День в истории Колымы воскресенье 18 ноября

18 ноября 1942 года газета «Советская Колыма» сообщила, что рабочие Магаданского завода № 2 в первый день сбора средств на строительство звена бомбардировщиков «Дальстроевец» сдали 8925 рублей.
г.Магадан - численность населения 102,7 тыс. человек. Расстояние до Москвы - 7100 км
 
 

» » » "Взрывы" в бухте Нагаева: правда или вымысел. 23 августа 1939 г

 

Магадан и Колыма » История Колымского края

"Взрывы" в бухте Нагаева: правда или вымысел. 23 августа 1939 г
 

/uploads/all2/1237867332_01.jpg
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
К сожалению, мы нередко встречаемся с фактами искажения истории, чему способствуют некритичные, “сенсационные” перепечатки из различных изданий, допускаемые местной прессой.

Не так давно в одной из местных газет была помещена перепечатка из “ЧиПа” воспоминаний бывшего магаданца Виталия Меньшикова под названием “Взрыв в бухте Нагаева”. Как ни удивительно, но они говорят о событиях 66-летней давности, причем так, как будто это было вчера, с мельчайшими подробностями и далеко идущими выводами.

“Куда только не заводило меня в Нагаева (так в тексте – А.К.) неистребимое мальчишеское любопытство! – пишет Виталий Меньшиков... – Блуждая по песчаному берегу бухты, я как-то незаметно ушел от привычного приморского района... Оказалось, что я незаметно для себя приблизился к подножию сопки, что с северо-востока подковой охватывала бухту... Впереди, неподалеку от берега, одиноко кособочилась деревянная будка, рокотал мотор компрессора, суетились фигуры в брезентовых робах... “Эй, малец!” – окликнул меня рослый мужчина в резиновых сапогах... “Иди сюда”... Я привык к подобным приглашениям мастеровых, большей частью бесконвойных зэков из Нагаевского лагеря, выполнявших трудовые наряды за пределами своей зоны заключения, и без всякой опаски подошел к подозвавшему меня человеку”.

После этого “дружелюбный” мужчина неожиданно предложил мальчику ознакомиться с его работой, привел в узкую штольню под сопкой, где “под потолком тянулся электрошнур” и “свисали черные патроны с лампами”. Затем, нисколько не таясь, он повел разговор с встреченным под землей напарником о каком-то предстоящем взрыве. Напуганный увиденным и услышанным, мальчик выскочил их штольни и “без оглядки припустил бегом домой”.

“Ни тогда, ни после, – отмечает Виталий Меньшиков, – я не спросил у взрослых нагаевцев и колымчан, что за таинственный объект я нежданно-негаданно посетил в свои отроческие годы. Быть может, штольня в каменном чреве сопки предназначалась для складирования доставляемого в Магадан с приисков золота. А может, эта штольня стала секретным пороховым погребом треста Дальстрой? “Государственной тайной, – писал советский историк Н. Эйдельман за год до своей смерти, – стало сообщение о чудовищном взрыве на Магаданском рейде, который произошел 23 августа 1939 года”... Позволю себе высказать такую гипотезу случившегося ЧП. Глубокая штольня в нагаевской сопке, начало прокладки которой я застал летом 1935 года, разрослась в гигантский лабиринт. Страна готовилась к войне. Потенциальным агрессором была империалистическая Япония. Каменное подземелье в акватории бухты Нагаево (так в тексте – А. К.) могло служить складом взрывчатки и сверхсекретным военным арсеналом. В какой-то момент по чьей-то халатной небрежности в соблюдении техники безопасности, злому умыслу или диверсии в подземелье мог произойти чудовищной силы взрыв... О нем и оставались свидетельства в архивах Стенфордского университета, которые в 1989 году, то есть через полвека после события, привел историк Н. Эйдельман”.

Анализируя написанное, поражаешься той легкости, с которой в нем соединяется казалось бы несоединимое. Действительно, неужели в порядке вещей существование подземной, секретной штольни под нагаевской сопкой, которую почему-то вдруг показывает первому встречному мальчику какой-то мужчина и сохранение этой тайны детства на протяжении 54 лет для того, чтобы найти объяснение ей в “свидетельствах” архивов Стенфордского университета, приводимых уже теперь, еще почти 12 лет спустя? Что же это за такой таинственный и поныне неизвестный старым магаданцам взрыв в бухте Нагаева 23 августа 1939 г. (т. е. спустя 40 дней после присвоения “столице” Колымы статуса города), выдаваемый в Америке за “государственную тайну” бывшего Советского Союза?

Вместе с тем, объяснение событий, описываемых Виталием Меньшиковым в его воспоминаниях, довольно простое. Для того, чтобы их понять, необходимо забыть про всякую таинственность и секретность, отбросить зарубежные выдумки и вникнуть в реальность происходившего. Она же заключается в том, что в период первой половины 30-х гг. в бухте Нагаева происходило строительство нескольких причалов Нагаевского морского порта. Место, где они возводились, даже близко не напоминало то, которое можно увидеть сегодня. Поэтому с помощью направленных взрывов убиралась часть тогда существовавшей скалы, мешавшей строительству причалов тем, что очень резко спускалась к бухте Нагаева. Подготовленную для данной цели штольню и увидел в 1935 г. юный Виталий Меньшиков, в связи с чем ему ее показал, по всей видимости, гордившийся своей работой неизвестный мужчина. Достоверность подобных фактов подтверждают сохранившиеся архивные документы. В то же время в них нет какого-либо упоминания о взрыве в бухте Нагаева, якобы происшедшем 23 августа 1939 года. И это совершенно не случайно, ибо в тот день история не зафиксировала данного события, потому что его просто не было.

Необходимо отметить, что во второй половине 1939 г. наиболее трагическими событиями, происшедшими на колымской земле или имевшими к ней отношение, явились: широкомасштабное наводнение в районе трассы и приисков (20-25 августа), пожар на дальстроевском пароходе “Джурма”, совершавшем рейс Владивосток-Магадан (27 августа) и гибель еще одного дальстроевского парохода “Индигирка” во время страшного шторма у берегов Японии (12 декабря). Что же касается действительно случившегося взрыва в бухте Нагаева, то его документы Государственного архива Магаданской области абсолютно точно датируют ... 19 декабря 1947 г. Таким образом, даже не приходится сомневаться в полной несостоятельности “свидетельств”, привезенных Н. Эйдельманом из Америки.

Впервые документальный материал о трагическом событии, происшедшем 19 декабря 1947 г., был приведен в моей публикации “Взрыв в бухте Нагаева”, помещенной “Магаданской правдой” в номерах за 18 и 20 января 1994 г. С тех пор прошло более семи лет, во время которых велся сбор дополнительных данных, что позволяет этот материал еще доскональней детализировать и представить на суд читателей для сравнения с уже упомянутыми воспоминаниями и рассуждениями Виталия Меньшикова.

Исходя из этого, обратимся к одному из наиболее достоверных документов, составленному 26 декабря 1947 г. (т. е. “по горячим следам”) и. о. начальника Дальстроя генерал-майором И. П. Семеновым. “Обстановка в порту Нагаево к моменту происшествия, – сообщал он, – характеризуется следующим: У пирса порта в б/х Нагаева на рейде в радиусе до 500 метров от пирса находилось 10 различных судов, в том числе: 1. Пароход Министерства рыбной промышленности “Немирович-Данченко” прибыл в порт 27 ноября 1947 года, стоял у причала без груза и брал в бункер уголь. 2. Пароход Министерства морского флота “Старый большевик” прибыл 14 декабря 1947 года, стоял у причала под разгрузкой. В нем находилось продовольствие, промтовары и техника. 3. Пароход Министерства морского флота “Минск” прибыл в порт 14 декабря 1947 года, стоял у причала под разгрузкой. В нем находились овес, пшеница. 4. Буксирный пароход Дальстроя МВД СССР “Тайга” стоял у причала без груза, брал в бункер уголь. 5. Танкер Министерства морского флота “Советская нефть” прибыл в порт 7 декабря 1947 г., стоял у причала под сливом горюче-дизельного топлива. 6. Теплоход Дальстроя МВД СССР “Советская Латвия” прибыл в порт 25 ноября 1947 года, был разгружен, стоял у борта танкера “Советская нефть” и брал в бункер дизельное топливо. 7. Теплоход Министерства морского флота “КИМ”, прибыл в порт 6 декабря 1947 года, был разгружен, стоял у борта парохода “Старый большевик”. 8. Пароход Дальстроя МВД СССР “Феликс Дзержинский” прибыл 14 декабря 1947 года, стоял в груженном состоянии на рейде в 500 метрах от танкера “Советская нефть” к выходу в море. 9. Пароход Министерства морского флота “Выборг” прибыл 14 декабря 1947 года, стоял на дальнем рейде около 5 километров от причала. 18 декабря 1947 года придвинулся ближе и встал на рейде против причала на расстоянии до 500 метров. На пароходе было 4900 т груза, в том числе капсюли, детонаторы, бикфордов шнур и детонирующий шнур. 10. Пароход Министерства морского флота “Генерал Ватутин” прибыл 18 декабря 1947 года, а утром 19 декабря подошел в район порта и находился к моменту происшествия на расстоянии 300-400 метров от пирса. На пароходе находилось 8593 т груза, в том числе взрыввеществ (аммонит, дипавтолит и тол) 3313 т, которые были размещены в первом и втором трюмах, в первом и во втором твиндеках...”

Нахождение и расположение двух последних судов в бухте Нагаева “к моменту происшествия” явилось причиной последующей трагедии. И. П. Семенов по данному поводу писал следующее: “Около 10 часов 19 декабря 1947 года пароход “Генерал Ватутин” заканчивал продвижение в глубь бухты и, находясь на расстоянии 300-400 метров, стал делать разворот кормой к порту. В это время в носовой части парохода появился густой черный дым. Вскоре после этого произошел незначительной силы взрыв и выбросило большое пламя огня, который быстро распространился на пароходе.

В 10 часов 25 минут произошел взрыв большой силы и пароход вскоре утонул. Одновременно с этим последовал взрыв в носовой части парохода “Выборг”, который также затонул... В результате взрыва на пароходе “Генерал Ватутин” все деревянные склады, навесы и другие постройки порта были разрушены. От раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 12 очагов пожаров и 7 очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом. В результате пожара сгорело 7 складов. Остальные склады и нефтебазу принятыми мерами удалось отстоять. Пожар был ликвидирован к 16 часам 19 декабря 1947 года... Пароходы, находившиеся в порту и стоявшие в бухте на рейде, получили повреждения... В результате катастрофы погибло 90 человек, из них подобрано трупов и умерло в больнице 33 человека, погибло на пароходе “Выборг” 7 человек, погибло пассажиров, находившихся на пароходе “Генерал Ватутин”, 14 человек и погибло личного экипажа команды “Генерал Ватутин” 36 человек... Во время взрыва было ранено и обращалось за медицинской помощью 535 человек, из них было госпитализировано 222 человека. На 25 декабря 1947 года в лечебных учреждениях осталось раненых 99 человек, из них тяжелораненых 32 человека. Кроме того, ранено военнопленных японцев 19 человек. Всем раненым была оказана медицинская помощь. Оставшиеся без жилья размещены в городе, многим из них оказана материальная помощь... Для определения размеров убытков, причиненных катастрофой, создана специальная комиссия. По предварительным материалам этой комиссии убытки, причиненные катастрофой, определяются в сумме 116 млн. рублей...”

Раследованием причин происшедшей трагедии занимался отдел контрразведки УМВД по Дальстрою. На 20 декабря 1947 года он еще их не установил и терялся в догадках, так как по Магадану поползли слухи о преднамеренной диверсии. Однако уже спустя два дня обстановка более-менее прояснилась и после опроса многочисленных свидетелей, картина происшедшего в бухте Нагаева была отражена в оперативно составленной справке, где говорилось:

“19 декабря 1947 г. пароход Министерства морфлота “Генерал Ватутин” подошел к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них, стал делать разворот кормой к порту. Во время разворота он ударился носом о кромку льда, после чего из носовой его части пошел густой черный дым. Вскоре после этого на этом пароходе произошел незначительной силы взрыв и весь пароход был охвачен пламенем. В 10 час. 25 мин. на этом же пароходе произошел взрыв большой силы, от которого также взорвались находящиеся в носовой части парохода “Выборг” капсюли-детонаторы. В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули. Из числа команды парохода “Генерал Ватутин” никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых.”

В то же время параллельно с контрразведывательным отделом работали еще две экспертные комиссии Дальстроя, выяснявшие причины взрыва в бухте Нагаева. В одну из них входили капитаны дальнего плавания А. Н. Шевченко (председатель комиссии, будущий Почетный гражданин г. Магадана) и П. П. Осташевский, а также старший инспектор тихоокеанской инспекции морского реестра СССР С. И. Осинский. В своем заключении от 24 декабря 1947 г. они отметили:

“1. Постановка судов, груженных взрывчатыми материалами и огнеопасными грузами в непосредственной близости друг от друга и от других судов, как это имело место в порту Нагаево 19.12.47 г., противоречит существующим правилам технической эксплуатации морского флота и недопустима. 2. В данном случае нарушены правила технической эксплуатации морского флота, запрещающие постановку судов с опасными грузами в непосредственной близости друг к другу и к другим судам и ответственным за это является капитан порта”.

Эту должность тогда занимал 37-летний Г. А. Ухов, работавший в системе морфлота Дальстроя с 1935 г. Рассмотрением вопроса о нарушении им действующих правил занимался лично министр внутренних дел СССР генерал-полковник С. Н. Круглов, на что ушло более четырех месяцев. Только после этого, 29 апреля 1948 г. был издан специальный приказ, в котором констатировалось:

“Начальник порта Нагаево Дальстроя МВД СССР Ухов нарушил правила приема пароходов с взрывчатыми веществами и разрешил ввести пароход “Генерал Ватутин”, груженный взрывчатыми веществами в порт Нагаево, где в это время находилось 8 других судов, в том числе пароход “Выборг”, груженный средствами взрывания, что привело к авариям пароходов “Генерал Ватутин” и “Выборг”... За нарушение установленных правил перевозки взрывчатых веществ снять с работы начальника порта Нагаево Дальстроя МВД СССР Ухова Г. А.”

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что трагедия, случившаяся в бухте Нагаева 19 декабря 1947 г. (кстати, всего лишь за два дня до выборов в первый горсовет), оставила свои “следы” на многих тогдашних строениях Магадана. В частности, в акте, составленном сотрудниками административно-хозяйственного отдела Дальстроя совместно с комендантом здания Главного управления Дальстроя (ныне – ОАО “Северовостокзолото”) Б. П. Сабениным, было зафиксировано, что силой происшедшего взрыва в нем повылетели стекла из многих рам и форточек, пострадал ряд бюстов, разбилось 6 настольных ламп, 28 графинов, 17 стаканов, 3 блюдца, 2 тарелки и т. д. Подобный ущерб был нанесен центральной гостинице, автобазе, сберкассе, госбанку, промбанку, “Колымпроекту” и еще целому ряду предприятий Магадана. Все это произошло на самом деле, в отличие от придуманного взрыва, якобы происшедшего в бухте Нагаева 23 августа 1939 г., о котором “почему-то” сохранились “свидетельства” только в архивах Стенфордского университета, подброшенные затем нашим “искателям истины” за рубежом в лице историка Н. Эйдельмана.

Александр Козлов, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН 
 
     
 
     
 
 
 
     
  подпишитесь на наши новости в Telegram  
     
 
 
 
     
   
 
 
 
 
 

Энциклопедия Колымского края

 

 
Песни о Магадане
Популярное на сайте

9 марта 2009 Песни о Магадане

Музыкальные произведения разных лет, посвященные Магадану и колыме

 
 

Расписание движения по маршрутам № 101 Магадан – Уптар – Аэропорт и № 111 Магадан – Аэропорт

Начальный пункт - остановка « Автовокзал «Магадан».
Конечный пункт - остановка « Аэропорт»

 
 

Флаг и герб города

За основу герба города Магадана принят герб, утверждённый решением IX сессии XI созыва Магаданского городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1968 года, автор проекта герба - художник Мерзлюк Н.К.

 
 

Расписание движения автобусов по области

Диспетчер городского автотранспорта: 62-57-97
Справочная городского автовокзала: 62-28-97

 
 

 
 
 

Лента новостей

читать всю ленту новостей
 

 
 

Еще о Колыме →

 

Колымский фотоальбом

вся красота нашего колымского края
   

Кто есть кто в регионе

политики, ученые, общественные деятели, руководители

   

Галерея славы и почета

люди внесшие вклад в развитие и освоение региона

   

А.Смирнов "Тайны города"

прочитав эту книгу, вы откроете для себя Колыму с неожиданной стороны

   
 
 

 

 
 
Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

Губернатор Магаданской области, председатель Правительства Магаданской области

Владимир Петрович Печеный
 

 
Мэр города Магадана

Мэр города Магадана

Гришан Юрий Федорович
 

 
Председатель Магаданской областной Думы

Председатель Магаданской областной Думы

Сергей Васильевич Абрамов
 

 
Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума

Магаданская областная Дума VI созыва представлена 21 депутатом, избранным по смешанной системе.
 

 
 
 
     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543