В прошлом году наметилась тенденция к снижению административного давления на бизнес


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Магаданской области рассказал о состоянии соблюдения прав колымских бизнесменов в 2016 году.

Закон «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Магаданской области» был принят 30 апреля2014 года. Активная работа в этом направлении началась с сентября 2016 года: распоряжением губернатора от 28 августа 2016 года на должность был назначен Андрей Котов.

К началу 2017 омбудсмен наладил взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями и другими структурами, вошел в состав экспертных, совещательных и общественных советов, комитетов, рабочих групп, заключил шесть соглашений о взаимодействии с рядом министерств и территориальных управлений федеральных ведомств.
По статистике, на начало 2017 года в Магаданской области действовало 4646 юридических лиц, это примерно соответствует среднероссийскому показателю на 100 тыс. человек; индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств - 6 138, что на 63% выше среднероссийского уровня.

В 2016 году возникло 276 новых юридических лиц. В качестве ИП и КФХ зарегистрировано 896 физических лиц. При этом прекращена деятельность 513 юрлиц, это втрое больше по сравнению с 2015 годом, и 1121 индивидуального предпринимателя, - этот показатель стабилен. Резкое увеличение исключений организаций из ЕГРЮЛ связано с активизацией работы налоговых органов по исключению из реестра «мертвых» юрлиц.

По сведениям, которые содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства УФНС России, по состоянию на 10 января 2017 года их количество в Магаданской области составляет 7 345, из них: 24 средних предприятия, 306 малых предприятий, 2181 микропредприятий и 4834 индивидуальных предпринимателей.

«Основной формой работы Уполномоченного является рассмотрение обращений предпринимателей, права и законные интересы которых были нарушены, - отметил Андрей Котов. - В прошлом году наметилась тенденция к снижению административного давления на бизнес, более чем втрое меньше стало обращений предпринимателей в суды с жалобами на незаконное проведение проверок и привлечение к ответственности (с 149 в 2015 году до 44 в 2016 году). Вследствие ужесточения надзора органами прокуратуры области отказано в согласовании внеплановых проверок по 44% заявлений.

Тем не менее, подразделениями прокуратуры Магаданской области в 2016 году за проведение внеплановых проверок без оснований к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ привлечены руководитель управления ЖКХ Омсукчанского городского округа, должностные лица управлений Россельхознадзора, Росреестра, Ростехнадзора. Выявлено 107 нарушений порядка предоставления государственного и муниципального имущества предпринимателям».

В течение 2016 года в адрес Уполномоченного поступило 8 жалоб и 6 обращений, 4 - от индивидуальных предпринимателей, 11 – от юрлиц. Одно обращение было коллективным. Они жаловались на административное давление, нарушение сроков оплаты по муниципальному контракту, нарушение прав по договорам аренды муниципального имущества, на получение льгот, нарушение процедур регистрации, на уголовное преследование, использование монопольного положения. Больше всего обращений в Магадане (11), есть жалобы из Ольского, Ягоднинского, Сусуманского округов (по одному).

Если бы все предприниматели знали о наличии института Уполномоченного, обращений было бы больше, уверен Андрей Котов. Ведь он имеет право участвовать в делах, рассматриваемых в арбитражных судах, направлять губернатору Магаданской области мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов исполнительных органов власти. Он может обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов, наделенных публичными полномочиями, должностных лиц, если они нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательства.

«В Магаданской области реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области» на 2014-2020 годы» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014 -2020 годы», - продолжил уполномоченный по правам предпринимателей. - Она включает такие важные пункты, как субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях; с приобретением оборудования и уплатой процентов по лизинговым договорам. Туда же включена возможность предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям и юрлицам на создание своего дела, а также на первый взнос при заключении договора лизинга оборудования.

Объем финансирования финансово-кредитных мероприятий в 2016 году составил 31,3 млн. рублей. В том числе 10,7 млн. рублей область получила из федерального бюджета по результатам участия в конкурсе. Всего в 2016 году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства направлено 28 млн. рублей. Министерством региона 60 субъектам МСП оказана помощь на 20,9 млн. рублей.


Самые востребованные виды поддержки – это субсидии на уплату первого взноса по договорам лизинга оборудования, их получило 10 предпринимателей на общую сумму 11,3 млн. рублей. Субсидирование части затрат на приобретение оборудования получили 12 представителей бизнеса на 3,8 млн. рублей. Субсидиями на создание собственного дела воспользовались два получателя, на сумму 1 млн. рублей. Возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, получил 21 субъект МСП на общую сумму 3 млн. рублей; часть затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских банках, компенсирована 8 получателям на общую сумму 1,2 млн. рублей. Расходы на участие в выставочно-ярмарочной деятельности частично были возмещены семерым получателям (600 тысяч рублей).

Особое внимание в регионе уделяется поддержке муниципальных программ развития предпринимательства, на которые направлено 2 млн. рублей. Они предусматривают возмещение транспортных затрат, связанных с доставкой товаров народного потребления в отдаленные труднодоступные городские округа и сдерживанию цен на товары народного потребления, реализуемые в таких населенных пунктах, на это направлено 7 млн. рублей. Всего в рамах муниципальных программ помощь оказана 41 субъекту МСП.
Кредитная поддержка оказана 2 субъектам МСП во взаимодействии с АО «Корпорацией «МСП» в рамках программы стимулирования кредитования субъектов МСП в сумме 50 млн. рублей и 10 млн. рублей. Фондом развития предпринимательства предоставлено поручительство по кредиту 1 субъекта предпринимательства в сумме 6 млн. рублей.

Помимо этого, минэкономразвития региона провело мероприятия по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Принято 7 законов, устанавливающих налоговые льготы и преференции для организаций.

До конца 2018 года продлен срок действия льготы по налогу на имущество для организаций, владеющих линиями энергопередачи, а также сооружениями, являющихся их неотъемлемой технологической частью. По информации УФНС России по Магаданской области, этой льготой воспользовались 9 налогоплательщиков, включая филиалы ПАО «Магаданэнерго» и ПАО «Колымаэнерго».

С 2016 году установлена льготная налоговая ставка в размере 3% для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (по 14 видам экономической деятельности).

Ряд законов освобождает от уплаты налога впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - применяющих УСН и осуществляющих производственную, социальную, научную деятельность (35 видов) или оказывающих бытовые услуги населению (18 видов услуг), а также впервые зарегистрированных ИП, работающих по патентной системе и осуществляющих производственную, социальную деятельность (18 видов) или оказывающих бытовые услуги населению (44 видов услуг). Законы действуют до конца 2020 года.


Установлена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для организаций, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Магаданской области, в размере 0 % в течение пяти налоговых периодов и 10 % в течение последующих налоговых периодов.

Для создания благоприятных условий для развития субъектов МСП открыт Магаданский областной инновационный бизнес - инкубатор.
В 2017 году обучения планируется реализация программ обучения, разработанных Корпорацией МСП «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства» для субъектов малого и среднего бизнеса».

Отдельно Андрей Котов остановился на судебной практике. В Картотеке арбитражных дел в 2016 году было зарегистрировано 2842 дела, что на 17,5% больше чем в 2015 году (2 419). О некоторых стоит сказать отдельно.

Так, в декабре 2016 года в производстве Арбитражного суда региона находилось более десятка гражданских дел к разным субъектам МСП по искам АО «Магаданэлектросеть» о взыскании платы за безучётно потреблённую энергию. Средняя сумма взыскания составляла около 1 млн рублей.

«В большинстве дел суд установил, что представители «Магаданэлектросети» составляли акт о повреждении прибора учета электроэнергии, который установлен на трансформаторной подстанции этой энергоснабжающей компании: была разрезана голограмма, или нарушены пломбы поверки, или защитное стекло сдвинуто из пазов, или прибор перестал работать. Представители ресурсной организации их демонтировали, устанавливали новые и выставляли счёт на оплату безучётно потреблённой энергии, рассчитанный с последней проверки до даты составления акта, с учётом максимальной мощности приборов при круглосуточном потреблении, - пояснил ситуацию уполномоченный. - Неисправными оказались счётчики разных предпринимателей на одной подстанции. Она запирается, ключей у потребителей нет, они видят свои счетчики только в присутствии контролёров. Долгое время претензий к ним не было, счета выставлялись и оплачивались регулярно. И вдруг представители АО «Магаданэлектросеть» устанавливают, что пломбы нарушены, голограммы порезаны, хотя с последнего снятия показаний прошло менее месяца, причем у всех на одной подстанции и одинаковым способом. Так было и на других подстанциях.

Суд поддерживает позицию энергоснабжающей организации, но не принимает во внимание положения пункта 145 Основных положений № 442: «В случае, если собственник прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса, не является собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству энергии (мощности)), в границах которых прибор учета установлен, то, если иное не установлено соглашением между указанными собственниками: собственник энергопринимающих устройств, в границах которых прибор учета установлен, обязан обеспечить его сохранность и целостность, а также пломб и знаков визуального контроля, снятие, хранение и предоставление его показаний, своевременное информирование собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электроэнергии путем установки нового прибора учета. Собственник прибора учета обязан обеспечить эксплуатацию прибора учета, а если прибор входит в состав измерительного комплекса - по проверке измерительных трансформаторов».

Кроме того, договоры, которые заключает АО «Магаданэлектросеть» с потребителями, отличаются от типовых договоров на поставку электроэнергии, размещенных на официальном сайте АО «Магаданэнергосбыт». В частности, в Типовом договоре для коммерческих и приравненных к ним потребителей, размещенном на сайте www.energosbyt.ru содержатся следующие пункты: «4.4. В случае замены «Потребителем» расчетных приборов учета без согласования с «Энергоснабжающей организацией», а также при повреждении расчетных приборов учета по вине «Потребителя» (сорвана пломба, разбито стекло и т.п.), изменении схемы включения приборов учета или хищения электроэнергии, «Энергоснабжающая организация» вправе произвести перерасчет расхода электроэнергии расчетным способом в соответствии с действующим законодательством РФ». «4.10. При установке приборов расчетного учета в электроустановках «Энергоснабжающей организации», показания приборов учета снимает ее же персонал.

Но в договорах, заключенных с потребителями, у которых требуют оплату за безучетное потребление, нет таких пунктов. В итоге магаданские суды принимают решения на основании договоров, составленных с отступлениями от антимонопольного законодательства. То есть судебные решения выносятся по указанным положениям Закона без доказательства вины потребителя в ходе судебного процесса.

Ситуация требует изучения и обсуждения с общественным омбудсменом по вопросам энергетики и естественных монополий».
На заседаниях Делового клуба и «круглых столах», в которых участвует уполномоченный, эксперты определили основные «болевые точки» бизнеса. Среди них - усложненность процедуры оформления разрешительных документов на трудоустройство иностранных граждан; высокие тарифы на электроэнергию; длительные процедуры подключения объектов предпринимательской деятельности к электрической и коммунальной инфраструктуре. Не обошли они вниманием проблему применения административных наказаний, несоизмеримых по тяжести с характером совершенного административного правонарушения.

«Среди проблем, которые мешают развитию предпринимательства в Магаданской области, можно выделить неоправданно высокий размер страховых взносов (30%) на работников во внебюджетные фонды, что ведет к росту доли «серых зарплат», и негативно влияет на пенсионное обеспечение наемных работников и снижает налоговую базу для исчисления НДФЛ, - продолжил Андрей Котов. - Обременительна для бизнеса квазиналоговая нагрузка в части исполнения за свой счет госгарантий работникам, работающим в РКС и приравненных к ним территорий, в том числе по оплате проезда работников к месту отпуска и обратно. Субъекты предпринимательства различных категорий (микро-, малый, средний, крупный бизнес), работают в разных условиях, например, в областном центре или отдалённых поселках, но в объеме регулирующих требований разницы между ними не сделано. Оформление земельных участков для ведения предпринимательской деятельности, получения разрешения на строительство занимают длительное время. И, наокнеч, очень болезненны для развития бизнеса в регионе высокие тарифы естественных монополий, а также высокие ставки возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.

Я считаю, эти вопросы требуют продолжения диалога с Правительством РФ по внесению изменений в соответствующие федеральные законы».

Другие сдерживающие факторы связаны с установленными Трудовым Кодексом дополнительными льготами для работающих в районах Крайнего Севера. На субъекты МСП это налагает дополнительную финансовую нагрузку.

«Статьей 320 ТК РФ «Для женщин, работающих в РКС и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе». Это увеличивает стоимость привлеченного труда женщин в условиях Крайнего Севера более чем на 11 %, - подсчитал омбудсмен по делам предпринимателей. - Статья 321 ТК РФ говорит о том, что, «Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в РКС, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к РКС, - 16 календарных дней». Это увеличивает стоимость привлеченного труда в условиях Крайнего Севера более чем на 8 %.

Статья 325 ТК РФ гласит, что «Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации».
Это в целом увеличивает стоимость привлеченного труда в условиях РКС на несколько десятков тысяч рублей на работника раз в два года. При этом индивидуальные предприниматели, работающие в районах Крайнего Севера, лишены льгот по проезду к месту отдыха в отношении себя.

Сейчас выплаты по указанным льготам являются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу. В результате индивидуальные предприниматели и организации, работающие на спецрежимах (УСН «доходы», ЕНВД, ПСН) не получают возмещения при выплате указанных льгот, а плательщики ОСНО и УСН «доходы минус расходы» получают возмещение только в виде «налогового щита» - уменьшения налоговой базы. Таким образом, перечисленные льготы ставят в неравное конкурентное положение предпринимателей, работающих в условиях Крайнего Севера.

На мой взгляд, необходимо внести изменения в налоговое законодательство, с целью введения налоговой льготы по выплаченным компенсациям наемным работникам и индивидуальным предпринимателям, работающим в районах Крайнего Севера, в виде уменьшение налогового оклада для всех режимов налогообложения».

Опыт уже показывает сложности в деятельности Уполномоченного. К примеру, есть определенное сопротивление системы, административные барьеры. Эксперты также отмечают низкую правовую грамотность предпринимателей. Нередко к Уполномоченному поступают обращения, связанные с незнанием способов защиты своих прав и законных интересов. Не каждый предприниматель может себе позволить квалифицированную юридическую помощь. Поэтому правовое просвещение бизнесменов становится одним из условий повышения эффективности деятельности института Уполномоченного.

Итогом деятельности Уполномоченного по правам предпринимателей в регионе должно стать создание реально благоприятных условий для развития бизнеса и комфортного проживания населения в Магаданской области, развитие базисной региональной инфраструктуры, гарантированная защищенность прав и законных интересов предпринимателей и инвесторов.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.

Новости по теме






Колымские колонки