Польский след в Магадане


Недавно Магадан посетила группа польских священников и ученых, интересующихся судьбой своих соотечественников, оказавшихся на Колыме в исправительно-трудовых лагерях после Второй мировой войны. Корреспонденту «Магаданской правды» удалось побеседовать с одним из наших гостей. Анджей Зволинский, декан факультета католических наук, профессор Краковского университета имени Папы Иоанна Павла Второго, прежде неоднократно посещал Россию, в основном общаясь с коллегами столичных университетов. Его интересы лежат в плоскости социологии и обществоведения. В Магадане он впервые.

- Мы приехали в Магадан для участия в научной конференции и для встречи с местной католической общиной, чтобы обсудить насущные проблемы нашей церкви, - говорит А. Зволинский. - Будем говорить о таких вопросах, как распространение тоталитарных сект, деструктивных культов, магии и экстрасенсорики, являющихся реальной угрозой для верующих католиков. Я знаю, что эти темы чрезвычайно важны и для православной церкви. А вообще Магадан интересен нам как место, где находились в заключении наши соотечественники. Люди польского происхождения строили и ваш город, и знаменитую Колымскую трассу.

- В этом году мы отметили 70-летний юбилей Великой Победы над нацизмом в Европе, впереди у нас юбилей разгрома японского милитаризма. Чем для вас является День Победы 9 мая?

- Для нас это великий день освобождения. Мы рассматриваем советских солдат как своих освободителей. Для меня, как для краковчанина, живущего неподалеку от бывшего концлагеря Аушвиц, ваша армия в первую очередь ассоциируется с освобождением узников Освенцима. Краков в огромном долгу перед Красной Армией за то, что она не дала немцам уничтожить наш город, а напротив, сохранила всю его красоту. И в том, что множество исторических зданий в Кракове было спасено и сохранено в целости, целиком заслуга бойцов и командиров Красной Армии. Краков имеет особое значение для всех поляков как колыбель нашей культуры.

- Пан Анджей, какие чувства вы испытываете по отношению к России и ее народу, ведь не секрет, что в нашем прошлом были не только светлые моменты, но и конфликты, войны?

- Мое отношение к русским людям самое позитивное. Я рассматриваю связи между Россией и Польшей как братские. И когда посещаю вашу страну, и когда в путешествиях по миру встречаю россиян, то понимаю, насколько они близки мне по духу, потому что вижу очень культурных и образованных людей. Для меня русские - братья.

Нас роднят и общие христианские ценности. Православие и католичество - две ветви одной религии. И наши христианские ценности сегодня находятся под угрозой. Нам вместе необходимо сохранять и беречь их. Ежегодно мы проводим встречи со своими московскими коллегами, они приезжают к нам в Краков, а мы посещаем Москву. Что же касается недавнего прошлого, когда в Польше правили коммунисты, а для меня коммунизм - всего лишь абстрактная идея, не более того, так вот, этот исторический период я ни в коей мере не связываю с так называемым русским коммунизмом. И для меня, когда я был ребенком, все влияние «польского коммунизма» заключалось только лишь в изучении русского языка в школе. Сегодня я считаю, что это было благословением для всех нас. К сожалению, мы тогда недостаточно внимания уделяли русскому языку. Если бы я свободно говорил по-русски, то сейчас мы с вами общались бы только на русском, а не на двух наших языках.

Кроме этого, мы понимали, что «польский коммунизм» был делом рук самих поляков, которые восприняли и своеобразно адаптировали идеи социализма на польской земле. Сама коммунистическая идеология у нас подверглась критике с 1980 г., когда появился профсоюз «Солидарность». Я никоим образом не против вашей страны и народа. Я читаю русские книги, у меня имеется множество ваших художественных альбомов, которые были не только доступными и недорогими в социалистические времена, прежде всего они прекрасно изданы, просто изумительны во всех отношениях. Эти альбомы посвящены вашим музеям и художественным галереям. Я с интересом изучал ценнейшие экспонаты, произведения живописи, древней керамики, изделий из золота. И много нового открыл для себя из истории России благодаря этим альбомам. Мы судили о россиянах не по одному какому-то человеку, а в целом по нашим контактам с конкретными людьми, которые неизменно вызывали в нас симпатию и уважение. Все это способствовало открытости в наших отношениях.

- Профессор Анджей, сегодня в Европе происходит откат от традиционных христианских ценностей, господствует либеральная идеология, во главу угла и превыше интересов общества, большинства народа ставятся индивидуальные права человека, в том числе на аборт, эвтаназию, заключение однополых союзов. Власти разных стран активно продвигают ювенальную юстицию. Как вы оцениваете все эти приметы нашего времени?

- Мы подготовили документ, который передали Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В нем есть не только упоминание о нашей общей духовной традиции, но и указание на многоаспектность войны. Давайте вспомним Вторую мировую. Мы не только сражались за свободу, в ходе войны было пролито много крови, было много жертв, страданий, боли. Рассматривая наши потери, как можно в точности определить, кто положил больше жизней, русские или поляки? Все измеряется пропорционально. У вас погибло столько-то людей, у нас столько-то. Для маленькой Польши эти потери просто огромные. Нет ни одной семьи и в нашей стране, и в России, в которой кто-либо не погиб на войне. И этот опыт роднит и соединяет наши народы.

Сейчас в Польше многие люди с симпатией вспоминают наше коммунистическое прошлое, наши достижения. Но мы помним и недостатки того времени. И это тоже наш общий совместный опыт вместе с россиянами. Мы хотим создать нечто новое. Хотим жить в лучшие времена, в лучшей стране, лучшей жизнью, когда восторжествует правда и будет больше свободы. И в этом нас, поляков, никто не поймет лучше россиян. Французы или немцы нас не смогут понять, если, конечно, это не восточные немцы из бывшей ГДР, которые тоже прошли свой путь освобождения от коммунистических догм. Но настоящий общий опыт есть только у поляков и русских. Что еще может нас объединить? Все!

Мы - маленькая страна с большим и богатым соседом. И мы можем поддерживать друг друга экономически, политически, можем быть вместе. Решения политиков с обеих сторон могут быть противоречивыми, но мы, простые граждане Польши и России, хотим чаще встречаться, быть вместе, отмечать общие праздники, как религиозные, так и важные даты, такие, как святой для нас День Победы над фашизмом. Потому что мы живем в одном мире, и это наш мир, общий для всех.

- Профессор Анджей, сейчас на Западе принято сравнивать СССР и гитлеровскую Германию. Западные политики ставят знак равенства между Сталиным и Гитлером. Что вы думаете об этом, каково ваше отношение к подобной исторической ревизии?

- Это неправильно. Потому что в истории не бывает аналогий. Нет повторений. Мы не можем взять и скопировать исторические примеры из одной страны в другую. Как можно сравнить рабство в Древнем Египте и современное рабство в Африке? Это разные вещи. Каждая ситуация уникальна. И нельзя их совмещать, накладывать друг на друга. Нельзя сравнивать колымских узников с жертвами Освенцима. В Аушвице была настоящая фабрика смерти. А здесь, в Магадане, люди тоже умирали в тяжелых природных и климатических условиях, но это были трудовые лагеря, а не концентрационные, как в нацистской Германии. Простые аналогии здесь неуместны. А если они возникают, то это целиком на совести журналистов, которые смотрят на историю примитивно и упрощенно. И нельзя сравнить труп заключенного в гробу и труп в крематории в Освенциме, говоря, что лагерные печи и стали их гробами. Это не так, они не превратились в гробы. С человеческим телом нельзя обращаться таким образом. Так что нет аналогий в истории. Это распространенная ошибка, зачастую просто политические игры и манипуляции сознанием масс. Цель - привить людям отвращение к чему-либо и упростить отдельные темы.

- Пан Анджей, как вы относитесь к событиям на Украине, к реабилитации ОУН-УПА, признанных преступными на Нюрнбергском трибунале, к восхвалению таких кровавых приспешников нацистов, как Шухевич и Бандера?

- Это одна из тем, которая объединяет нас. Почему? Потому что россияне всегда рассматривали бандеровцев как военных преступников, садистов и убийц, а польское население Волыни - как жертв погромов. И эта наша общая боль, общая трагедия для католиков и православных. Каждая война несет с собой несправедливость. И мы не можем судить или оценивать различные ее аспекты объективно.

Все, что мы знаем, это судьбы конкретных людей, их семьи. Если сейчас на Украине льется кровь, то это должно быть прекращено. Не важно, кто гибнет, сепаратисты или те, кто сражается за единую Украину. Это трагедия для семьи и близких погибших людей. И мы понимаем, что война несет угрозу всем людям. Моральная оценка каждой стороны конфликта в каждом случае индивидуальна. И сражающиеся по обе стороны люди не могут и не должны оправдывать свои действия приказами начальства. Если военнослужащий убивает беременную женщину, то он делает это не как солдат, выполняющий приказ командира. У него должна быть и совесть. Да, борись, защищай целостность своей страны, но ты не обязан выполнять приказы своих начальников, если они идут вразрез с голосом твоей совести. И это то, что больше всего интересует нас во время войны.

Конечно же, я молюсь о том, чтобы на Украине не было войны, чтобы там не проливалась кровь. Я вижу печаль в глазах людей, страдания, я видел похороны жертв этой войны. Это настоящая трагедия, когда трое маленьких детей и вдова должны были хоронить солдата. Меня очень интересуют религиозные традиции украинцев. Я увидел, как на Украине держат гроб всю ночь открытым в церкви. И поминают погибшего, как героя. Кто бы ни был жертвой войны, это всегда трагедия. И все усилия политиков не могут решить проблемы. Я священник и не могу рассуждать об этом, как политик. Я бы хотел, чтобы не было войны во всем мире. К несчастью, сегодня идет около шестидесяти войн в мире. И повсюду жертвы военных конфликтов умножаются с каждым днем. Это очень плохо.

И неважно, где льется кровь. В Сирии, где христиан убивают только из-за их веры, или же мы видим жертв исламского террора в других странах Востока. Только потому, что кто-то не является истинным мусульманином, другие мусульмане его убивают. Пусть все приверженцы разных течений ислама живут, как они хотят. Мы сможем понять, кто был прав, а кто нет, только когда предстанем перед Всевышним. И пусть Господь судит нас. Второе пришествие Христа станет судом для всех людей. И только это должно занимать наше сознание. Вот что волнует меня, а не различия политических взглядов.

Другой момент, который тревожит меня, это участие в войне. Если люди идут по принуждению на фронт или по воинской повинности, это одно, другое дело - если они воюют добровольцами. Но мы не можем наблюдать за конфликтом со стороны и решать: вот одни, безусловно, правы, а другие нет. Потому что это будет означать, что ты встал на ту или иную сторону. Я не хочу участвовать в войне. Я переживаю за людей, погибших в военных конфликтах. Потому что тот, кого убили, мог бы жить, работать в своем саду, собирать яблоки. Вот в чем и заключается жизнь, а не во взаимном истреблении.

- Пан Анджей, кто из выдающихся сынов Польши и России является общим героем для наших народов?

- Размышляя о наших связях, я прежде всего думаю об Александре Пушкине и Адаме Мицкевиче, об их дружбе. Вспоминаю о Л. Толстом, Ф. Достоевском, А. Чехове, Н. Бердяеве, я много его трудов читал. Также считаю, что для нас великими людьми были А. Солженицын, В. Шаламов, автор «Колымских рассказов». Кроме того, маршал И. Конев очень важный для поляков человек, потому что он освобождал Краков. Много имен, дорогих сердцу поляка, связанных с разными аспектами культуры и искусства. Мы изучали их биографии и творческое наследие еще в школе. И на уроках не только русского языка, но и польской литературы. Помимо этого, для меня чрезвычайно важны и дороги П. Чайковский и Ю. Гагарин, русский философ С. Соловьев, писавший о двух путях развития - европейском и российском, западном и восточном путях.

Даже Папа Иоанн Павел Второй цитировал эту мысль С. Соловьева, говоря о том, что христианская церковь должна иметь два пути, как есть два легких в организме человека. Иоанн Павел Второй очень ценил наследие русского философа, часто ссылался на него. Кстати, у кровати Папы Иоанна Павла Второго всегда лежала библия на русском языке, которую он хоть и с трудом, но все же читал. Он не знал русского языка в достаточной мере, но старался улучшить свои познания в нем, так как всегда учил язык той страны, которую собирался посетить. И он ежедневно перед сном хоть несколько строк, но прочитывал по-русски, чтобы выучить язык, который он считал братским.
- Благодарю вас, профессор Анджей, за содержательную беседу!

- Спасибо и вам за ваши интересные вопросы!

Автор: Игорь ДАДАШЕВ.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки