Строки, вынесенные в заголовок, стали названием темы очередной встречи в библиотеке им. А. С. Пушкина на публичных лекциях кандидата филологических наук, профессора кафедры русской филологии и журналистики СВГУ Елены ГОГОЛЕВОЙ.
Впечатления от каждой из них настолько ошеломляющие, что захотелось всем рассказать, какие удивительные люди рядом с нами, украшающие нашу жизнь живым словом и трепетным отношением к языку, прозой и стихами, историей и размышлениями. Ведь главная цель публичных лекций «Читаем вместе», которые продолжаются и в Год литературы, - помочь читающим и думающим людям получать наслаждение от чтения хороших книг и приблизиться к постижению глубинного смысла произведения.
ГЛАВНАЯ СТРАСТЬ - ФИЛОЛОГИЯ
Коренная магаданка, представитель известной в области педагогической династии, Елена Гоголева - человек разносторонний. С 1973 года - преподаватель Магаданского педагогического института (ныне СВГУ). Постоянная участница научных конференций, семинаров, традиционных Рождественских и Кирилло-Мефодиевских чтений. Преподает риторику в одной из лучших магаданских гимназий - Английской. Занимается общественной работой, входит в состав Общероссийского народного фронта. Имеет звания «Отличник просвещения РСФСР», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Почетный работник образования Магаданской области», есть у нее и другие награды, например, «За заслуги перед городом Магаданом».
Но главная ее страсть - филология. Она известна многим как автор публикаций в сборниках, периодической печати по вопросам чистоты русского языка, образовательной и культурной ситуации в регионе. Ей принадлежит поэтический сборник «В сознании минутной силы», а также многие другие стихи, публикуемые на страницах газет. И захотелось в беседе с ней выяснить природу творчества…
- Любовь к стихам - это абсолютная потребность с детства. Мое первое стихотворение было напечатано в ягоднинской районной газете, когда я училась еще в школе в 8-м классе, и было оно посвящено полету в космос Юрия Гагарина, - вспоминает Елена Михайловна. - После я обнаружила, что рифмы, которые я сама там нашла, потом повторялись в сотне других стихов. Понятно, я тогда была еще мала, но почему люди думают так поверхностно? - вот что меня смутило… Позже ходила в литературное объединение, много читала, поступила в Московский государственный педагогический институт им. Ленина, а там были такая творческая атмосфера и такая мощная школа, что, когда я сдавала вступительные экзамены в аспирантуру, не было проблем, какой раздел выбрать, - все знали хорошо.
Хотя надо сказать, что, всю жизнь находясь в учительской семье, я меньше всего хотела педагогической карьеры. И на какое-то время даже уходила из педагогического - хотела поступать в Литературный институт. Но на первую же практику отпросилась из Москвы в Магадан к маме и проходила ее в одной из старейших школ города - № 7. Там у меня была замечательная учительница, она давала мне много занятий, и вместо 5 уроков я провела за практику 21. И вот во время практической работы пришло понимание, что я не против быть учителем. И когда окончила МГПИ им. Ленина, из Москвы вернулась в Магадан и начала работать учителем в 1-й школе, в которую и сама ходила. Потом перешла в Магаданский педагогический институт, с тех пор уже почти 40 лет занимаюсь русским языком, причем у меня два любимых раздела: синтаксис простого и сложного предложения (это моя специализация) и филологический анализ художественного текста - эта дисциплина позволила мне соединить литературные и лингвистические пристрастия.
И КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
Размышляя о том, что же питает и подталкивает молодого человека к литературе, Елена Гоголева отмечает несколько факторов: во-первых, семейное воспитание, а во-вторых, окружение.
- У нас в семье всегда была хорошая библиотека, мама собирала книги, несмотря на трудности того времени, и сейчас все они у меня сохранились и преумножились, - рассказывает Елена Михайловна. - И отношение к слову как к эстетическому продукту образовалось очень рано. Мне всегда нравился хорошо написанный текст, хорошо сказанное слово. А потом учеба в Москве усилила то, что было заложено в семье. Нам преподавали наглядно: сегодня дают тему - и тут же мы идем в музей.
А однажды и вовсе повезло: у меня был спецкурс по Л. Н. Толстому, и наш профессор повез нас на киностудию «Мосфильм», где тогда С. Ф. Бондарчук монтировал «Войну и мир». Студенты расположились амфитеатром в небольших аудиториях, а в первых рядах сидели лучшие толстоведы страны, которых собрал режиссер. Они размышляли о высоком и говорили иначе, и мы понимали, что это те образцы, на которые надо ориентироваться. Так на занятиях, интересных встречах, в библиотеках и музеях приобретался опыт - и литературный, и риторический. К старшим курсам у меня уже сложилась небольшая репутация ритора. И сейчас, когда уже накоплены опыт, естественно усвоенные приемы и огромное желание все это передать кому-то, мне хотелось бы открыть свою школу риторики, где я преподавала бы с утра до вечера…
И теперь у меня для студентов есть одно правило: хотя бы 3 года своей жизни каждый молодой человек должен прожить в культурном центре, но если не удалось в юности - добрать потом отпусками, ведь это та культурная среда, какую в условиях Магадана мы предоставить не можем. А пока их познавательная активность, эрудиция несопоставимы с теми, какие были у студентов, положим, в 70-е годы. Тут наша особенность еще и в том, что многие сильные выпускники выезжают учиться за пределы области, их так ориентируют уже в школе и родители. Хотя появляются и такие, которые действительно хотят получить хорошее образование, есть немало серьезных, талантливых студентов, но их обычно берут на кафедру. Кончились, к сожалению, те времена, когда на филологический факультет набирали по 50 человек, сейчас лишь 12, а только на кафедре русского языка работали 16 человек, - сегодня всего 11 преподают и литературу, и русский язык, и журналистику. Тем не менее 98 % учителей-словесников - это наши выпускники, и в какую бы школу вы ни пришли, обязательно их встретите.
Сама Елена Гоголева к русскому языку относится трепетно и считает, что, когда им занимаешься серьезно, воспринимая его не механистически, всегда убеждаешься, что такой потрясающий по мощи, силе и яркости язык мог быть дан только великому народу. Кроме русского, она изучала английский и чешский, на котором даже когда-то говорила, а в институте были латынь и старославянский. Потому уверена: языковое образование должно быть разнообразным. И на занятиях по риторике частенько повторяет философское изречение о том, что «границы моего языка и означают границы моего мира». И сожалеет, что в Магадане нет сейчас литературной среды, в которой можно было бы обсуждать эстетическую сторону литературы.
«НЕВЕЧЕН ЗВУК, НО НЕЖНОСТИ НАУЧИТ…»
К своим стихам она относится по-разному: и критически, и оценочно. Как правило, всегда собой недовольна. Стихи и эпиграммы, шуточные и юбилейные, пишет влет, быстро и много, и их собралось уже на десяток сборников. А вышел пока только один - «В сознании минутной силы», где напечатаны ранние стихи - с 1966 по 2005 год. А о природе творчества лучше не задумываться - то сама собой рождается строчка, а иногда, как ни старайся, не звучит. Но иногда вдруг всплывает фраза, которую так хочется продолжить, и кажется, что она не похожа ни на что уже придуманное...
- Я прекрасно понимаю, что не могу состязаться с гениями - моим любимым Ф. Тютчевым или О. Мандельштамом, И. Бродским, А. Тарковским, но у меня есть собственный голос, - утверждает Елена Гоголева. - Он не настолько громок, чтобы говорить о каком-то всероссийском значении, но есть ряд тем, на которые, как мне кажется, еще не писали, как, например, и о Магадане. О нашем городе можно писать без лозунгов и ненужной помпы, когда в основе барабанная дробь и избитые рифмы типа «туман - Магадан», что я и делаю. Потому, когда писала ироничное стихотворение «Мещанствую в местечке Магадан», ни разу не повторяясь, придумала 5 других рифм. А шуточное юбилейное посвящение магаданцам теперь часто цитируют, и оно стало настолько популярным, что местный бард положила его на музыку. Многие пишут о зиме и Магадане, но другое. А у меня даже «Колымская азбука» для детей сделана так, что никто не использовал такую идею. Просто можно делать стихи на 3 - 5 м в глубину, а можно на 30 см. Для себя я выбрала 5 м. И знаю, что очень многие тексты (и меня упрекали в этом) читатели понимают не сразу, поскольку они требуют знания текста, цитат, позиции. Но они рождаются так, и ты не можешь прогнозировать, что это будет. В философии это называется инсайтом - некое озарение, словно его кто-то включает. А ты только добавляешь свои слова и свой способ изъясняться.
ЭТА СТРАШНАЯ СИЛА ИСКУССТВА
О профессоре Елене Гоголевой как о просветителе хочется рассказать особо, на примере проекта «Читаем вместе». Ее публичные лекции в Пушкинской библиотеке необычайно популярны и неизменно собирают полные залы. За эту высокую просветительскую общественную деятельность филолог получила премию «Человек года-2011».
- Проекту «Читаем вместе» в следующем году исполнится 10 лет, - говорит Елена Михайловна. - Его предложили мне сотрудники библиотеки им. А. С. Пушкина, чтобы поддержать любовь к чтению. Мы начали разрабатывать разные темы, потом перешли на такую модель, когда аудитория сама о чем-то просит рассказать, и стали работать под заказ. Сейчас я воспринимаю эти лекции как гуманитарный проект и вижу, как они нужны людям. Но и тут у меня нет последователей, что меня глубоко удручает, хотя я ко всем в городе обращалась.
Идея проводить просветительские лекции с участием профессора СВГУ Е. М. Гоголевой появилась в 2006 году после первой лекции, которая была подготовлена для сотрудников областной библиотеки и посвящена анализу рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Цель публичных лекций выражена в их названии «Читаем вместе», а именно: читаем вместе с Еленой Михайловной Гоголевой. И поверьте, это очень увлекательное занятие, когда интересные рассказы, неизвестные факты и глубокие мысли о литературе, чистый русский язык и энтузиазм лектора вызывают горячее желание немедленно взять в руки книгу того или иного автора и еще раз погрузиться в мир его творчества.
Путешествие в мир литературы вместе с Еленой Гоголевой проходит по основным этапам развития русской литературы: «Серебряный век», «Русская литература второй половины XX века», «Традиции и новации современной литературы», «Русская зарубежная литература». Чтение и анализ творческого наследия русских и советских поэтов и писателей стали традицией на публичных лекциях, а беседы о литературе дополняются интересными лекциями о русском языке, его изменениях. Причем людей на такие встречи приходит всегда много, а были темы, когда на лекции сидело 100 человек, причем и взрослые, и школьники. А в среднем аудитория постоянная - примерно 32 человека. Заодно стали прослеживать, увеличивается ли потом число читателей на абонементе. Ответ, конечно, положительный.
- А это и было главной целью - поддерживать в людях интерес к книге, хорошей литературе, пониманию текста. С этого я и начала - фактически вела там филологический анализ произведений, - поясняет Е. М. Гоголева. - Выбрав компактный поэтический текст, ставила задачу: чтобы к концу лекции слушатели видели, как от непонимания они, научившись некоторым приемам, переходили к пониманию текста, умению смотреть вглубь.
И я повторяю на разных лекциях, что искусство обладает страшной силой и может сделать привлекательным и добро, и зло. И такая его особенность должна приниматься в расчет.
- Последнюю тему я так и назвала: «Они говорили друг с другом во Времени», речь идет о тематических перекличках, где я раскрываю ее на примере трех поэтов - Ф. Тютчева, Г. Иванова и Б. Окуджавы, то есть ушедших и присутствующих авторов. Вообще мировая литература - это своеобразный мегатекст, в котором такие переклички, многоголосье, хоровое исполнение или дуэты звучат постоянно. Но понять их может только тот, кто смотрит немного глубже, поскольку просто так, поверхностно, они не познаются, - отмечает Елена Михайловна. - И я всегда повторяю фразу о том, что русская поэзия - это поэзия такого масштаба, где взводами командуют генералы. И хочу, чтобы любили Отечество через его культуру, поэзию, литературу