Анжела Шурхно: системе образования Магаданской области нужно создавать условия здоровьесберегающей среды


В преддверии нового учебного года министр образования и молодежной политики Колымы Анжела Шурхно говорит о проблемах и особенностях образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с приоритетными задачами по повышению качества жизни россиян, обозначенными Президентом страны, важнейшей является создание условий демографического роста и сохранения здоровья граждан, и прежде всего детей. В законе «Об образовании» здоровье школьников отнесено к главным направлениям государственной политики в этой сфере.

Однако 30 процентов детей приходят в первый класс, уже имея отклонения в состоянии здоровья. За время учебы в школе количество здоровых учеников уменьшается в 4 раза, а число детей с нарушениями осанки к выпускному увеличивается до 16,8 %. Одна из самых частых патологий – снижение зрения, которое в ряде регионов достигает 40%. В Магаданской области количество часто болеющих детей достигает 48% от общей численности учеников. Это говорит о том, что надо не только менять подход к образовательному процессу, но и создавать условия для здоровьесберегающей среды.

Для этого необходимо в том числе оценить потенциал действующей системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и, с учетом отличительных особенностей региона, определить ее потребности.

На Колыме приняты концепция развития системы инклюзивного образования, утвержден план реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и общего среднего образования для обучающихся с ОВЗ. В регионе создана адаптивная система обучения, образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди базовых подходов в образовании выделяются обучение детей с ОВЗ в отдельных образовательных организациях, по адаптивным программам, интегрированное обучение в специальных коррекционных классах, и инклюзивное – в одном классе с остальными детьми.

В 2013 году Магаданская область оказалась одним их немногих субъектов РФ, где сохранили коррекционные школы, не поддавшись полностью инклюзивной системе. Сейчас у нас действует три коррекционных образовательных учреждения: Центр образования №1, Центр образования №2 и школа-интернат в Соколе. Функционирует Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, он укомплектован кадрами, и ему переданы полномочия по разработке мероприятий психолого-педагогической реабилитации абилитации инвалидов, и предоставление информации об исполнении индивидуальных программ.

К важным достижениям коррекционной системы можно отнести реализацию проекта непрерывного образования в Центре образования №1. Там действуют мастерские по столярному, слесарному, швейному профилю, социально-бытовой ориентировке, интегрированные мастерские для граждан с ОВЗ старше 18 лет. С 2017 года в учебных мастерских обучалось 32 человека, это реальный результат работы по адаптации, но для достижения постоянного эффекта нужны материальные и кадровые ресурсы. Сейчас педагоги и воспитанники, например, говорят об установке по производству бахил, они могли бы учиться и работать дальше, это будет соразмерно их возможностям способствовать их занятости и труду.

В колымских школах 25 отдельных классов, реализующих отдельные адаптивные программы, в них обучается 247 детей, из которых 17 инвалидов. В Магадане, Оле, Мяундже, Сусумане, Омчаке 12 детей с инвалидностью по слуху и зрению, в СОШ №18 обучаются дети с кохлеарными имплантатами.

Важна и организация обучения инвалидов за пределами региона в организациях, где реализуют программы обучения для детей с нарушениями слуха и зрения: такие есть в Ейске, Владивостоке, Набережных Челнах, Хабаровске, Старом Осколе, Минусинске. Профессиональное образование можно получить в Кисловодстве. Но в Магаданской области нужна собственная база для обучения таких детей, а это требует строительства новых учреждений такого профиля.

Инклюзивное образование внедряется во всех колымских школах, есть общеобразовательные учреждения, реализующие адаптивные программы начального и среднего общего образования. в четырех магаданских школах (№2, №7, №18, №29) есть специальные коррекционные классы. Обучение на дому проходит 61 ребенок с инвалидностью, 17 из них – дистанционно. На семейном обучении находится один. В прошлом учебном успешно сдали ГИА 124 учащихся с ОВЗ, свидетельство о прохождении трудового обучения получили 33 человека.

В системе среднего профессионального образования инвалиды обучаются в общих группах по направлениям: мастер по обработке цифровой информации, операционная деятельность в логистике, программирование в компьютерных системах, повар-кондитер, инструментальное исполнительство. Разработаны адаптивные программы по профессиям: швея, обувщик, модистка головных уборов, плотник, слесарь-сантехник, штукатур-маляр на базе Технологического колледжа и Горно-строительного колледжа. Всего по этим программам обучилось 88 человек с ОВЗ, из них 22 инвалида.

Для Магаданской области важная поддержка для федерального центра и участие в государственных проектах и программах. С 2013 года регион получает субсидии в рамках госпрограммы «Доступная среда», за это время оборудовано 31 учреждение образования, три из которых ведут обучение по адаптивным программам. За три года было освоено почти 42 млн рублей. На базе учебных заведений появились компьютеры, специальное реабилитационное оборудование, учебные материалы и комплексы для реабилитации, сопровождения и поддержки учащихся с ОВЗ, подъемники, тактильные средства обучения, специальный транспорт. Подготовлено 16 специалистов по тифло- сурдопедагогике, и более 300 педагогических работников повысили квалификацию по работе с детьми с ОВЗ.

В прошлом году Магаданская область присоединилась к движению «Амбилимпикс», и провела региональный конкурс профмастерства для людей с инвалидностью по 9 компетенциям: мебельщик, портной, ремонт обуви, художественный дизайн, швейное дело, рабочий зеленого хозяйства, модистка головных уборов. В нем приняли участие более сотни человек, половина – воспитанники образовательных организаций, по итогам определилось 27 победителей. За это время появилась эксперты. В этом году пройдет второй региональный чемпионат.

Кроме того, в 2017 году в Магаданской области появилась своя базовая площадка для инклюзивного образования детей в системе среднего профобразования на базе Технологического колледжа. На это выделено 5 млн рублей из федерального и областного бюджетов.

Для нас важно продолжение этой работы, чтобы все реабилитационные и абилитационные мероприятия дети проходили в регионе, и здоровьесберегающая среда окружала их весь год. Учитывая особенности географии области, сложность перелетов, долгий выезд детей с инвалидностью затруднен. Нам нужно привлечь все возможные ресурсы, чтобы обеспечить полноценный отдых для них в летнее время и качественное образование в течение учебного года.

В Магаданской области можно создать условия для отдыха детей с ОВЗ. Принимают их «Северный Артек» и «Зеленый остров», но сейчас для реконструкции и переоснащения «Зеленого острова» требуется около 250 млн рублей. Проектно-сметная документация уже готовится. Сок «Снежный» и «Северный Артек» берут на себя максимум нагрузки, среди отдыхающих есть и дети с особыми нуждами. В наших планах – строительство физкультурного комплекса с плавательным бассейном на базе «Севарта». Это позволит детям полноценно отдыхать, не покидая регион. Для вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во внеурочную деятельность во всех округах на базе учреждений дополнительного образования работает более двухсот кружков и секций, в том числе инклюзивных.

Среди проблем в региональном образовании можно выделить профессиональную и психологическую неготовность педагогов к работе с детьми с психофизическими нарушениями. В Магаданской области 35 педагогов владеют нужной квалификацией, но с момента перехода на систему инклюзивного образования все учителя должны владеть методами обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Это очень сложно, и в 2015 году мы пришли к выводу, что общеобразовательная школа не готова к инклюзии. Мы сохранили коррекционные школы, потому что понимали: нам нужен переходный период – и учителям, и учащимся, и родителям.

Сегодня в регионе растет количество школ, которые вводят инклюзивное образование, но нам нужны кадры, система обучения педагогов. План этой работы составлен, но хорошо было бы иметь возможность прохождения специальных программ обучения с выездом за пределы области, для обмена опытом, получения знаний и навыков работы с детьми с ОВЗ.

Среди задач выделяется необходимость обеспечения специальными методическими учебными материалами, отсутствие системы медико-социально-психологического сопровождения таких детей в каждой школе. Сотрудники специализированного центра выезжают в городские округа, но в идеале в каждом учреждении должна быть своя служба.

Колымские дети с ограниченными возможностями здоровья достойно представляют регион на многих мероприятиях и конкурсах:

«Видеоролик. net», «Олимпус», «Живая классика», «Мультитест», научно-практических конференциях, брейн-рингах, муниципальных конкурсах и проектах, соревнованиях по боксу, греко-римской борьбе, в Дне лыжника, они становятся призерами специальных олимпиад. НО мы должны приложить все усилия, чтобы образовательный процесс для этих детей был качественным, не затратным и способствовал долгой жизни и развитию.

Анжела Шурхно:  системе образования Магаданской области нужно создавать условия здоровьесберегающей среды



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки