59 лет назад в районе пос. им. Лазо Хабаровского края потерпел катастрофу самолёт Ил-12 СССР-Л3904 185-го авиаотряда Магаданской отдельной авиагруппы ГВФ


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 19 сентября 1958 года в районе пос. им. Лазо Хабаровского края потерпел катастрофу самолёт Ил-12 СССР-Л3904 185-го авиаотряда Магаданской отдельной авиагруппы ГВФ, выполнявший внерейсовый полёт из Магадана в Хабаровск. Все 4 члена экипажа и 24 пассажира погибли.

Экипаж выполнял внерейсовый полет из Магадана в Хабаровск с посадкой в Охотске. На борту находилось 24 пассажира, в том числе три ребенка. Аэропорт в Николаевске-на-Амуре закрылся по метеоусловиям и экипаж должен был произвести его пролет без посадки.

Прогноз погоды перед взлетом в Охотске предусматривал: на маршруте Охотск-Николаевск-Хабаровск с 10:30 до 15:00 – облачность 10 баллов средняя, от Николаевска до Комсомольска – слоисто-дождевая, разорвано-дождевая 200-300 м (от уровня а/д Охотск), средняя, осадки, видимость 2-4 км. В конце маршрута повышение облачности до 300-600 м, видимость более 10 км. Сопки закрыты облаками. Обледенение. Для а/п Хабаровск с 12:00 до 15:00 – облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая 300-600 м, средняя, дождь, видимость более 10 км, ветер западный 5-8 м/с. Фактическая погода по маршруту, согласно показаниям других экипажей, вылетевших раньше и позже: наличие осадков в виде сухого и мокрого снега, обледенение до умеренного, ветер северный, северо-западный до 70 км/ч на участке Николаевск-Хабаровск.

Таким образом, по направлению и скорости ветра прогноз не оправдался. Наличие осадков уменьшило радиус действия приводных радиостанций до 15-20 км, ухудшило возможность ведения двусторонней радиосвязи. Работа радиокомпасов была неустойчивой. Вылет из Охотска произведен с нарушениями: штурман аэропорта не проверил правильность производства экипажем расчетов полета и плана не утвердил, однако, несмотря на это, диспетчер аэропорта дал разрешение на полет. КВС на АМСГ не заходил и синоптическую консультацию не получал. На участке Охотск-Николаевск экипаж взял три пеленга и через 1 час 03 минуты после взлета находился на линии пути. В 11:58 мск экипаж пытался установить связь с АДС Николаевска, но безуспешно.

Пролет Николаевска экипаж доложил в 12:22 без подтверждения аэропортом получения. Точное место пролета не определили. Впоследствии выяснилось, что по данным ПВО, большинство самолетов пролетали Николаевск западнее с отклонениями до 55 км. Таким образом, установлено, что аэропорт Николаевск руководство и контроль за полетами не осуществлял. По данным ПВО борт №3904 пролетел зону аэропорта с уклонением на запад до 24 км. Диспетчер Николаевска передал время пролета в РДС Хабаровска, не предупредив, что точное время пролета определено не было, а связь с бортом отсутствовала. В 13:16 экипаж доложил пролет ОПРС Нижнетамбовское на 2 700 м в облаках с путевой скоростью 350 км/ч, добавив: «Привод не слышу». Затем экипаж докладывал: в 13:32 – пролет Комсомольска визуально (по сообщениям других экипажей условий для визуального полета не было); в 13:51 – пролет Троицкого без указания условий полета. В 14:14 экипаж доложил: «По расчету прошел Елабугу, 2 700 м в облаках, компас не работает, пусть разрешают снижение и выводят по локатору».

По данным ПВО все другие экипажи следовали в Хабаровск с уклонением влево до 30-40 км. Таким образом, руководство и контроль за полетами с помощью радиотехнических средств не осуществлялось, хотя имеющиеся средства контроля были в исправном состоянии и включены. После сообщений с бортов о пролете Троицкого РДС заканчивал с ними связь, не получал от них подтверждения об установке связи с ГКДП и не информировал ГКДП о передаче самолетов им для дальнейшего руководства. Борт №3904 непосредственной связи с ГКДП не установил и через Ил-12 №12586 получил разрешение на снижение до 2 400 м. Бортрадист самолета №3904 длительное время вызывал по УКВ связи радиопеленгатор ГКДП. Об отсутствии связи дежурный ГКДП сообщил диспетчеру РДС.

Одновременно с попытками установить связь по командной радиостанции бортрадист Ил-12 установил связь с КВ-радиопеленгатором Хабаровска и получил пеленг «приблизительно 312°». Радиопеленгаторщик передал этот пеленг на РДС-2 (зап. направление) с указанием номера борта, но там по телефону ответили, что такого самолета нет. Диспетчерам и руководителю полетов пеленг не докладывался. В 14:20 дежурный офицер ПВО по телефону сообщил в РДС-2, что обнаружен неопознанный самолет в районе Единка на пересечении трассы Единка-Хабаровск. Ему ответил не диспетчер РДС-2, а женский голос – что наших самолетов в районе нет. Комиссия считает, что это была оператор РДС, хотя она это отрицает. В 14:23 борт №3904 опять пытался получить пеленг КВ-пеленгатора, но связь установить не удалось.

Между 14:30 и 14:40 экипаж передал – «высота 2 400 м, 14:15 по расчету - Хабаровск». РДС, не зная местонахождения самолета, дал указание занять 1 800 м и запросить пеленг по УКВ у ВВС. В 14:33 экипаж доложил 1 800 м и получил указание занять 1 500 м и взять поправку вправо на снос ветром. Экипаж доложил: «Курс 50°, временами визуально. По расчету пролетели Хабаровск, взяли курс обратно». РДС приказал взять пеленг по КВ-пеленгатору, хотя данный пеленгатор с 27 августа из-за ремонтных работ были исключен из регламента связи. Радиопеленгаторщики имели указание пеленги не определять и на борты не передавать. На запросы экипажа ему передавались очень приблизительные пеленги ШДМ.

Получение пеленга ШДМ и взятие курса экипаж подтвердил РДС в 14:50. До 15:19 экипаж неоднократно продолжал запрашивать пеленги, сомневаясь в их правильности. С РДС ему сообщили: «Пеленг дают правильно, берите курс 290°, следуйте на высоте 3 300 м (до этого самолет последовательно поднимали до 1 800 и до 2 700 м). По данным ПВО с 14:16 до 15:19 самолет производил полет различными курсами в одном и том же районе.

Это свидетельствует, что пеленги экипаж не получал. В 14:43 экипаж доложил остаток 800 л, в 15:00 – 600 л, на что РДС дал указание следовать в Хабаровск в экономном режиме. В 15:19 экипаж доложил путевую скорость 190 км/ч и запросил расстояние. Ему передали: «210 км».

В 15:36 на борт передано: «Расстояние 210 км, направление 110°». В 15:41 экипаж доложил: «Остаток 450 л, путевая скорость 200 км/ч, высота 3 300 м в облаках». В 15:43 РДС передал: «Расстояние 190 км, двигаетесь медленно». В 15:47 было дано указание: «Снижайтесь до 2 700 м, курс 300°, расстояние 190 км. В 15:52 экипаж доложил: «Остаток 300 л, курс 300°». В 15:57 экипаж запросил расстояние и доложил, что надо готовиться к вынужденной посадке с подбором, остаток – 250 л. РДС передал: «Снижайтесь до 2 100 м, расстояние 150 км». В 16:05 экипаж доложил остаток 200 л. В 16:07: «Снижаюсь до визуального на огни». В 16:11: «Высота 1 500 м, земля просматривается не очень хорошо». В 16:12: «Высота 1 200 м, временами в облаках. Выбираю площадку». РДС передал: «До остатка ГСМ не садитесь».

В 16:14 экипаж передал: «Высота 1 000 м, земля не просматривается, иду в облаках, ничего не вижу». На этом связь прекратилась.

Остатки сгоревшего самолета обнаружены в лесу на склоне горы высотой 1 050 м на отметке 850 м в 145 км юго-восточнее Хабаровска с азимутом 137° или в 35 км восточнее-северо-восточнее пос. Ходы с азимутом 74° в точке с координатами 47°34’ СШ 136°25’30” ВД. Самолет столкнулся с горой после почти вертикального падения.
59 лет назад в районе пос. им. Лазо Хабаровского края потерпел катастрофу самолёт Ил-12 СССР-Л3904 185-го авиаотряда Магаданской отдельной авиагруппы ГВФ



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.

Новости по теме






Колымские колонки