Дмитрий Павлов - о театре, о жизни и о душе.
В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ В МАГАДАНСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ И ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОТКРОЕТСЯ 77-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН.
В его преддверии корреспондент «АиФ-Магадан» встретился с главным режиссером театра драмы Дмитрием Павловым. В нашем театре он уже второй сезон. Приехал к нам из Санкт-Петербурга в 2014 году.
Молодой режиссер сразу же обратил на себя внимание театральной публики. На суд зрителей он представил два оригинальных спектакля - «Диоген» по пьесе Б. Рацера и В. Константинова и «Берендей» по пьесе С. Носова.
Оба спектакля имели большой успех у зрителя. Была и еще одна победа - весной этого года с дипломами лауреатов вернулись с IV Международного театрального фестиваля из Санкт-Петербурга режиссер Дмитрий Павлов и заслуженные артисты России Алексей Яновский и Валерий Бунякин. На фестивале «Terra Incognita» («Неизвестная земля») магаданцы выступили с рабочими материалами пьесы «Берендей» и стали лауреатами. А затем, уже в Магадане, состоялась встреча с автором пьесы Сергеем Носовым.
И вот новый сезон. Новые планы, задачи и высоты…
- Дмитрий Юрьевич, в прошлом театральном сезоне случилось большое горе - мы потеряли заслуженного артиста России Алексея Яновского, который был занят во многих спектаклях... Будут ли они восстанавливаться?
- Да, это печальное событие настигло всех нас в прошлом сезоне. Уход такого ранга артиста и человека - поистине невосполнимая утрата для театра и близких людей Алексея Петровича. Хочется очень многое сказать об этом уникальном артисте и необыкновенном человеке, но это была бы уже не страница, а отдельная целая книга. А ведь мне посчастливилось работать с Алексеем всего лишь год.
Многие спектакли уходят вместе с актерами и по разным причинам. Вообще, театр, в этом смысле, самое неблагодарное искусство. Оно не остается на пленке, на холсте, оно остается только в клетках, в памяти очевидцев, так как театр не может существовать без зрителя. В этом его проклятие и сила одновременно, скоротечность короткого века и вечная непостижимая магия. Как и человеческая жизнь.
Не все спектакли, в которых работал Алексей Петрович, будут восстанавливаться. Некоторые надо оставить по этическим причинам, другие просто давно идут в репертуаре, и нет большого смысла за них бороться в ущерб новым работам. Но есть премьерные спектакли, которые только начали расти, да и не все, я полагаю, любители театра их успели посмотреть. Сейчас мы, например, приступаем восстанавливать «Диогена», которым будем открывать сезон в конце октября.
- Какие еще изменения в актерском составе произошли в этом сезоне?
- Труппа пополнилась четырьмя актерами. Тремя выпускниками Дальневосточной академии искусств, закончившими в этом году учебу, это Иван Синицин, Владимир Мунько и Екатерина Бондаренко. И еще одного актера, уже опытного, поработавшего со многими режиссерами, мы пригласили из Петербурга. Еще в том сезоне велись с ним переговоры, и сейчас он уже приступил к работе в магаданском театре. Все эти новые лица можно будет увидеть в ноябрьском премьерном спектакле «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, репетиции над которым идут полным ходом.
- Многие театралы задают вопрос: а какова судьба Малой сцены?
- Безусловно, Малая сцена пустовать не будет. Мне лично это пространство очень импонирует, и есть несколько идей и проектов, которые могут звучать исключительно в камерном формате, на этой площадке. Правда, она нуждается в некотором техническом оснащении, небольшой реконструкции зрительского сектора. Но это посильные задачи, которые не влияют на творческий процесс и планы.
А в процессе уже работа с молодыми актерами над поэзией Серебряного века. Это в большей степени самостоятельный, личностный поиск и пробы взаимоотношений ребят с поэтами начала прошлого века. Что выстроится впоследствии в некую художественную форму, спектакль, но не чтецкий вечер. Это принципиально, так как нам важна в этом контексте фигура, личность, логика поведения, образ жизни, мотивы, события и поводы к созданию того или иного произведения. Это должна быть история о людях, земных и неземных, со всеми пороками и достоинствами, любящими и ненавидевшими, но априори талантливыми.
- Ну в этом-то сезоне не оставите без внимания юных зрителей?
- К весенним каникулам для юных зрителей выпустим сказку, скорее всего это будет «Карлсон», по мотивам трилогии Астрид Линдгрен. И как раз на Малой сцене задумывается одна история для детей, которую мы будем сочинять вместе с актерами, так как она касается этих мест. Это будет синтетический спектакль с элементами кукольного театра. Это, конечно, в планах, но стремиться будем.
- Изживает ли себя тотальная тенденция театра, в которой мы, зрители, существуем уже многие годы, как место досугового времяпровождения, а не как поле для работы души?
- Да, когда душа страдает, тогда она живет. Ну, вот недавно вы смотрели, даже не знаю, как это назвать, в общем, спектакль московского театра с какими-то звездами каких-то сериалов. Причем, по нормам типичных антреприз, половина заявленных на гастрольных афишах душ отсутствовала в показе. Это полбеды, была бы честная работа. А это оказался еще и Гоголь, видимо, выученный в самолете, по пути. Стоит ли комментировать это явление из девяностых. Но таким лохотроном и безвкусицей я, честно говоря, думал, уже никто не занимается. Кто это создает, для кого? Зачем, понятно. Мне страшно анализировать это. Самое показательное, что в Питере, в Москве они это уже сегодня не будут показывать, а тут можно.
Почему? Видимо, за папуасов держат, или мы позволяем так с собой обходиться. Это даже не досуг и уж тем более не времяпровождение. Но, я должен сказать справедливости ради, что сегодня подобные «антихудожественные акции», естественно изживают себя. Сейчас зритель, а особенно молодежь, нуждается как никогда в правде, она не боится задавать вопросы. И усыпить развлекаловкой бдительность зрителя, увести его от реальности становится все труднее. А такой «театр» никогда не прорвется к сердцу зрителя. Чем дальше театр от развлечения зрителя, тем ближе он к нему.
Наталья АЛЕКСЕЕВА