Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / Из истории магаданского театра

Из истории магаданского театра

Вся наша жизнь - игра .

Любая жизнь, начавшись, движется по определенному сценарию. Магаданский театр появился раньше, чем город, - в первой половине 30-х годов. Население, проживавшее вблизи бухты Нагаева, увидело первый спектакль в 1933 году, он назывался «Утопия».


Хозяевам Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей не было чуждо чувство прекрасного. Профессиональные артисты выходили сначала на сцену клуба колымского ГУЛАГа. Артисты играли спектакли с особой проникновенностьюи глубиной. Зрителями тех постановок были не только сотрудники УСВИТЛа, но и учителя, врачи, дорожники, автотранспортники, словом, люди образованные, интеллигентные. Возглавлял первую труппу Георгий Петрович Шнабель, он же был постановщиком спектакля «Утопия». Актеры, которых на Колыме было немало, объединились в труппу в 1939 году. Новоселье справили в клубе «Строитель», который располагался неподалеку от Магаданского городского парка культуры и отдыха. Зрительный зал в нем был рассчитан на 326 мест. На сцене играли пьесы «Горе от ума» А. Грибоедова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Возвращение» М. Тригера, оперетту «Как ее зовут» О. Долгорукова. Яркими исполнителями были актеры И. В. Эллис, Н. А. Изаксон, Г. И. Алабин, Е. М. Негина, И. А. Глазунова, Н. Т. Горбунов, Н. П. Сысолятин. Тем временем с марта 1940-го по сентябрь 1941 года строили здание театра. Новоселье в нем произошло 5 октября 1941 года в соответствии с приказом № 460 от 3 сентября того же года, который гласил, что у нас образован Музыкально-драматический театр.

Из истории магаданского театра
Первое здание театра


В дни священной войны советского народа назрела необходимость коренного изменения репертуара в сторону усиления и перестройки работы, направленной на службу обороны социалистической родины. Директором назначили Федора Андреевича Ярикова. Труппа состояла из расконвоированных заключенных, для которых путь на сцену начался с подмостков лагерной самодеятельности. Коллектив ездил на гастроли, выступал перед золотодобытчиками, которые не щадя себя трудились, давали Родине необходимый в годы войны драгоценный металл.

Только в 1943 году с июня по сентябрь артисты в составе концертных бригад показали триста спектаклей и выступлений перед горняками Колымы, заработали миллион рублей.

Но творческое лицо театра формировали лагерные меценаты, отбирая талантливых и профессионально подготовленных узников. Как бы то ни было, по малейшему доносу и подозрению ГУЛАГ брал дань человеческими жизнями. Так, в очередной премьере спектакля «Маруся Богуславка» М.Старицкого усмотрели происки директора театра и Ф. А. Ярикова уволили. Легко пуская в ход кнут репрессий, Дальстрой иной раз вспоминал и о прянике для служителей муз. Главной наградой была свобода, но происходило это не так часто, хотя иногда актеров и осыпали знаками внимания: премировали часами, денежными окладами.

В 1946 году приехал главный режиссер Алексей Николаевич Бендерский, ученик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Музыкальную труппу возглавил режиссер Григорий Федорович Синельников. В театре в 1954 году было 53 актера.

В 1954 году, когда Дальстрой расформировали, изменился и статус коллектива. Сохранив свое имя и жанровые особенности, он стал областным. Началась новая жизнь. Современным магаданским зрителям известен народный артист РСФСР Леонид Викторович Варпаховский, арестованный в 1937 году и привезенный на Колыму в 1940-м, а в 1945-м поставивший на сцене театра оперу «Травиата», успех которой был потрясающий. С 1944-го по 1947 год он поставил 9 спектаклей. Свою любовь к магаданской сцене и зрителю он передал дочери Анне Леонидовне Варпаховской, замечательной актрисе и режиссеру, рожденной на колымской земле. В нашем театре она поставила спектакли «Коктейль по-французски» М. Камолетти, «Средь бела дня» Н. Островского. Эти работы пользуются успехом у зрителей. Актеры, технический персонал, администрация полюбили Анну Леонидовну точно так же, как и ее отца.



Привезенный на Колыму в 1939 году народный артист СССР Георгий Степанович Жженов работал сначала на приисках и только с конца 1944-го по декабрь 1946 года стал выступать на сцене театра. В 80-х годах о лагерной Колыме Георгий Степанович написал книги «Омчакская долина», «От «Глухаря» до «Жар-птицы».

В 1944 году был арестован Вадим Алексеевич Козин, заключение отбывал на Колыме. В 1955 году был зачислен артистом Магаданского областного музыкально-драматического театра имени М. Горького. Заслуженный работник культуры России концертмейстер музыкального театра Галина Ветрова получила свою должность, прекрасно сыграв первый концерт П. Чайковского. В театре она работала до ухода из жизни в 2000 году. Свою молодость и вхождение в зрелые годы театр продолжил, возглавляемый людьми, которые сумели сохранить высокий творческий статус. Магаданскому зрителю все эти годы предлагали исключительный репертуар.

Корифеи сцены создавали его славу, помогали ему расти и крепить традиции. Среди них был и обожаемый публикой народный артист России Владимир Алексеевич Барляев. С 2004-го по 2008 год он возглавлял коллектив как директор и продолжал играть на сцене, справляясь с нелегкой задачей руководителя. Уход из жизни любимого артиста, директора, человека - невосполнимая утрата для театральных работников и жителей Колымы. Рано ушел из жизни и заслуженный художник России Владимир Мягков. Мы храним о них память, увековечили их имена как достойных служителей Мельпомены.
Сейчас продолжает лучшие традиции коллектива плеяда талантливых артистов, опыт и мастерство которых позволяют держать высокую планку творчества. Это народная артистка России Ольга Седлецкая, народный артист России Станислав Хомский, заслуженные артисты Елена Титенко, Алексей Яновский, Светлана Михайлова, Николай Бекасов, Марина Кусенкова.

Труппу музыкального театра возглавляет главный режиссер, ведущая артистка и солистка музыкального театра Мария Леонова. Главный режиссер драматического театра - Михаил Никитин, он же является и ведущим артистом драмы. Они относятся как раз к той когорте артистов, которые трепетно и проникновенно служат театру, продолжают его традиции.

Зрители любят артистов Валерия Бунякина, Валентину Мартынову, Владислава Полякова, Людмилу Анисимову, Ольгу Усову, Наталью Титову, Надежду Лемешеву, Светлану Окуневу, Ларису Никитину, Александра Тарасюка, Алексея Родина, Игоря Смирнова, Екатерину Пастухову, Аркадия Касацкого, Валерия Черепанова, Оксану Плиско, Азамата Нугуманова.

Главное в жизни творческого коллектива - преемственность. Свой опыт, работоспособность, преданность сцене передают люди, которые с молодости служат в театре. Это главный балетмейстер Юрий Абрамов, костюмер Маргарита Вавржиковская, начальник электроцеха Валерий Куделькин, концертмейстер Евгений Воробьев и заведущая музыкальной труппой Наталья Воробьева, заведующая драматической труппой Римма Захарова, артистка хора Людмила Либина. Много лет трудятся Нина Левченко, Татьяна Козлова, Светлана Лешкович.

Театральная труппа ежегодно пополняется молодыми кадрами, отрадно, что им есть у кого учиться мастерству. Артисты получают огромный опыт и с любопытством работают с приглашенными режиссерами. Солисты хора и балета, оркестра, как и драматические, наполняют спектакли своей яркой игрой и зрелищностью.

Каждый сезон начинается с премьеры, на протяжении года магаданские зрители видят не менее пяти новых спектаклей. Юным зрителям каждый год мы дарим сказки. На сцене малого зала проходят спектакли, которые становятся любимыми у зрителей.

Колымчане, живущие вдали от Магадана, с нетерпением ждут артистов на гастроли и благодарно их встречают.

Все творческое многообразие: постановка спектаклей, выезд на гастроли, концертные выступления - невозможно без работы людей, которых не видит зритель, но именно они создают атмосферу уюта в театре и великолепия на сцене. Известно, что театр начинается с вешалки. Работники гардероба, как и контролеры, вежливы, приветливы, доброжелательны к зрителю. Красочные наряды артистам готовят мастера пошивочного и костюмерного цехов, которые возглавляют Светлана Александрова и Марина Бастрыкина. Невозможно представить спектакль без декораций, музыкального сопровождения, светового оформления. В этом заслуга декорационного, столярного, бутафорского, монтировочного, электро- и радиоцехов.

Магаданским зрителям артисты готовят новые постановки.

Александр БОНДАРЕНКО,
директор областного музыкально-драматического театра.
28 марта 2010
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}
{mainlink_code_links}
{mainlink_code_ads}
Вернуться назад