/ / / 85 лет назад создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрой)


 

85 лет назад создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрой)

 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы, получивший сокращённое название «Дальстрой», был создан решением ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1931 г. и постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) СССР от 13 ноября 1931 г.

Основной задачей организованного гостреста стала добыча полезных ископаемых и в первую очередь – золота, что придавало Дальстрою исключительное значение. Предполагалось комплексное освоение, включение в единый народнохозяйственный комплекс страны ранее необжитых территорий как крупнейшего поставщика валюты для осуществления планов индустриализации.

За годы существования Дальстроя его руководителями были шесть человек. Первым был назначен бывший сотрудник спецотдела ВЧК-ОГПУ СССР и начальник строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината на Северном Урале Э. П. Берзин (ноябрь 1931–декабрь 1937). После его ареста и расстрела последовали: К. А. Павлов (декабрь 1937–октябрь 1939), И. Ф. Никишов (ноябрь 1939–декабрь 1948), И. Г. Петренко (декабрь 1948–июль 1950), И. Л. Митраков (сентябрь 1950–февраль 1956), Ю. В. Чугуев (февраль 1956–июнь 1957).

85 лет назад создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрой)


4 февраля 1932 г. руководство треста во главе с Э.П. Берзиным на пароходе «Сахалин» прибыло в бухту Нагаева. Территория, выделенная в район деятельности Дальстроя, составила около 450 тысяч кв. километров. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР, на гострест 29 июля 1936 г. была возложена задача охватить к 1940 г. геолого-разведочными работами весь район бассейна Колымы, часть бассейна Индигирки, между устьями рек Эльген и Момы, а также бассейны главных притоков Индигирки.

В 1939 г. Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940-м – бассейн реки Анадырь, а в 1941 г. на основании постановления СНК СССР от 29 марта – побережье Охотского моря от Пенжинской губы до Охотска и весь бассейн реки Яны. Таким образом, территория деятельности Дальстроя к началу Великой Отечественной войны увеличилась до 2,3 млн кв. километров и продолжала увеличиваться.

С 1932 г. гострест «Дальстрой» находился в непосредственном подчинении СТО СССР. В марте 1938 г. он был передан в ведение НКВД СССР и преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС). С этого времени должность руководителя Дальстроя стала именоваться «начальник», а не «директор». Административно Дальстрой входил в состав сначала Дальневосточного, а с 20 октября 1938 г. – Хабаровского края, но практически оставался особой административно-территориальной единицей. На его территории функции советских и партийных органов или вообще не существовали, или были сильно ограничены.

С самого начала деятельности Дальстроя его основной рабочей силой были заключённые Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей – Севвостлага. Организованный приказом ОГПУ СССР № 287/с от 1 апреля 1932 г., он просуществовал четверть века, и через его лагерные подразделения прошли десятки тысяч незаконно репрессированных. В 1932 г. в Севвостлаге содержалось 9 928 заключённых, в 1940-м – уже 176 685. С этим фактом во многом была связана вся деятельность Дальстроя.

85 лет назад создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрой)


Только за предвоенные годы в экстремальных северных условиях руками заключённых и вольнонаёмных были построены город Магадан, порт Нагаево, около ста различных посёлков на территории Колымы, Чукотки и в Якутии, проложены 3 100 километров дорог, в т. ч. более чем 650 километров знаменитой Колымской трассы, введены в строй линии электропередачи, электростанции, автобазы, аэродромы, организовано более десяти совхозов, десятки колхозов, несколько рыбпромхозов и свыше 300 подсобных хозяйств. Кроме того, в Приморье функционировало ещё пять совхозов и Владивостокская автобаза – крупные поставщики сельскохозяйственной продукции для Колымы. Дальстрой имел свой морской и речной флот. К началу Великой Отечественной войны в его состав входили три больших океанских парохода «Джурма», «Дальстрой», «Феликс Дзержинский», теплоход «Советская Латвия» и 54 речных самоходных судна.

Что же касается основного направления деятельности Дальстроя, его основного производства – золотодобычи, то начиная с 1932 г. она неизменно возрастала. Так, в 1932 г. на пяти колымских приисках было добыто 511 килограммов химически чистого золота, в 1933-м – 791 килограмм, в 1934-м – 5,515 тонны, в 1935-м – 14,458, в 1936-м – 33,36, в 1937 г. – 51,515 тонны. Летом-осенью 1938 г. в горнодобывающей промышленности Дальстроя работало 58 436 человек, из них – 48 251 заключённый. В общей сложности ими было добыто 62,008 тонны химически чистого золота, что стало своеобразным рекордом по сравнению с российскими результатами. Россия в 1913 г. занимала по добыче золота первое место в Европе и четвертое – в мире. В том году она добыла 60,7 тонны. В 1939 г. золотодобыча горнодобывающих предприятий Дальстроя увеличилась до 66,314 тонны химически чистого золота, а в 1940 г. составила 80,028 тонны. Это стало абсолютным результатом за всю историю Дальстроя, и позднее он уже не повторялся. К концу 1940 г. в лагерях Севвостлага содержалось 176 685 заключённых, а общее количество работающих в Дальстрое составило 216 685 человек.

С 1937 г. в Дальстрое добывали второй металл – олово. Вскоре оловодобыча была увеличена с 40,7 до 3 226 тонн в 1941 г., что составило 75% всей оловодобычи в СССР. В 1941 г. в Дальстрое действовало 45 золотодобывающих и 12 оловодобывающих приисков и рудников.

За успешное выполнение заданий правительства по производству и строительству работники Дальстроя начиная с 1935 г. неоднократно отмечались правительственными наградами. Среди наиболее значимых: 20 января 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР начальнику Дальстроя комиссару госбезопасности третьего ранга И. Ф. Никишову и заместителю начальника Дальстроя инженер-полковнику В. А. Цареградскому присвоено звание Героя Социалистического Труда; 24 февраля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальстрой НКВД награждён орденом Трудового Красного Знамени, за образцовое выполнение государственных планов орденами и медалями награждены 1 014 работников треста; геологи, наиболее отличившиеся при открытии и разведке месторождений, разработке новых поисковых методов и научных рекомендаций (Ю. А. Билибин, С. В. Обручев, С. Д. Раковский, С. С. Смирнов, Б. Л. Флеров, В. А. Цареградский и др.), в феврале 1946 г. были удостоены Сталинской премии СССР. В мае 1940 г. Совет Народных Комиссаров СССР разрешил учредить нагрудный значок «Отличнику-дальстроевцу», которым награждались работники Дальстроя – передовики производства.

Быстрый рост основного производства стимулировал развитие остальных отраслей хозяйства Дальстроя. Развивался также и весь комплекс подсобного производства, обслуживающего горнодобывающую промышленность, что продолжалось и в дальнейшем. За более чем 20 лет Дальстрой превратился в огромную суперорганизацию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 января 1951 г. его площадь была увеличена до 3 млн кв. километров, что составило более 1/7 части всей территории Советского Союза.

К концу марта 1953 г. в Дальстрое насчитывалось 450 предприятий. В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, 23 электростанции и 1 600 километров высоковольтных линий электропередачи, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 3 узкококолейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги (в Ванино и Находке). К концу 1953 г. в Дальстрое имелось 16 рудников (9 – по добыче олова, 3 – золота, 1 – вольфрама, 1 – кобальта и 2 – урана), 15 обогатительных фабрик, 44 прииска (в т. ч. золотодобывающих – 37, оловодобывающих – 7). Здесь же работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров. Общее количество заключённых Севвостлага составило 88 800 человек, Берлага (Берегового лагеря, или особого лагеря № 5, специально организованного в феврале 1948 г. для содержания «политических» и «особо опасных») – около 22 000 человек.

После образования в декабре 1953 г. Магаданской области (площадь вновь образованной области составила 1 млн 183,9 тысячи кв. километров), Дальстрой был переведён из ведения МВД в ведение Министерства цветной металлургии. Ряд ранее выполнявшихся им функций административно-территориального управления перешел к новому территориальному образованию. До образования Магаданской области заключёнными и вольнонаёмными было добыто и сдано государству 1 059,1 тонны химически чистого золота, 55 340 тонн олова, 2 187 тонн вольфрама, 363 тонны кобальта, более 100 тонн урана.

В последующие несколько лет Дальстрой ещё продолжал свою активную производственную деятельность. Берлаг с лета 1954 г. был реформирован, но Севвостлаг продолжал существовать. К началу 1956 г. уже меньше 40% предприятий Дальстроя были укомплектованы заключёнными. Архивная статистика свидетельствует, что к этому же времени (начиная со времени образования) ранее легендарный гострест организовал в общей сложности 78 золотодобывающих и 20 оловодобывающих предприятий, 8 золотодобывающих, 18 оловодобывающих, вольфрамодобывающих и кобальтодобывающих рудников и фабрик, 2 урановых рудника. Все они добыли 1 148 тонн золота, 62,3 тысячи тонн олова, 3 тысячи тонн вольфрама, 398 тонн кобальта, более 120 тонн урана. Кроме этого гострест добыл 10 млн тонн угля для собственных нужд.

Весной 1957 г. Дальстрой был реорганизован. Это произошло в связи с перестройкой управления промышленностью в стране, когда был организован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом. Последний начальник Дальстроя Юрий Вениаминович Чугуев стал первым председателем Магаданского совнархоза.

В истории Дальстроя, как крупнейшей и, пожалуй, единственной в стране суперорганизации, множество самых разнообразных и крайне неоднозначных страниц. Здесь героические моменты удивительно быстрого освоения неизведанной территории, превращения ее в главного поставщика стране валюты, а также оборонных металлов слились воедино с трагическим периодом существования разветвлённой лагерной системы и необоснованных массовых репрессий – причины гибели десятков тысяч ни в чем не виновных людей.

А. Г. Козлов,
старший научный сотрудник
лаборатории истории и археологии
СВКНИИ ДВО РАН.
 
     
 
Оценить: +3

 
 
   
     
 
 
     
 
 
 
 
    • smilelaughing
      wink
      angry
 
 
Если Вы не увидели свой опубликованный комментарий обновите страницу.
 
При комментировании тех или иных материалов запрещены:

Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.
 
 
 
 
   
 
Популярное за неделю

18.08.2017 За нормы провоза багажа борются магаданские профсоюзы

Магаданские профсоюзы обратились к руководству России

 

16.08.2017 В Магадане за совершение убийств с особой жестокостью трех человек и покушение на убийство четвертого, предстанут перед судом 24-летний мужчина и двое несовершеннолетних

 
 

17.08.2017 Магаданский студент заплатит штраф за размещение в соцсетях изображений, содержащих символику нацисткой Германии

В судебном заседании вышеуказанный гражданин свою вину признал и осознал противоправность своего поведения.

 
 

17.08.2017 Двух магаданских судебных приставов уволили со службы за за нарушения антикоррупционного законодательства

По представлению прокуратуры области 7 должностных лиц привлечены к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, двое уволены

 
 
 

 


Его единственный потенциальный организатор подверг критике установленный норматив затрат на животных.
 
 



 
 

Кто был и есть на Колыме →

 

     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ"  2000-2015 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
[email protected]. ICQ 65503543

 
^ Наверх