Они говорили друг с другом во времени.


Строки, вынесенные в заголовок, стали названием темы очередной встречи в библиотеке им. А. С. Пушкина на публичных лекциях кандидата филологических наук, профессора кафедры русской филологии и журналистики СВГУ Елены ГОГОЛЕВОЙ.
Впечатления от каждой из них настолько ошеломляющие, что захотелось всем рассказать, какие удивительные люди рядом с нами, украшающие нашу жизнь живым словом и трепетным отношением к языку, прозой и стихами, историей и размышлениями. Ведь главная цель публичных лекций «Читаем вместе», которые продолжаются и в Год литературы, - помочь читающим и думающим людям получать наслаждение от чтения хороших книг и приблизиться к постижению глубинного смысла произведения.

ГЛАВНАЯ СТРАСТЬ - ФИЛОЛОГИЯ

Коренная магаданка, представитель известной в области педагогической династии, Елена Гоголева - человек разносторонний. С 1973 года - преподаватель Магаданского педагогического института (ныне СВГУ). Постоянная участница научных конференций, семинаров, традиционных Рождественских и Кирилло-Мефодиевских чтений. Преподает риторику в одной из лучших магаданских гимназий - Английской. Занимается общественной работой, входит в состав Общероссийского народного фронта. Имеет звания «Отличник просвещения РСФСР», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Почетный работник образования Магаданской области», есть у нее и другие награды, например, «За заслуги перед городом Магаданом».

Но главная ее страсть - филология. Она известна многим как автор публикаций в сборниках, периодической печати по вопросам чистоты русского языка, образовательной и культурной ситуации в регионе. Ей принадлежит поэтический сборник «В сознании минутной силы», а также многие другие стихи, публикуемые на страницах газет. И захотелось в беседе с ней выяснить природу творчества…

- Любовь к стихам - это абсолютная потребность с детства. Мое первое стихотворение было напечатано в ягоднинской районной газете, когда я училась еще в школе в 8-м классе, и было оно посвящено полету в космос Юрия Гагарина, - вспоминает Елена Михайловна. - После я обнаружила, что рифмы, которые я сама там нашла, потом повторялись в сотне других стихов. Понятно, я тогда была еще мала, но почему люди думают так поверхностно? - вот что меня смутило… Позже ходила в литературное объединение, много читала, поступила в Московский государственный педагогический институт им. Ленина, а там были такая творческая атмосфера и такая мощная школа, что, когда я сдавала вступительные экзамены в аспирантуру, не было проблем, какой раздел выбрать, - все знали хорошо.

Хотя надо сказать, что, всю жизнь находясь в учительской семье, я меньше всего хотела педагогической карьеры. И на какое-то время даже уходила из педагогического - хотела поступать в Литературный институт. Но на первую же практику отпросилась из Москвы в Магадан к маме и проходила ее в одной из старейших школ города - № 7. Там у меня была замечательная учительница, она давала мне много занятий, и вместо 5 уроков я провела за практику 21. И вот во время практической работы пришло понимание, что я не против быть учителем. И когда окончила МГПИ им. Ленина, из Москвы вернулась в Магадан и начала работать учителем в 1-й школе, в которую и сама ходила. Потом перешла в Магаданский педагогический институт, с тех пор уже почти 40 лет занимаюсь русским языком, причем у меня два любимых раздела: синтаксис простого и сложного предложения (это моя специализация) и филологический анализ художественного текста - эта дисциплина позволила мне соединить литературные и лингвистические пристрастия.

И КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Размышляя о том, что же питает и подталкивает молодого человека к литературе, Елена Гоголева отмечает несколько факторов: во-первых, семейное воспитание, а во-вторых, окружение.

- У нас в семье всегда была хорошая библиотека, мама собирала книги, несмотря на трудности того времени, и сейчас все они у меня сохранились и преумножились, - рассказывает Елена Михайловна. - И отношение к слову как к эстетическому продукту образовалось очень рано. Мне всегда нравился хорошо написанный текст, хорошо сказанное слово. А потом учеба в Москве усилила то, что было заложено в семье. Нам преподавали наглядно: сегодня дают тему - и тут же мы идем в музей.

А однажды и вовсе повезло: у меня был спецкурс по Л. Н. Толстому, и наш профессор повез нас на киностудию «Мосфильм», где тогда С. Ф. Бондарчук монтировал «Войну и мир». Студенты расположились амфитеатром в небольших аудиториях, а в первых рядах сидели лучшие толстоведы страны, которых собрал режиссер. Они размышляли о высоком и говорили иначе, и мы понимали, что это те образцы, на которые надо ориентироваться. Так на занятиях, интересных встречах, в библиотеках и музеях приобретался опыт - и литературный, и риторический. К старшим курсам у меня уже сложилась небольшая репутация ритора. И сейчас, когда уже накоплены опыт, естественно усвоенные приемы и огромное желание все это передать кому-то, мне хотелось бы открыть свою школу риторики, где я преподавала бы с утра до вечера…

И теперь у меня для студентов есть одно правило: хотя бы 3 года своей жизни каждый молодой человек должен прожить в культурном центре, но если не удалось в юности - добрать потом отпусками, ведь это та культурная среда, какую в условиях Магадана мы предоставить не можем. А пока их познавательная активность, эрудиция несопоставимы с теми, какие были у студентов, положим, в 70-е годы. Тут наша особенность еще и в том, что многие сильные выпускники выезжают учиться за пределы области, их так ориентируют уже в школе и родители. Хотя появляются и такие, которые действительно хотят получить хорошее образование, есть немало серьезных, талантливых студентов, но их обычно берут на кафедру. Кончились, к сожалению, те времена, когда на филологический факультет набирали по 50 человек, сейчас лишь 12, а только на кафедре русского языка работали 16 человек, - сегодня всего 11 преподают и литературу, и русский язык, и журналистику. Тем не менее 98 % учителей-словесников - это наши выпускники, и в какую бы школу вы ни пришли, обязательно их встретите.

Сама Елена Гоголева к русскому языку относится трепетно и считает, что, когда им занимаешься серьезно, воспринимая его не механистически, всегда убеждаешься, что такой потрясающий по мощи, силе и яркости язык мог быть дан только великому народу. Кроме русского, она изучала английский и чешский, на котором даже когда-то говорила, а в институте были латынь и старославянский. Потому уверена: языковое образование должно быть разнообразным. И на занятиях по риторике частенько повторяет философское изречение о том, что «границы моего языка и означают границы моего мира». И сожалеет, что в Магадане нет сейчас литературной среды, в которой можно было бы обсуждать эстетическую сторону литературы.

«НЕВЕЧЕН ЗВУК, НО НЕЖНОСТИ НАУЧИТ…»

К своим стихам она относится по-разному: и критически, и оценочно. Как правило, всегда собой недовольна. Стихи и эпиграммы, шуточные и юбилейные, пишет влет, быстро и много, и их собралось уже на десяток сборников. А вышел пока только один - «В сознании минутной силы», где напечатаны ранние стихи - с 1966 по 2005 год. А о природе творчества лучше не задумываться - то сама собой рождается строчка, а иногда, как ни старайся, не звучит. Но иногда вдруг всплывает фраза, которую так хочется продолжить, и кажется, что она не похожа ни на что уже придуманное...

- Я прекрасно понимаю, что не могу состязаться с гениями - моим любимым Ф. Тютчевым или О. Мандельштамом, И. Бродским, А. Тарковским, но у меня есть собственный голос, - утверждает Елена Гоголева. - Он не настолько громок, чтобы говорить о каком-то всероссийском значении, но есть ряд тем, на которые, как мне кажется, еще не писали, как, например, и о Магадане. О нашем городе можно писать без лозунгов и ненужной помпы, когда в основе барабанная дробь и избитые рифмы типа «туман - Магадан», что я и делаю. Потому, когда писала ироничное стихотворение «Мещанствую в местечке Магадан», ни разу не повторяясь, придумала 5 других рифм. А шуточное юбилейное посвящение магаданцам теперь часто цитируют, и оно стало настолько популярным, что местный бард положила его на музыку. Многие пишут о зиме и Магадане, но другое. А у меня даже «Колымская азбука» для детей сделана так, что никто не использовал такую идею. Просто можно делать стихи на 3 - 5 м в глубину, а можно на 30 см. Для себя я выбрала 5 м. И знаю, что очень многие тексты (и меня упрекали в этом) читатели понимают не сразу, поскольку они требуют знания текста, цитат, позиции. Но они рождаются так, и ты не можешь прогнозировать, что это будет. В философии это называется инсайтом - некое озарение, словно его кто-то включает. А ты только добавляешь свои слова и свой способ изъясняться.

ЭТА СТРАШНАЯ СИЛА ИСКУССТВА

О профессоре Елене Гоголевой как о просветителе хочется рассказать особо, на примере проекта «Читаем вместе». Ее публичные лекции в Пушкинской библиотеке необычайно популярны и неизменно собирают полные залы. За эту высокую просветительскую общественную деятельность филолог получила премию «Человек года-2011».

- Проекту «Читаем вместе» в следующем году исполнится 10 лет, - говорит Елена Михайловна. - Его предложили мне сотрудники библиотеки им. А. С. Пушкина, чтобы поддержать любовь к чтению. Мы начали разрабатывать разные темы, потом перешли на такую модель, когда аудитория сама о чем-то просит рассказать, и стали работать под заказ. Сейчас я воспринимаю эти лекции как гуманитарный проект и вижу, как они нужны людям. Но и тут у меня нет последователей, что меня глубоко удручает, хотя я ко всем в городе обращалась.

Идея проводить просветительские лекции с участием профессора СВГУ Е. М. Гоголевой появилась в 2006 году после первой лекции, которая была подготовлена для сотрудников областной библиотеки и посвящена анализу рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Цель публичных лекций выражена в их названии «Читаем вместе», а именно: читаем вместе с Еленой Михайловной Гоголевой. И поверьте, это очень увлекательное занятие, когда интересные рассказы, неизвестные факты и глубокие мысли о литературе, чистый русский язык и энтузиазм лектора вызывают горячее желание немедленно взять в руки книгу того или иного автора и еще раз погрузиться в мир его творчества.

Путешествие в мир литературы вместе с Еленой Гоголевой проходит по основным этапам развития русской литературы: «Серебряный век», «Русская литература второй половины XX века», «Традиции и новации современной литературы», «Русская зарубежная литература». Чтение и анализ творческого наследия русских и советских поэтов и писателей стали традицией на публичных лекциях, а беседы о литературе дополняются интересными лекциями о русском языке, его изменениях. Причем людей на такие встречи приходит всегда много, а были темы, когда на лекции сидело 100 человек, причем и взрослые, и школьники. А в среднем аудитория постоянная - примерно 32 человека. Заодно стали прослеживать, увеличивается ли потом число читателей на абонементе. Ответ, конечно, положительный.

- А это и было главной целью - поддерживать в людях интерес к книге, хорошей литературе, пониманию текста. С этого я и начала - фактически вела там филологический анализ произведений, - поясняет Е. М. Гоголева. - Выбрав компактный поэтический текст, ставила задачу: чтобы к концу лекции слушатели видели, как от непонимания они, научившись некоторым приемам, переходили к пониманию текста, умению смотреть вглубь.

И я повторяю на разных лекциях, что искусство обладает страшной силой и может сделать привлекательным и добро, и зло. И такая его особенность должна приниматься в расчет.

- Последнюю тему я так и назвала: «Они говорили друг с другом во Времени», речь идет о тематических перекличках, где я раскрываю ее на примере трех поэтов - Ф. Тютчева, Г. Иванова и Б. Окуджавы, то есть ушедших и присутствующих авторов. Вообще мировая литература - это своеобразный мегатекст, в котором такие переклички, многоголосье, хоровое исполнение или дуэты звучат постоянно. Но понять их может только тот, кто смотрит немного глубже, поскольку просто так, поверхностно, они не познаются, - отмечает Елена Михайловна. - И я всегда повторяю фразу о том, что русская поэзия - это поэзия такого масштаба, где взводами командуют генералы. И хочу, чтобы любили Отечество через его культуру, поэзию, литературу



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки