Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / История магаданской школы №1

История магаданской школы №1

1 апреля 1937 года в рабочем поселке Магадан вступило в строй здание первой средней школы и в конце учебного года 65 лет назад знаменитая своими традициями, учениками и педагогами школа смогла выпустить первых воспитанников с аттестатами зрелости. Школа в своем развитии прошла этапы от начальных классов Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы в 1929/30 учебном году до Нагаево-Магаданской школы в 1935, от средней школы № 1 г. Магадана в 1937 году до естественно-математической школы-лицея в 1990. И ныне, с 2001 года - это лицей № 1 имени Н.К. Крупской.

В ноябре 1929 года первые два десятка учеников-эвенов из Армани, Тауйска, Нагаево начали обучение у культбазовских учителей Марии Яхонтовой и Ивана Ваганова. Большинство из них плохо знали русский язык, а учителя не знали эвенский, но они сделали все возможное для того, чтобы учебный процесс был взаимным. Бревенчатые дома Восточно-Эвенской культбазы-школы и интерната к 1937 году уступили место специальному школьному зданию, выстроенному по лучшим проектам архитектора С. Парадизова, инженеров А. Ашанина и Е. Квашнина.

Дальстрой делал многое для детей Магадана - завозил стройматериалы, оборудование, учебники, канцелярские принадлежности: 800 вагонов потребовалось для нужд новой школы. Отдел кадров Дальстроя и городской отдел народного образования приглашал в школу специалистов, имеющих стаж работы не менее пяти лет, положительную партийно-профсоюзную (комсомольскую) характеристику, справку о состоянии здоровья. И это обеспечивало высокий уровень преподавания многих лет.

Педагогический и технический персонал школы работал в условиях, когда Колыма и Магадан были полигоном ГУЛАГа и его детища - УСВИТЛа (Управления Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря). В классах сидели дети репрессированных граждан и дети охранников. Работали педагоги - вольнонаемные договорники и освободившиеся из мест заключения и ссылки.

Тем не менее, в таких нелегких социальных условиях рождались и крепли школьные традиции, формировался авторитет магаданского учителя, воспитателя, личности и коллектива единомышленников - учителей и учащихся. Немало этому способствовала последующая демократизация общества, отход от идеологических установок, авторитарной педагогики.

Высокий профессионализм учителей, кабинетная система обучения, умелое сочетание учебно-воспитательного процесса с внешкольной деятельностью в кружках, секциях, клубах по месту жительства, станциях юных туристов, натуралистов и техников, Домом пионеров - впоследствии Центром технического творчества, детским экологическим центром и Дворцом детского и юношеского творчества, детскими спортивными школами создавали славу первой средней школы Магадана.

Тесная и плодотворная связь с родителями, шефами, организация ученического самоуправления обеспечивали стабильно высокий уровень воспитанности и качество знаний, умений и навыков школьников, активное участие коллектива школы № 1 в общественно-полезных делах и культурной жизни города.

Социальная активность школьной молодежи была заметна в напряженные военные 1941-1945 годы, когда сотни ребят под руководством педагогов трудились на полях совхоза “Дукча”, благоустройстве и озеленении г. Магадана, сборе металлолома, разгрузке пароходов в порту, помощи почтовым отделениям, работали на приисках Колымы, в рыболовецких артелях, собирали средства в народный Фонд обороны, зарабатывая их спектаклями, концертами самодеятельности, трудовыми десантами.

Символична роль магаданских школьников и в 60-80-е годы в формировании Фонда Мира. Воспитанники школы № 1 благодарны взрослым за профессиональные знания, умения и навыки, полученные ими в цехах АРЗа - ММЗ, учебных мастерских школы, которые сами же построили на школьном дворе.

Честь и славу первой Магаданской высоко несли ее воспитанники, занимая призовые места на соревнованиях и выставках разного уровня, в том числе международных и всесоюзных.

Десятилетия первая школа являлась базовой для Областного института усовершенствования учителей, педагогического института. Творческие инициативы школы переросли в городские традиции, стали историческим фактом. Это ежегодные встречи в сквере Большого Театра в Москве 31 августа, праздник июньских Белых ночей в Магадане, деловые и культурные контакты побратимов - Магадана и Анкориджа.

Заметный след оставили в истории школы ее руководители: первый директор МСШ № 1 - 25-летний Павел Субботин, Г.И. Лобанцев, В.Я.Хотяева, С.С. Трубченко, А.К. Сендова, Л.Ф. Бажанова, Л.М. Шайтанова, П.А. Хоперский. Их коллеги получали звание заслуженного учителя РФ, а Г.В. Хорошилова - единственный педагог в области, удостоенный звания народного учителя СССР. В школе выросло немало представителей учительских династий, и в этом году продолжают трудиться математики Черепановы Нина Григорьевна и Светлана Юрьевна.

В памяти многих выпускников осталась деятельность учителей А.М.Бухина, Я.И.Бровкина, О.П. Лозова, В.Е. Гоголевой, А.И. Мейер, Е.П.Белозерцева... Основу знаний закладывали учителя начальных классов У.Д. Ронис, А.Н. Паршкова, З.В. Вуйцик, А.Я. Маркова. Выпускники математика Р.И. Иофан, литератора Е.С. Гинзбург, географа В.М. Петрова становились их коллегами уже в других школах.

В этой преемственности поколений, сохранившихся традициях на 65-м году жизни школьного коллектива мы видим перспективу развития города, всего нашего северного края.

Давид РАЙЗМАН (Газета "Регион")
26 февраля 2009
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}
{mainlink_code_links}
{mainlink_code_ads}
Вернуться назад