«Лица необщим выраженьем...»


В Год литературы мы беседуем с доктором филологических наук, профессором кафедры русской филологии и журналистики СВГУ Виталием ПИНКОВСКИМ. В университете его считают одним из лучших преподавателей. Студенты его обожают за особенный, только ему присущий стиль чтения лекций, ведения семинарских занятий. Многие выпускники филологического факультета вспоминают, что было просто немыслимо пропустить пару Виталия Ивановича! Он способен пробудить любовь к художественной словесности у любого. А его интеллигентность, сдержанность и педагогический талант не могут не восхищать. Углубляясь в его научные интересы, открываешь для себя немало интересного и познавательного.

ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

Этот уникальный для Магаданской области ученый-филолог, издавший четыре монографии, десятки научных трудов, удивляет широтой научных интересов - от французской словесности XVIII века до литературы сюрреализма ХХ века, от античной поэзии до произведений В. Шаламова. Но бывает так, что чья-то личность, поэзия или проза навсегда затягивают в творчество и проходят через всю жизнь человека. Так случилось и с В. И. Пинковским: есть один автор, к которому профессор обращается уже много лет, и его можно считать первооткрывателем для нас этого французского поэта.

«Настоящее издание представляет собой первую в отечественном литературоведении книгу о поэзии Робера Десноса, хотя изучению творчества поэта в России скоро почти полвека. В западной науке дело обстоит иначе: ему посвящено несколько десятков основательных исследований. Такое количество работ порождает очередную проблему: надо найти аспект рассмотрения уже изученного, и основательно изученного, материала, который в итоге не производил бы впечатление пересказа всего того, что уже зафиксировано на французском, английском, немецком и еще нескольких языках». В этих строчках предисловия к книге В. И. Пинковского определены и его место в литературоведении, и главные пристрастия, и научные интересы. В СВГУ он читает зарубежную литературу и славится как знаток французской поэзии, лекции именно о ней вызывают восторг у студентов. Французский язык для него - рабочий, но при изучении разной литературы он имеет дело и с научной на английском, немецком языках. Но есть у профессора два принципа, которые еще в большей степени вызывают интерес к его работе.

- Это очень важно - чтобы было интересно, иначе как заниматься делом, чтобы оно не было тягостной обязанностью? - в этом объяснении весь наш герой. Но В. И. Пинковский продолжает: - А второй принцип, мне его открыл мой научный руководитель профессор В. А. Луков, - искать те темы, которые нашей литературоведческой наукой не освоены. Нам кажется, что многое изучено за долгие годы, а если копнуть поглубже… Два года назад у меня вышла книга о французской поэзии XVIII века, потому что выяснилось, что ни в царской России, ни в советское время, ни сейчас ни одной книги обобщенной на эту тему нет. Просто удивительно, ведь это знаменитая эпоха Просвещения, «французский век», до мелочей, казалось бы, изученный, а вот таких работ не написано! Нет, у самих-то французов есть, но я их не повторяю: кое-что все же виднее со стороны, в данном случае с нашей, русской стороны.

И ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРИСТРАСТИЯ
А когда я попросила обозначить круг его интересов, Виталий Иванович пояснил:

- Меня привлекает больше поэзия, по научной специализации - французская XIX - ХХ веков. Поскольку профессионально я занимался сюрреалистами, то, соответственно, это круг, который к ним подводит, - романтическая поэзия, Бодлер, французские символисты. Разумеется, Робер Деснос. Лучший, на мой взгляд, из сюрреалистов. И личность необычная: с одной стороны, радикальный либерал, некоторые произведения которого были запрещены судом за «оскорбление общественной нравственности»; с другой - антифашист, патриот, схваченный гестапо и погибший в концлагере. Если бы наши либералы были хоть немного похожи на Десноса, это слово не стало бы у нас презренным. Что касается русской поэзии… Знаете, только перечитав десятки французских поэтов XVIII века, я понял, какого поэтического великана мы имели в ту же эпоху у себя - Г. Р. Державина. А ведь считается, что новая русская литература тогда только училась у западноевропейской. Это в основном верно, но если уже в «ученический» период появляются такие гиганты, то это свидетельствует об исключительной литературной одаренности народа. Мы ведь народ по преимуществу литературной культуры, это особенно в XIX веке было заметно: музыка, живопись, философия - все так или иначе связано с литературой, настолько богатой, что только с возрастом по-настоящему добираешься до авторов «не первого ряда». Это, конечно, очень условное деление - первые, вторые… Разве «Ты не гонись за рифмой своенравной» К. Случевского и «Колокольчик» Я. Полонского не шедевры?

Если оторваться от поэзии, то скажу, что мой любимый писатель, причем еще со школы, - Лев Толстой, для меня у него три самые любимые вещи - «Севастопольские рассказы», «Казаки», в особенности - «Война и мир». Кстати, вскоре планирую издание монографии «Французская поэзия Первой империи». Это время правления Наполеона I, об этом периоде у нас в науке сказано вскользь, обзорно. Да и сами французы к этому 15-летию в истории своей поэзии относятся без пиетета, потому что там не было особо крупных имен. Но понимаете, бывают эпохи, интересные сами по себе. Разве не интересно узнать и понять, воздухом какой поэзии могли дышать те, кто потом незваными гостями заявился к нам в 1812 году?

- А как ваши студенты - они читают, поэзией интересуются? - спрашиваю профессора. И он поясняет:

- У поэзии всегда не очень много читателей, в отличие от прозы. Почему так? Если объяснять очень упрощенно и касаясь только технической стороны вопроса, то проза обещает «развлечь интересной историей» о жизни, а поэзия дает ее - жизни - упорядочивающие, обобщенные, концентрированные «формулы». То есть поэзия в какой-то мере близка к математике, только это еще и эмоциональная «математика», и музыкальная, и живописная. Но чтобы эти «формулы» ожили, необходимы большие, чем при чтении прозы, гибкость и отзывчивость ума, воображения и чувств, а кроме того, стремление их развивать. Короче говоря, поэзия предлагает «поработать» и именно от этого получить удовлетворение - чувственно-интеллектуальное. Тем, кто ищет в литературе только развлечения, поэзия противопоказана. Собственно, так называемый массовый читатель и порожден прозой - примерно с XVIII века, когда проза количественно начинает доминировать над стихами.

ПОЧЕМУ ФИЛОЛОГИ МАЛО ЧИТАЮТ

В. И. Пинковский размышляет о том, что значит хорошая литература в жизни человека:
- Но сейчас по всей стране такая общая беда: филологи мало читающие, философы мало читающие… Многие умудряются окончить университет, не прочитав главных для профессионального филолога книг. Во многом виновата очевидная внешняя причина - нехватка времени, но главная все же - отношение к литературе как к развлечению, причем «устаревшему», которое легко может быть заменено другими. Я от многих взрослых и образованных людей слышал гордые заявления, что они художественную литературу не читают, а читают «серьезные» книги - исторические, мемуарные, политические, экономические, психологические… Все это нужные, конечно, книги, но цельную информацию о мире и человеке дает только искусство, и у художественной литературы в этом нет соперниц. Нужно заставлять себя «потреблять» хорошую литературу для поддержания в здоровом состоянии своего языка, интеллекта, психологического тонуса. Кстати, возвращение в школу выпускного сочинения - одна из таких полезных для личности принудительных мер.

О ФИЛОЛОГИИ

- Филологическая наука - одна из труднейших, а среди гуманитарных наук - самая трудная, ведь для анализа и интерпретации текста могут понадобиться сведения из любой области знания - истории, социологии, политологии, психологии, биологии, географии, экономики, юриспруденции и т. д.
Необходимо очень хорошее владение родным языком, а еще желательно умение читать на основных иностранных. Вот почему профессиональный филолог формируется так медленно - большое дерево долго растет. Зато филология и одна из самых щедрых на благодарность наук для тех, кто решил добросовестно ее освоить. Она дает не только стремящееся к всеохватности знание, но и способствует успешности в любой сфере, где предполагается работа с людьми. Людям с гуманитарными способностями рекомендую в качестве базового образования именно филологическое - безошибочный выбор, - считает Виталий Иванович.

Как передать словами радость, смех или боль одиночества? Только литература, и в большей степени поэзия, может сделать это тонко и трогательно, выразив все человеческие чувства. Вот почему так ценятся люди, которые могут донести до нас понимание прекрасного, привить любовь к классике и поэтическому слову. И как хорошо, что они есть рядом с нами.

Автор: Вера Диденко "Магаданская правда"



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки