Алексей Людевиг: «Горжусь, что я внук Билибина»


Алексей Людевиг: «Горжусь, что я внук Билибина»
Когда в далеком 1928 году будущий легендарный первопроходец золотой Колымы, начальник Первой Колымской экспедиции Юрий Билибин добивался своей отправки в центр еще не существующей тогда на карте Магаданской области (для проверки данных о ее золотоносности и оценки промышленного значения), и когда позже мерз в наших краях от холода и голода, вряд ли он мог себе представить, что спустя восемь десятков лет на эту землю приедет играть его прославленный внук, альтист с мировым именем Алексей ЛЮДЕВИГ. Выдающийся музыкант провел в Магадане три дня: посетил музеи, памятник деду, улицу, названную в его честь, и сыграл колымчанам на своем альте работы Антонио Мариани 1661г.

Приезд внука «золотого Моцарта» (как до сих пор называют Билибина геологи) Магаданская областная филармония организовала в рамках празднования юбилея «Дальстроя», которому в этом году исполняется 85 лет. А одну из главнейших страниц в истории освоения территории Северо-Востока в первой четверти XX века вписал, как известно, как раз Юрий Билибин, результатом работы экспедиции которого явилось открытие нашего золотоносного региона. Дочь Ю.Билибина Наталья, стала художником, в Магадане никогда не была. Зато приехал ее сын, блестящий альтист, дирижер и исполнитель огромного таланта, гибко владеющий всеми музыкальными стилями.

География выступлений Алексея Людевига охватывает четыре континента. В репертуаре альтиста - сочинения, созданные на протяжении последних трех веков. Алексею Людевигу принадлежит честь громких мировых премьерных исполнений произведений многих российских композиторов - Успенского, Слонимского, Сапожникова и других, а также произведений современных американских и французских авторов, многие из которых были написаны специально для него. Художественный со-руководитель Санкт-Петербургского фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», художественный руководитель фестиваля «Новый серебряный век», основатель камерного ансамбля «Камерные Солисты Санкт-Петербурга», профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории, сегодня Алексей Людевиг совмещает сольные выступления, исполнение камерной музыки и преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.

Даже не очень хорошая акустика зала МЦК послужила прекрасной оправой невероятно красивого звука его альта. Как писала французская критика после одного из выступлений музыканта: "Алексей Людевиг знает, как заставить свой инструмент петь со всеми оттенками человеческого голоса.

Таинственный и затененный, он мудро соразмеряет блеск с мягкой поэзией, его легко скользящий смычок способен извлекать глубочайшие звуки"...
Примечательно, что на сцене Муниципального центра культуры маэстро выступил совместно с нашим магаданским музыкантом Александром Горностаевым (фортепиано). Колымские слушатели с восхищением принимали их инструментальный дуэт, который звучал так, словно исполнители играли друг с другом долгие годы. Совместная концертная программа Алексея Людевига и Александра Горностаева соединила в одном изысканном музыкальном вечере И. С. Баха и Б.Джоела, Ф. Крейслера и Ск.Джоплина, Х.Глюка и Мясоедова, Марэ и Нардини, М.Таривердиева и Ф.Шуберта - калейдоскоп имен и эпох.

Впрочем, Алексей Людевиг поражает не только на сцене. В личном общении с первой секунды очевидно, что перед вами - человек из интеллигентной семьи, коренной петербуржец во всех смыслах этого слова: манера его речи, ясный и изысканный способ изложения мыслей, культурный облик, неуловимое сходство с дедом (Ю. Билибин, как известно, родился в старинной дворянской семье) - все это как продолжение прекрасной музыки, которую он играет. Говорить с таким человеком - истинное наслаждение, и после долго тоскуешь, прислушиваясь к затихающим на периферии сознания волшебным звукам его голоса и его альта.

Алексей Людевиг начал заниматься музыкой у своего отца - известного петербургского альтиста Алексея Людевига, а также у Юрия Башмета и Дмитрия Шебалина. В знаменитую ленинградскую детскую специальную музыкальную школу в переулке Матвеева (ныне средняя специальная музыкальная школа при Санкт-Петербургской Консерватории им.Н.А.Римского-Корсакового, - прим.авт.), в которой учились Спиваков, Слонимский, Янсонс, и многие другие выдающиеся музыканты современности, Алексея Людевига приняли в 7 лет. Попасть в эту школу для «особо одуренных» или «Десятилетку», как ее в шутку называют сами выпускники, всегда было практически невозможно - образовательное учреждение для избранных. Тот факт, что эту школу окончил отец Алексея Людевига (а впоследствии и сын Федор), не сыграло существенной роли: экзамены сдавал на общих основаниях, как все. Окончив «Десятилетку» в восемнадцать, Алексей Людевиг поступил в старейшее в СССР высшее музыкальное учебное заведение - Ленинградскую государственную консерваторию. Сегодня он там преподает на кафедре скрипки и альта оркестрового факультета, как и в Санкт-Петербургском музыкальном колледже. Аспирантуру формально не окончил: сыграв экзамен по специальности, историю коммунистической партии сдавать не стал, потому что как раз в тот момент ему предложили гастроли по Южной Америке, и он предпочел отправиться выступать.

- Алексей, какие рассказы о деде вы слышали в своей семье?

- Все мое детство было овеяно легендами о нем. Мама родилась у них в Ташкенте. Дед, к сожалению, умер задолго до моего рождения. У бабушки в кабинете всю жизнь, сколько себя помню, висело его фото, и у нас дома сейчас тоже стоят его фотографии. Бабушка ведь была геологом, и частенько мне рассказывала, какими приключениями была насыщена их работа: как однажды их чуть не убили басмачи, и как дед не любил все, связанное с «Шариковыми» - из другой среды был человек. Он и доносчиков своих простил, я уверен.

- А она ревновала его к работе, из-за которой толком и не видела его дома?

- Это работа. Они оба всю жизнь были в геологических партиях, чаще порознь, потому что бабушка занималась другой сферой геологии.
- Каково это - пройти по улице, названной в честь своего деда?

- Чувства волнительные, конечно. Магадан я посмотрел заранее, перед тем, как ехать, в интернете. Симпатичный город, ул.Билибина, правда, не очень весело выглядит. А в вашем музее мне было страшно интересно! Мне показали фотографии, которых я никогда прежде не видел, у нас в семейном архиве таких и нет.

- В свое время на страницах «Магаданской правды» было обсуждение на тему «Кому достанется «голова» геолога Билибина?»: своеобразный монумент около СВКНИИ по ул.Портовой вызвал неоднозначную оценку горожан - одни «против» «головы на пике», другие «за»… А вы на чьей стороне в этом споре, каким видите памятник своему деду?

- Я совершенно не подумал об этом сегодня, когда возлагал к нему цветы. То, что он не похож на себя внешне, это другое дело. А вот относительно головы на пике… Мне мама еще сказала, что у вас около института стоит некий русский витязь, былинный герой… Знаете, я рад, что он есть, что Колыма хранит память о начальнике Первой Колымской экспедиции. Стоя сегодня у подножия памятника деду, я еще раз представил себе въяве, насколько это было неимоверно тяжело, - они ведь чуть не умерли тогда здесь в экспедиции, - голодали и прочие страшные вещи.

- Поэтому у вас и не было мысли пойти по стопам деда и стать геологом?

- Как мне кажется, дети копируют, прежде всего, своих родителей, а не дедов. Отец долгое время - более 40 лет - проработал концертмейстером альтов в оркестре Мравинского. И я с детства был погружен в музыку. Сам не помню, но родители рассказывали, что в три года я говорил, что хочу быть альтистом, как папа. В итоге я учился у своего собственного отца, у покойного Дмитрия Шабалина (выдающийся альтист, артист Квартета имени А. П. Бородина, педагог, Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, - прим.авт.), аспирантуру оканчивал у Юрия Башмета.

- Кстати, о Юрии Башмете. Помнится, во время нашего с ним интервью он дал мне примерить свой 15-граммовый изумрудный перстень, который придает нужный вес его запястью, когда он держит смычок. А у вас есть такого рода игровые хитрости?

- Нет, отсутствуют (смеется).

- Признайтесь, родители заставляли вас заниматься?

- В определенном возрасте заставлять приходится всех. Я это хорошо знаю, потому что моему сыну Федору 22 года, он очень хороший скрипач, учится сейчас в Тель-Авиве, в хорошем университете. Никто не рождается со смычком в руках. Хотя, у меня возникает такое ощущение, когда я слышу венгерских скрипачей - они словно в люльке уже со скрипкой. К примеру, Лакатош - уже третье поколение скрипачей. Но, как и любая профессия, а не увлечение, игра на скрипке предполагает профессионализм и работу, и ремесло. В академической музыке трудно добиться признания, как и во всей остальной музыке. Хотя с некоторыми и бывает такое, что проснулся знаменитым. Есть люди, которые появились на «Евровидении», получили приз, и наутро на них посыпались ангажементы. Но это все равно тяжело, потому что появиться и произвести впечатление требует неимоверного труда. Во всех случаях происходит по-разному: у кого-то очень долго, у кого-то мгновенно, но это всегда трудно, это работа, работа и работа.

- Когда на Колыму приезжал известный скрипач Дмитрий Коган, он мне рассказывал, что как-то по-особому бережет свои руки...

- Нет (смеется). В отличие от Дмитрия Когана, я свои руки никаким специальным образом не берегу.

- Вашему альту 355 лет, ему нет цены. Вам его какой-то фонд выдал в пользование?

- Нет, это мой личный, я получил его в наследство от отца. А он, в свою очередь, его когда-то купил, очень давно. Стоил альт при этом какие-то жуткие деньги, помню, отец даже машину продал, чтобы его купить. Тогда еще можно было каким-то чудом приобрести подобный инструмент, сейчас - нет.
- О своем альте вы отзываетесь как о живом существе, при этом умеете извлекать необыкновенно разнообразные краски из своего инструмента. Каковы ваши с ним взаимоотношения?

- Когда мы с ним постоянно общаемся, - хорошие. Когда у меня мало времени, они начинают портиться. Инструмент действительно имеет свойство обижаться, особенно, когда я долго на нем не занимаюсь.

- Сколько часов в день вы с ним проводите?

- По-разному. Иногда безобразно мало, иногда - весь день. Вот сейчас вернусь обратно, и у меня концерт будет, где в первом отделении я дирижирую, а во втором играю. Дома еще ждет скрипка, и у меня есть мечта сыграть ре-минорный концерт Баха на ней.

- А смычок у вас старинный, французский? Или у Этьена Латло заказываете?

- Да, традиционно считается, что лучшие смычки делают французские мастера. Но, недавно разговаривая со своей хорошей подругой, прекрасной скрипачкой Ниной Белиной - она сейчас живет и работает в Америке, училась еще у последнего ученика Ауэра (Леопольд Ауэр, российский скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижер и композитор, основатель русской скрипичной школы, - прим.авт.) - так вот она считает, что старый инструмент, да, держит свои свойства и даже приобретает их со временем, а вот смычки - нет. У меня очень хороший немецкий смычок «Карл Шмидт», достаточно новый, куплен в конце 80-х гг.

- В Магадане нет специально оборудованного зала для камерной музыки, как вам игралось на магаданской сцене?

- Вы знаете, неплохой зал. Неплохой. Вам было слышно?

- Конечно. И видно. Вы блестяще импровизировали по ходу концерта, все эти ваши штучки просто прелесть!

- Акустика в зале, естественно, могла бы быть и получше - немного больше отзвука было бы хорошо, но я понимаю, что все упирается в средства. В Японии, например, можно заказать такие панели, при помощи которых можно менять акустику.

- Чем отличается зарубежная публика от нашей?

- Зарубежная, она тоже разная. По-настоящему знающая публика осталась в немецкоговорящих странах. Когда у нас играли на свирелях и гуслях, у них уже был Бах. Ты можешь где-нибудь в Бонне выйти на сцену, и в первом ряду будет сидеть какой-то с виду чернорабочий с партитурой изысканнейшего произведения и сидеть весь концерт по партитуре смотреть, как ты играешь. Такое было, и не раз. У нас такого не бывает. Наша публика более непосредственная, но уж если любят, так любят. Вот в Южной Америке, к примеру, могут начать хлопать посреди произведения, потому что им понравилось.

- Альт - не самый распространенный инструмент, как вам удалось достичь успеха в профессии, которая считается показателем высшего статуса в музыке?

- Знаете, хорошо играть сложно на любом инструменте.

- А ваш личный секрет успеха - в чем он?

- Если говорить об умении играть, то это работа. И думать. Думать о том, что ты делаешь, зачем ты это делаешь.

- Нет ощущения, что жизнь прошла мимо? За окном - сменяющие друг друга времена года, а вы с инструментом круглосуточно… Так?
- Да нет. Я в молодости даже каратэ успевал заниматься, тогда у меня была возможность находить на это время. Но сейчас его все меньше, потому что постоянные выступления, гастроли, студенты в Петербурге, которые требуют большого внимания. Поэтому времени очень мало, чему я на самом деле очень рад. Всегда лучше работать слишком много, чем слишком мало.

- Вы и в армии служили, и каратэ занимались… удивительная смесь для столь рафинированного человека.

- В 10-м классе школы меня побили хулиганы на улице. Я шел домой с инструментом и с пакетиком, в котором лежало то, чего ценнее в те времена не было - виниловая пластинка Rolling Stones. Обе руки были заняты, и вот на меня налетели двое. Били по телу, по голове. Среди бела дня все это происходило, никто не остановился. Сначала я от них убежал, так как понимал, что не имею права вступать в драку с инструментом в руках. Они меня-таки поймали, и в тот день я заинтересовался боевыми искусствами и довольно серьезно начал заниматься. С тех пор ко мне больше никто не подходил, так как я, будучи молодым и глупым, порой стремился испытать свою силу на уличной шпане. Каратэ, айкидо, соревнования. Но, когда начал заниматься в Консерватории дирижированием у Мариса Арвидовича (Марис Янсонс - известный советский и российский дирижер, в наст.время - гл.дирижер нидерландского Концертгебау) и постепенно это оставил, потому как приходить в класс со стертыми в кровь костяшками пальцев было как-то неприлично.

- Вы выступали во всех концертных залах мира, а какой ваш самый любимый? Есть такой?

- О каких-то залах остались хорошие акустические воспоминания, есть и безумно красивые: в Германии, например, в старинном университетском городке Тюбинген есть зал, в котором играли просто все! Там потрясающая акустика, пугающая архитектура, очень хорошо звучащий зал. Еще зал Арсенал-Мец во Франции, зал в Сарагосе, в Астане. Сходное впечатление было от Макао - остров недалеко от Гонконга, бывшая португальская колония. Впечатления от места затмили сам концерт.

- В одном из ваших интервью я читала, что всю жизнь путешествуя по миру с гастролями, вы успеваете увидеть только гостиницу и концертный зал. Так и есть? Все - мимо?

- Признаюсь честно: я уже столько раз был в Мадриде и ни разу не был в Prada. Так же, как в Бильбао я все никак не мог попасть в галерею Гуггенхайма - одну из самых великолепных и именитых коллекций. До Гугенхайма я все-таки недавно добежал, до Prado - нет. Нет времени: приезжаешь, репетиция, спать, утром репетиция, вечером концерт, уехал. Видишь что-то из окна машины. Печали, что не успеваю побывать, посмотреть - нет. Это жизнь. Такая работа. Нужно уметь принимать обстоятельства.

- А вас не угнетает то, что современная молодежь не ориентирована на классическую музыку? Или это не так?

- Это, к сожалению, так, более того, это во всем мире сейчас происходит. Печально. У нас в стране очень сложно играть, например, Шостаковича. Или Канчели. Я играю периодически. Но вот «спроса» на них, говоря рыночным языком, нет. Наверное, у людей стала очень сложная жизнь и сильные глубокие переживания их не влекут.

- А вы строгий преподаватель?

- Да. Без поблажек. Другое дело, что это может носить очень веселый характер, но тем не менее я спрашиваю сурово. Если учить молодых, то надо начинать учить как можно раньше. Потому что разница в 16 и в 18-19 лет критическая.

- Во сколько родителям нужно вкладывать своему ребенку смычок в руки, если они хотят вырастить из него гениального скрипача или альтиста?
- Это зависит от ребенка. Кто-то может уже в три года стоять со скрипкой, а кто-то не может и пяти минут на месте усидеть. Я начал заниматься в пять лет. Со мной занимался папа, но это было сложно. Считаю, что родители с детьми заниматься не должны. И вообще, это очень тяжелая профессия. Не мучьте детей! (смеется)

Дарья ГАВРИЛОВА.
Фото автора.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки