Не собираемся отказываться от организации лицензионного лова


Георгии Имнадзе
Начальник ФГУ «Охотскрыбвод»


Опубликованный в прошлом номере нашей газеты материал под заголовком «Нерадостный старт лицензионного лова» рассказал читателям о том, что начало сезона лицензионного лова лосося для рыбаков-любителей было омрачено слабым обустройством первых открывшихся участков. О причинах происходящего магаданцы высказывались ли такой слух, будто массовый и доступный каждому Лицензионный лов доживает у нас последний год.

Реакция на публикацию была не однозначной. Но одним из первых откликнулся недавно назначенный на должность начальника ФГУ «Охотскрыбвод» Георгии Гивич Имнадзе.

- Вы знаете, что я прибыл в Магадан весной нынешнего года. Поэтому предположить, что было на лицензионных участках раньше, могу лишь по опросам местных жителей. Вот, с вашей точки зрения, что должно быть на лицензионном участке?

- Почти все участки по берегу у нас ежегодно разбивались по точкам лова. Имеется в виду расстояние между сетями, меньше которого оставлять уже нерационально.

На одних участках, по мнению специалистов, это расстояние должно быть 40 метров. На других, возможно, меньше. Но в любом случае все точки лова должны быть четко обозначены вешками, чтобы избежать конфликтов среди рыболовов.

- Выставляет рыболовов у нас по точкам сам инспектор. Например, на Дукче сейчас сети ставят через каждые 50 метров. Будет большой подход рыбы и, соответственно, наплыв желающих порыбачить, это расстояние мы можем сократить до 25 метров. Длина сетей ограничена 30 метрами.

- Да, но никаких обозначений на участке «Дукча» просто не было. Как и бочек для сбора мусора. Это элементарные условия. Однако именно из них у человека складывается ощущение какой-то упорядоченности самого процесса рыбалки.

Человек понимает, что за его действиями есть контроль, есть люди, которые могут потребовать от него соблюдения определенных условий.

- По поводу бочек - все понятно, кстати, на Дукче они уже стоят. Обозначения же точек лова, как вы сказали, вешками не совсем подходит. Некоторые рыболовы, по рассказам инспекторов, просто переносят эти вешки, куда им нужно.

Поэтому гораздо надежнее будет отмечать точки лова краской на валунах, там, где есть такая возможность.

Теперь о блочках и фалах. Ни разу не слышал о фалах в антивандальном исполнении. И хотя сам не наблюдал, по рассказам не одного человека знаю, что эти фалы ежегодно срезаются. Творят это безобразие в основном по ночам. А по нынешним временам отрезок фала в 150-200 метров - вещь довольно дорогостоящая.

Но блочки все равно будем ставить. Что касается сетей, предоставляемых в пользование рыболовам, то эта услуга оказывалась не на всех участках. А там, где сети были, они буквально через первую неделю лова приходили в полную негодность. Пользовались ими по принципу: «Не мое, значит, и беречь не стоит».

- Ну, так далеко претензии рыболовов и не распространяются. Обычно каждый берет с собой на участок свою сеть.

-Да, этим, наверное, и ограничимся. Но я бы хотел добавить здесь кое-что об ответственности самих рыболовов-любителей за поведение на участке. Вот рапорт нашего старшего инспектора с того же участка «Дукча»: «24 июня рыболов-любитель П. взял путевку, предварительно заплатив за вылов 2 экземпляров горбуши.

Приехал на автомобиле «Ниссан-Террано» закрыть путевку и оплатить непредвиденный перелое, который составил 8 горбуш. При объяснении мною порядка оплаты -оплатить 8 экземпляров горбуши и приобрести вторую путевку- отказался от оплаты и уехал с лицензионного участка ...

По окончании лова из 25 рыболовов-любителей, взявших путевки, отметилось 5 человек...»

К сожалению, наши инспектора сейчас не имеют права наказывать таких нарушителей прямо на месте. Но и этот вопрос мы решим. Инспектора из Охотского теруправления будут проводить рейды по участкам и наказывать за нарушения Правил рыболовства тех, кто не пожелает их соблюдать.

- Прежде столь массового непослушания не было. Наверное, здесь сыгра-ло роль то, что с прошлого года порядок оплаты улова изменился. Раньше рыболов должен был заплатить по фактическому вылову в конце дня. Да и паспорта, может быть и незаконно, но все же оставляли у инспекторов...

- Законы нарушать не будем. Заявительный порядок оплаты останется. А значит, и дополнительные путевки при перелове придется приобретать.

- Но мы отвлеклись. Каких еще условий для рыболовов-любителей, по вашему мнению, не хватает на участке?

- В годы больших подходов лосося на участках вводили еще одну услугу. Работники Охотскрыбвода с помощью закидного невода вылавливали рыбу под заказ. Допустим, приезжает на участок человек, которого интересует только приобретение недорогой рыбы, но не рыбалка..

- Понятно. Ко мне на днях приходила на прием женщина-инвалид. Она хотела бы приобрести немного рыбы для себя, если это будет недорого. Есть, наверное, и другие категории людей, которые по каким-то причинам не могут рыбачить самостоятельно.

И я собираюсь поставить этот вопрос для обсуждения на межведомственной комиссии по анадромным видам рыб. Может быть, не социальный не-. вод, но что-то вроде на побережье должно работать.

А теперь позвольте высказать и свои соображения о работе лицензионных участков. В первый же день я посетил два участка - Дукчу и Нюклинскую косу. Первое впечатление... В общем - не Швейцария.

На таком живописном побережье хотелось бы видеть не ржавые бочки для мусора, а, например, несколько шале, в которых с комфортом могли бы останавливаться отдыхающие. Там должна быть удобная автостоянка, чтобы можно было оставить транспорт без всякой опаски.

И точки лова там нужно обозначать бетонными плитами с удобными блочками...

- А еще - беседки, скамеечки, мангалы...

-Да.

- Но, наверное, на ближайшие годы для населения области главным достоинством лицензионного лова будет оставаться его дешевизна и доступность. И если каждый желающий вполне может порыбачить на «лицензионке», то для него уже и не так важно, что там стоит- шале или старая бочка для мусора.

На протяжении более трех десятков лет эту дешевизну и доступность любительского лова лосося нам обеспечивал Охотскрыбвод. У этого учреждения коммерческий интерес в работе участков никогда не стоял на первом месте.

Главной цепью была профилактика браконьерства. И то, что удавалось зарабатывать в урожайные года, шло на обустройство тех же участков, на оснащение техникой, горючим, блочками. Шале или какую-то другую удобную гостиницу на побережье могут возводить только частные предприятия.

И они неминуемо начнут считать свою экономику, а потом вынуждены будут увеличить цены на услуги, хотя бы для того, чтобы покрыть убытки неурожайных лет. Лицензионный лов станет недоступен для большинства населения.

- Так ведь никто и не собирается его сворачивать. Просто люди, которые вполне в состоянии оплатить удобства, должны иметь возможность эти услуги получить. И это вовсе не помешает кому-то, как прежде, посидеть на берегу с сеточкой у костерка, поесть ухи на свежем воздухе.

Почему одно должно исключать другое? Охотскрыбвод не собирается отказываться от организации лицензионного лова на выделенных ему участках.

- И коллектив вашего учреждения, и администрация области не раз отстаивали право ма-гаданцев на доступный вылов лосося для собственных нужд. Хотя давление шло нешуточное.

- Оно и сейчас продолжается. Непонятно почему, но прокуратура области упорно пытается лицензионные участки у Охотск-рыбвода отнять. Дважды в судах разной инстанции решения выносились в нашу пользу.

Но последний суд в г. Хабаровске назвать выигранным уже проблематично. Предыдущее решение было возвращено в суд первой инстанции на повторное рассмотрение.

- Ну, а ваша-то позиция какова?

- Да какова же она может быть, если я на средства Охотскрыбвода направил в Хабаровск своего представителя для участия в суде? Интересы нашего коллектива представлял небезызвестный в области специалист АИ. Котюх, который прекрасно знаком со всеми нюансами законодательства и обстоятельствами дела.

От Охотского теруправления в Хабаровск выезжал их юрист. Надеюсь, мы выиграем эти суды и лицензионные участки останутся за Охотскрыбводом. Иначе и этот наш разговор просто не имеет смысла.

А пока, поскольку внебюджетный счет абсолютно пуст, выкручиваемся как можем, чтобы получить разрешения на вылов, открыть вовремя оставшиеся лицензионные участки. И в процессе работы уже привести их в надлежащее состояние. Вот это моя позиция. Другой нет.

Н. Кузнецова
Колымский тракт








Колымские колонки