена художественная мастерская, в которой он проработал 30 лет.

...Переходя от одной картины к другой, зрители шепотом обсуждают увиденное. Более дотошные ценители искусства внимательно вглядываются в детали картины, тонко выписанные мастером. Воспользовавшись возможностью, сразу же после выставки беру у Валерия Станиславовича интервью:

- От многих ваших работ веет мистикой. Смотришь на одну картину и кажется, что ты птица, парящая над ночным городом. На другой картине в завихрении снежной метели словно остановилось время. Откуда черпаете такие сюжеты?

- Я принадлежу к поколению романтиков, которые работали и продолжают работать в Магадане. Находясь на Чукотке, я всегда поражался: как это на таком краешке земли, в вечной мерзлоте люди строят города, где каждый гвоздь привозной. На Чукотке я встречал много интересных людей. Это были высокообразованные люди, приехавшие за романтикой из Москвы, Ленинграда и других городов страны. Общение с ними повлияло как на мою личность, так и на мое творчество.

- Чем эта выставка отличается от предыдущей?

- В целом это юбилейная ретроспективная выставка, на которой представлены работы, созданные за последние пять лет. Одна треть работ демонстрируется впервые. Кроме живописи, как вы видите, представлена и графика. К сожалению, мне не удалось показать все работы, которые хотелось бы. Это вызвано тем, что часть картин находится в частных коллекциях. Увы, рынок диктует свои условия - художник живет за счет продажи своих работ.

- Вам не обидно, что к сорокалетию Магаданская организация Союза художников так и не получила обещанный зал для галереи, так и не была издана обещанная книга о магаданских художниках?

- Какие могут быть обиды? Самое главное, что все это делается. Уже есть постановление мэра по выделению помещения для открытия галереи в КСК , есть решение областной администрации о финансировании издания книги. Нам надо не сетовать, а вместе работать.

- Вас называют мэтром колымской живописи и графики. Как бы вы проанализировали обстановку, которая сегодня сложилась в Магаданской организации Союза художников? Ваше мнение о поколении молодых художников, которые влились в ее ряды.

- Молодое поколение художников интересное и перспективное. В нынешнем году при их участии было проведено десять персональных и групповых выставок, которые привлекли всеобщее внимание. Наша большая надежда - молодая художница Валерия Борисова. Еще несколько выставок, и надо будет подумать о принятии ее в ряды членов нашей организации. Хотелось бы отметить молодых косторезов, мастерство которых растет день ото дня. Конечно же, не обходится без проблем. Меня беспокоит тот факт, что в нашем большом городе нет художественного училища. Это уже привело к тому, что наш Союз художников за последнее время сильно постарел - из-за слабого притока молодежи. К сожалению, часть молодых ребят и девушек отошла от серьезного, классического понимания искусства, увлекшись дизайном и компьютерами.

- Давайте поговорим о хлебе насущном. Ведь кроме творческих задач вам необходимо заплатить за аренду мастерской, обеспечить семью.

- Не буду скрывать, в этом плане я вполне обеспеченный человек, по крайней мере, необходимый минимум у меня всегда есть. После сокрушительного дефолта люди снова начали вставать на ноги, и это сразу же стало сказываться на заказах. Некоторая стабильность, которая появилась, дает возможность работать. Сегодня талантливый человек как никогда востребован. Лично мне не нравится, когда много жалуются и мало делают. Я считаю, что надо просто работать, и все будет хорошо.

- Что из себя сегодня представляет заказчик, покупающий ваши картины?

- Вчера в этой роли выступало государство, поэтому художники практически не имели права сами продавать свои картины. Тогда был госзаказ с цензурой и конъюнктурой, и, на мой взгляд, далеко не всегда оценка работ была объективной. Сегодня заказчик - человек, который сам решает, нравится ему эта картина или нет. Он бывает разным, порой непредсказуемым.

- В так называемые застойные годы художники повсеместно писали портреты шахтеров, оленеводов, трассовиков. Почему их больше не интересует образ рабочего человека?

- Когда я пишу портрет, для меня не имеет большого значения, какая у человека профессия. Для меня куда важнее его духовный мир, характер, его восприятие окружающей среды. Для того чтобы написать портрет, мне необходимо раскрыть его как личность. Каждый человек - сам по себе явление уникальное. Только фашисты могли сказать: . Каждый человек уникален. Нам надо учиться понимать друг друга. В конфронтации невозможно работать и творить.

- Вы длительный период времени преподавали в детской художественной школе. Какова дальнейшая судьба ваших воспитанников?

- Многие из них стали членами нашей Магаданской организации Союза художников. Окончив художественные училища и институты, они работают во многих жанрах, начиная с живописи, заканчивая резьбой по кости. Для многих из них Цирценс был первым учителем, поэтому я рад, что в каждом из них есть частица моей души.

- С каким настроением вы утром идете в мастерскую?

- В своей мастерской я, наверное, самый счастливый человек в мире. Там я делаю то, что люблю, мой труд при этом достойно оплачивается. По натуре я , люблю работать поздним вечером, а то и ночью, когда весь город спит. В мастерской я чувствую себя как дома, за ее пределами мне неуютно, словно я попадаю в агрессивную среду.

- Чем, на ваш взгляд, фотография отличается от картины художника?

- Фотография - это факт, а картина - это мир. Картина - это мощнейшее обобщение мира. Если ты смог написать елку или Каменный венец - это еще не искусство. Ты должен все это пропустить через свое художественное мышление, сделать , отобразить суть. Вопрос не в том, что ты хочешь передать, а в том, что ты хочешь этим сказать. Делаешь ли ты при этом человека духовно богаче? Поймите, бескрылая птица в искусстве никому не нужна. Известно, что подготовленный человек лучше понимает мир искусства. Для этого нужно смотреть спектакли, читать книги, слушать музыку. Словом, чем богаче твой мир, тем ты глубже понимаешь само искусство.

- С все ясно, а как насчет тыла?

- Мой тыл - моя семья. Скажу без преувеличения, что 80 процентов моего успеха - заслуга Татьяны Ивановны, моей жены, с которой мы живем вот уже 28 лет. Со своей стороны она делает все, чтобы меня ничто не отвлекало от работы. Как самый близкий для меня человек, она переживает и во всем поддерживает меня. Без такого надежного тыла просто невозможно творить.

- О чем вы думаете, когда подходите к белому холсту?

- Белый холст - это всегда немного страшно. Такое впечатление, будто ты стоишь на краю пропасти. Я всю жизнь занимаюсь живописью, но, начиная новую работу, всегда испытываю волнение и надежду, что это будет самая лучшая картина, что ты сделаешь еще один шаг вперед в своих творческих исканиях. Сама картина порой вырастает очень странно, как-то изнутри. Впрочем, элемента случайности здесь не бывает, обычно это глубоко продуманная идея, за которой стоит многолетний изнурительный труд. Для меня высшая оценка работы - видеть радость в глазах зрителей, когда то, что ты изобразил, дошло до каждого сердца.

- Выставка позади. Что дальше?

- Все почему-то ждут праздника... Особых перемен не предвидится. Для меня самое главное - чтобы была возможность работать, творить.

"МАГАДАНСКАЯ ПРАВДА"


 





Наш край



 
^ Наверх