"Колымский хронограф" Григорьевича


Что известно о Магаданской области? Суровый край, заключенные, золото, мерзлота, «только самолетом можно долететь». Есть научные труды по геологии, есть блоги путешественников, есть монографии, посвящённые отдельным историческим периодам. Есть много домыслов. И почему-то до сих пор трудно найти целостное исследование, которое позволило бы получить более или менее полное впечатление о Колыме.

Но есть люди, которые любят этот край, уважают его историю, и собирают по крупицам информацию о не таком уж и далеком прошлом, пытаясь обобщить и систематизировать факт за фактом, день за днем, чтобы выстроить единую картину развития удивительного региона – Магаданской области.

Один из таких удивительных людей – Александр Глущенко, автор известного «Колымского хронографа».

Он родился в 1951 году в горняцком посёлке Нексикан Среднеканского района Хабаровского края, когда на месте Магаданской области было Главное управление строительства Дальнего Севера МВД СССР «Дальстрой». Туда из-за послевоенной нужды приехали с «материка» его родители. А уже через 50 лет посёлка не стало.

В биографических заметках Александр Григорьевич описывает реалии колымского быта: молоко в замороженных кругах, подмороженная картошка, десяток яиц по сто рублей. В дома вольнонаёмных работников нанимали «дневальных» из заключённых.

"Колымский хронограф" Григорьевича


В 1950-х, уже в Магадане, в ожидании сдачи дома, где Глущенко обещали комнату, им пришлось жить в гостинице, которая сейчас называется «ВМ Центральная». Она запомнилась юному Александру похоронными процессиями, которые поднимались по проспекту Ленина к кладбищу за больничным городком. «Когда на крышке гроба лежала форменная фуражка, мы понимали — хоронят милиционера или солдата. Возможно, убитого заключёнными».

Тогда в областном центре «рыба стоила недорого, зато на мясо была цена, «что у твоего Гогена с аукциона». Зимой мама покупала на базаре яйца и несла их домой в рукавах шубки, чтобы не замёрзли. Было что-то похожее на сегодня: в конце зимы, перед майскими праздниками (вот они, особенности климата), покупалось два или три свежих огурчика, по баснословным ценам. Из них готовился тазик салата-оливье...

В отпуск в 1957 году семья отправилась через Находку на теплоходе «Ильич», «белоснежном красавце-лайнере, полученном после войны по репарациям».

А по возвращении увидели, что в самой высокой точке города появилась венчающая проспект Ленина ажурная телевышка. Телевизор Глущенко уже видел: с экраном в пару спичечных коробков и огромной линзой перед ним, но дома он появился почти через десять лет.
В 60-ом летели в отпуск на «Ил-14» из аэропорта 13-го километра по маршруту Охотск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск. В Иркутском аэропорту ребенок впервые увидел дерево в белом: цвела слива.

Проезд семьи работника к месту отдыха и обратно предоставлялся раз в три года. И снова знакомое: за месяц-полтора до отъезда начиналась эпопея приобретения билетов: «длиннющая живая очередь в морском порту или запись и ежедневные переклички в авиаагентстве».

В молодости довелось Александру Григорьевичу работать на заводе № 73 Гражданской Авиации, - рядом с аэропортом 13-го километра. Там его за два дня обучили собирать хвостовую трансмиссию и цепочку ножного управления внутри балки вертолёта «Ми-4».



Напоминает он о «северных надбавках» и «коэффициентах». «Коэффициент» в размере 70 % от «прямого» выплачивался всем, а «надбавки» - по одной каждые полгода работы, а две последние — с промежутками в год. При увольнении они терялись. Сохранялись они, если руководители предприятий подписывали соглашение о переводе одним числом.

Описывает Глущенко «зону пропусков», когда нужно было иметь отметку в паспорте или вызов на работу. На завод не брали без прописки, а в паспортном столе не прописывали без работы. С этим он столкнулся после армии, и только хитростью ему удалость решить проблему и снова вернуться на авиаремонтный завод.

Затем он перешел на Магаданский ремонтно-механический завод, который всегда специализировался на изготовлении и ремонте горного оборудования. Первым полученным им заданием стала разработка конструкции ...печки для сенокосчиков.

Работал он в Магаданском профессионально-техническом училище № 4, сначала — преподавателем «спецдисциплин и заместителем директора по учебно-производственной работы. С юмором он вспоминает, как заставлял сдавать экзамены воспитанника из Буркандьи, который ничем, кроме бокса, не интересовался, и даже не хотел его отпускать на чемпионат мира без удовлетворительный оценок. Но в конце концов Александр Лебзяк поехал и стал чемпионом мира среди юниоров, а затем чемпионом Европы и мира, а затем – олимпийским чемпионом. «Не стал только Саня автослесарем. Жалеет, наверное, страшно...», - пишет Александр Глущенко.



Он работал конструктором Всесоюзный научно-исследовательский институт золота и редких металлов, здание которого до сих пор сохранило буквы «ВНИИ-1» на фасаде.

Сейчас Александр Глущенко живет и трудится в Магадане, и обладает колоссальными знаниями по истории края. Он известен колымчанам как автор уникального для нашего края датника и многих статей о жизни города и области, обладающий собственным мнением и хорошим литературным слогом.



Он ведет отсчет истории Колымы с 1648 года до наших дней, постоянно обновляя статьи и подкрепляя их ссылками. Тогда казаки поставили Тауйское зимовье на одноименной реке. А в 1652 году казаки Михаила Стадухина по пути из устья Пенжины побывали в современной бухте Нагаева, и потому он может считаться первооткрывателем района современного Магадана. В самой первой части сборника он охватывает описанием и нынешние Якутию, и Сибирь, и Хабаровский край.

День за днем Александр Глущенко в разных, чаще всего разрозненных, источниках находит по крупицам факты, которые помогают воссоздать картину рождения и развития Магаданской области, осмыслить причины поворотов ее истории, влияние событий государственного значения на колымскую жизнь. В «Хронографе» есть все: и становление Дальстроя, и открытие первых приисков, и военное время, и строительство поселков, и изменение облика города, и имена известных людей, которые внесли вклад в развитие территории. Он дает в своем датнике множество цитат, побуждающих обращаться к первоисточнику и перечитывать эти книги. Чем дальше, тем глубже становится его обращение к истории края.



«Колымским хронографом» пользуются многие, как энциклопедией, и все понимают, какой это большой труд. К нему обращаются школьники, когда пишут рефераты, студенты, журналисты при подготовке материалов, тем более что все ссылки в нем - рабочие. А если речь идет о публикации в газете, которая не была оцифрована, то в «Хронографе» обязательно будет указание номера издания. То же касается и официальных документов, и постановлений правительства, и монографий. Пользоваться сборником Александра Глущенко - зачастую единственная возможность восполнить информационный голод. Подобного этому издания, систематизирующего историю Колымы, просто не существует. Мы решили расспросить автора о том, как и зачем он все это начал и продолжает.

- Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, как у Вас появилась идея создания «Колымского хронографа», и как Вы подбираете и систематизируете свои материалы?



На мой взгляд, любой человек в той или иной степени интересуется историей места, где ему приходится жить. Весь вопрос — в глубине этого интереса. Что касается конкретно «Колымского хронографа», то мысль о его создании проявлялась неспешно. Началось всё с того, что заинтересовался я посёлком Нексикан — тем, что значился на карте Сусуманского района, и где я был когда-то рождён. Удивительно, но его историю пришлось собирать буквально по частицам. Созвонился с Даней Райзманом, который продиктовал мне длинный список книг, которые рекомендовал прочитать. Что-то я нашел дома (собственную библиотечку краеведческой литературы я начал собирать уже давно), за чем-то пришлось обращаться в библиотеку.

Первой в списке значилась книга В. Г. Зеляка «Пять металлов Дальстроя», с неё я и начал. Постепенно, по мере ознакомления с материалами этого издания, тема Нексикана отошла на второй план. Зато появился целый ряд вопросов и возражений, которые легли в основу моих полемических заметок «Послесловие к прочитанному», - естественно, по колымской, дальстроевской тематике. А можно ли серьёзно обсуждать подобные вопросы без привязки конкретных фактов к конкретным же датам?

Разумеется, «Послесловие» не ограничилось только критикой работы Зеляка, перечень литературных источников был шире, также как круг событий и дат, возникла необходимость в их взаимной увязке.

И тут обнаружилось, что, во-первых, набор фактов от источника к источнику, как правило, изменялся. Что-то находилось в одном, но отсутствовало в другом, и наоборот; в разных источниках одни и те же события могли иметь разную датировку; и, в-третьих, конкретные факты, вырванные из общего исторического контекста, становились плоскими, терялась их значимость. Вот и пришлось либо мириться с постепенно заполняющими стол стопками книг со свисающими из них «бородами» закладок, либо искать иное, более радикальное решение.

Подсказка к алгоритму моего «Хронографа» была найдена в книге: «Магадан. Конспект прошлого» глубокоуважаемого мной А. Г. Козлова. Не мудрствуя лукаво, я попросту отсканировал её содержание и перевёл текст в формат HTML.

Теперь, имея под рукой интернетовский браузер, я без труда находил любую интересующую меня в этой книге информацию. Недостаток заключался в том, что этот файл ограничивался материалом единственной книги, а та, в свою очередь, была посвящена, в основном, Магадану. А как можно говорить об истории такой громадины, как Дальстрой, будучи привязанным исключительно к Нагаево и Магадану?

Никак! Более того, для понимания многих событий не только городского, но и областного масштаба необходимо рассматривать их в контексте исторического значения для всей страны. А иллюстрации? Интересно ли перелистывать толстую книжку (а в моём случае «книжка» ещё и весьма специфического содержания) без картинок?

А потому постепенно, от книги к книге, от газеты к газете «Хронограф» начал пополняться и другими сведениями. Нашлось место и моей, накапливаемой годами, коллекции старых и более свежих магаданских фотографий. В результате файл стал непозволительно объёмным, и пришлось его делить на пять частей, привязывая их к определённым историческим периодам, «эпохам», если хотите. Сейчас в работе находится шестая часть.



- Возвращаетесь ли Вы к уже описанным датам, или всегда идете дальше?



Безусловно, «Колымский хронограф» с его электронным форматом является более-менее регулярно обновляемым ресурсом по мере поступления новой информации. Например, на днях, читая книгу о событиях времён ГКЧП, я обнаружил два сообщения агентства «PostFactum» от 19 и 20 августа 1991 года об этих днях в Магадане. Ну как их не поместить в «Хронограф»?

- Сейчас Вы используете источники только из интернета или обращаетесь в библиотеки?



Источники моих записей бывают самыми разными. Но я придерживаюсь строгого правила: каждая должна иметь ссылку, в идеале, её источник должен быть проверяемым. Я всегда стараюсь перепроверять информацию по разным источникам, и, если нахожу противоречия, опираюсь на более авторитетный или указываю несколько ссылок.

И ещё одно важное замечание. Выше вы говорили о моём «творчестве». Это не совсем корректное определение. Всё моё «творчество» сводится к поиску, подбору и оформлению уже имеющейся информации. Поэтому для «Колымского хронографа» я являюсь всё же не автором, а лишь составителем.



- Если говорить об уникальных историях, то Вы ищете для этого очевидцев событий или Вам на них иногда «везет»?



Если вы имеете ввиду «Хронограф», то я, скорее, из тех, кого называют «диванными историками»: информацию черпаю, в основном, из книг, газет, интернета. С другой стороны, если вы называете «везением» результаты целенаправленного поиска, то ошибаетесь. Это достаточно серьёзная и объёмная работа.

Если же речь идёт о других моих «творениях», то в них зачастую присутствуют и очевидцы: за шесть десятков лет Колыма свела меня со многими людьми. Однако ещё раз подчеркну: источники информации я всегда указываю.

- Вы занимаетесь сбором информации по настроению или постоянно? Насколько большую часть Вашей жизни занимает изучение истории Колымы?



Я и на работу хожу, и в огороде копаюсь. Да и попить-поесть-поспать тоже надо. Поэтому работа с «Хронографом» — это всё же хобби, которому, тем не менее, я посвящаю много времени.

- По Вашему мнению, почему в Магаданской области не ведется системного описания исторических фактов?



Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Когда-то им задавался и я.

«...История орденоносной Магаданской области неразрывно связана с такой могучей и могущественной организацией, как «Дальстрой». История же самого «Дальстроя» неоднозначна: с одной стороны, всего за 25 лет им была освоена колоссальная территория — почти в треть Европы, добываемые на этой территории золото, олово и другие ископаемые сыграли существенную роль в становлении советской экономики и в свершении великой Победы 1945-го; с другой стороны, основной рабочей силой «Дальстроя» (и этот факт никогда ни для кого не являлся секретом) были заключённые, со всей вытекающей из этого спецификой и организации, и региона. Да собственно, и сама Магаданская область возникла в 1953 году благодаря «Дальстрою» (А. Г. цитирует свои «Ледяные памяти кружева») ...



Спрашивается, как получилось, что в «Исторической хронике Магаданской области. 1917–1972» (Магадан, 1975) фамилия 1-го секретаря обкома партии (напомню: появившегося лишь в 1953 году) П. Я. Афанасьева встречается 12 раз, фамилия самого первого секретаря Магаданского обкома А. Д. Богданова — 5 раз, маршала В. К. Блюхера (вообще не имевшего к региону никакого прямого отношения) — 2 раза, а фамилии руководителей «Дальстроя» (на всех его этапах): Э. П. Берзина, К. А. Павлова, И. Ф. Никишова, И. Г. Петренко — ни разу?

Ни разу! Эти люди себя чем-то дискредитировали? Допускаю. Но чем тогда объяснить, что 6 раз в хронике упомянут белобандит есаул В. Бочкарёв и трижды — белогвардейский генерал-лейтенант А. Н. Пепеляев (Кстати говоря, боровшийся с большевиками в Якутии и на Дальнем Востоке и расстрелянный в 1938 году Пепеляев в октябре 1989 года был реабилитирован прокуратурой Новосибирской области)?

Я не нашёл в «Исторической хронике» откровенной лжи, но написанное в книге отражало лишь половину правды, что гораздо опасней. Так история превращается в идеологическое оружие, которое, хоть и на стенке висит, но в последнем акте должно выстрелить. Да ещё и не известно, в чью сторону. Вот в 1991-ом оно и стрельнуло...

Ох уж эта риторика! Ответ-то известен: упомянутая «Историческая хроника» издана в 1975 году, когда везде и во всём превалировала коммунистическая идеология. Для нее было важно, чтобы граждане государства видели его историческое развитие, причём исключительно в позитивной динамике, поскольку «направляющей и руководящей» силой была... ну, сами знаете, кто.

Сейчас и ситуация, и идеология иные — во главу угла поставлено обогащение. Честное — не честное, не суть важно! Насколько же потяжелеет ваш кошелёк от знания исторических фактов во всей их взаимосвязи? Догадываюсь: ненамного, да и потяжелеет ли вообще? Ну и зачем ВСЁ ЭТО? С другой стороны, если сегодняшние граждане сопоставят события и факты, взятые хотя бы из «Хронографа», то у них могут возникнуть вполне естественные, но совершенно ненужные нынешней власти вопросы и претензии.

А теперь позвольте откланяться. Пойду, займусь «Хронографом».

Автор Ольга Лопатникова


Комментарии


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки