Председатель Магаданской областной Думы выступил с предложением разрешить частную добычу россыпного золота гражданами России


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Александр Александров: Мы стремимся к законодательному урегулированию наиболее острых проблем недропользования

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провёл вчера, 23 октября, «круглый стол» по теме «Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней». В нём приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители исполнительной федеральной власти, субъектов РФ, предпринимателей и научно-исследовательского сообщества. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе Магаданской областной Думы.

Вёл встречу первый заместитель председателя комитета Валерий Язев. Среди докладчиков – председатель Совета старателей России Виктор Таракановский, заместитель председателя комитета ГД по поддержке предпринимательства Олег Пелевин, постоянный представитель Госсобравния (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании РФ Василий Власов, руководители промышленных предприятий.

В работе «круглого стола» принял активное участие председатель Магаданской областной Думы Александр Александров, первым доклад которого прозвучал первым и задал тон дальнейшему обсуждению темы.

Обстоятельный анализ главой законодательной власти Колымы существующих в горнодобывающей отрасли дальневосточных и забайкальского регионов проблем был призван убедить депутатов Госдумы и других участников «круглого стола» в необходимости принятия законодательных решений, от которых во многом зависит развитие такого стратегически, геополитически важного для страны региона, как Магаданская область, и её соседей по ДФО, уровень комфортности северян. Предлагаем выступление Александра Александрова полном формате.

«Уважаемые коллеги, участники круглого стола!

Сегодня российское законодательство о недрах находится в состоянии активного реформирования. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на три основных вопроса, положительное решение которых, по мнению депутатов Магаданской областной Думы, создавало бы реальные возможности успешному развитию золотодобычи не только в Магаданской области, но и в целом по Российской Федерации.

Основной целью законодательных инициатив Магаданской областной Думы является необходимость урегулирования наиболее острых проблем недропользования, которые требуют скорейшего практического решения. Продиктовано это не только необходимостью поддержания существующего уровня добычи драгоценных металлов на территории Магаданской области, но и поиском новых источников доходов для нашей территории как дотационного субъекта Российской Федерации.

Одним из первых вопросов российского недропользования, не получившего до сих пор необходимого законодательного регулирования, является вопрос о снятия запрета на частную добычу россыпного золота гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальная добыча драгоценных металлов (вольноприносительство) существовала в России более ста лет, в том числе в советский период до 1954 года, и обеспечивала пополнение золотого запаса страны. В других странах вольноприносительство в различных формах существует до сих пор и позволяет добывать драгоценные металлы, прежде всего, на отвалах и отходах горнодобывающего производства.

В настоящее время положительное решение по добыче драгоценных металлов индивидуальными предпринимателями, считаем, стало бы многоплановым решением проблемы, имеющей не столько экономический, сколько социальный аспект в регионах с развитой горнодобывающей отраслью. В Магаданской области достаточно много людей, которые многие годы проработали в старательских артелях, и готовы заняться индивидуальной добычей драгоценного металла.

Магаданская область является одним из основных золотодобывающих регионов России. За 80-летнюю историю золотодобычи в Магаданской области многие промышленные россыпные месторождения отработаны, с применением высокопроизводительной тяжелой техники. Однако практика показывает, что в пределах таких месторождений остаются золотоносные участки - борта полигонов и межполигонные целики, т.е. незначительные площади, содержащие россыпное золото, которое не учтено государственным балансом полезных ископаемых или с запасами до первых килограммов. Именно такие участки недр, не представляющие интереса для промышленной отработки, могут быть предоставлены для добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям.

В настоящее время актуальность законодательного разрешения, так называемого вольноприносительства золота, возросла, в частности, по следующим причинам:

1) банкротство и закрытие многих мелких артелей старателей, в результате чего высвобождаются опытные кадры;

2) истощение минерально-сырьевой базы россыпного золота;

3) необходимость исключения возможности скрытого старательства и теневого оборота золота.

Магаданская область неоднократно выходила с предложениями о необходимости законодательного разрешения добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями (в том числе и путем внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации), которые были поддержаны Президентом и Председателем Правительства Российской Федерации.

Достаточно сказать, что впервые законодательная инициатива нами была внесена в Государственную Думу в 2001 году.

В 2007 году мы, в очередной раз, внесли законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который тоже был отклонен.

В 2008 году во время рабочей поездки по Дальнему Востоку Президента РФ Д.А Медведева проблема вольного приноса была одной из тем, поднятых депутатами Магаданской областной Думы. По результатам совещания при Президенте РФ был разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В 2009 году информация по законодательной инициативе Магаданской областной Думы была представлена на Совете законодателей, на котором Президентом РФ были даны поручения Правительству Российской Федерации по изучению данного вопроса и была озвучена поддержка данной инициативы
с его стороны.

Учитывая необходимость законодательного разрешения неоднократно поднимаемого вопроса добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями - гражданами Российской Федерации, а также поддерживаемого Председателем Правительства РФ и Президентом РФ (было дано поручение Д.А. Медведева от 13 мая 2010 года Пр-1350), в сентябре 2010 года группа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы внесла в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации».

В январе 2011 года законопроект был принят в первом чтении. После принятия в первом чтении Комитетом Государственной Думы были рассмотрены поступившие к законопроекту поправки.

Информация о том, что Государственной Думой законопроект принят в первом чтении была с оптимизмом принята колымскими горняками в надежде, что уже в предстоящем промывочном сезоне 2011 года добыча золота индивидуальными предпринимателями будет разрешена официально.

Однако, наши надежды на положительное решение данного вопроса не оправдались.
По законопроекту был высказан ряд замечаний от представителей Союза старателей России и Генеральной прокуратура РФ. ФСБ России также выразило мнение, что принятие законопроекта наравне с положительными моментами может привести к негативным последствиям, обусловленным ухудшением криминогенной обстановки.

В мае 2012 года решением Комитета была создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона к рассмотрению во втором чтении. В октябре 2012 года состоялось заседание рабочей группы, на котором участникам заседания с учетом вновь состоявшегося обсуждения было предложено представить свои предложения по доработке текста законопроекта.

До настоящего момента данный проект федерального закона не рассмотрен во втором чтении, хотя с момента принятия проекта федерального закона в первом чтении прошло почти 3 года.

В феврале 2014 года губернатор Магаданской области обратился к председателю Правительства РФ с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями со ссылкой на полученную положительную в обозначенном вопросе резолюцию, данную в мае 2010 года Президентом РФ.

Получен ответ на наше обращение, из которого следует, что конкретные сроки рассмотрения законопроекта находятся в зоне ответственности Комитета ГД, и будут установлены «после выработки согласованной позиции по законопроекту всеми заинтересованными сторонами». Поэтому сегодня мы обращаемся, в первую очередь, к Комитету с предложением решить этот вопрос в кратчайшие сроки.

Принятие этого федерального закона, имеющего важное экономическое и социальное значение для развития не только Магаданской области, но и других регионов Сибири и Дальнего Востока, где основой экономики является горнодобывающая отрасль, позволит ввести в отработку бесперспективные, с точки зрения горнодобывающей промышленности, участки недр, создать новые рабочие места для населения без привлечения дополнительных инвестиций, что сделает более привлекательными районы Сибири и Дальнего Востока для притока населения, позволит развивать малый и семейный бизнес.

Только на территории Магаданской области принятие этого законопроекта позволит обеспечить рабочими местами более 1500 человек, которые, по оценке специалистов, могут добыть около 1000 кг россыпного золота.

Второй момент нашей законодательной инициативы касается острейшей необходимости в дифференциации ставок по НДПИ.

Дальневосточный и Байкальский регионы – это одни из важнейших золотоносных районов России, в котором сосредоточены до 80% месторождений россыпного золота.

Разработка россыпных месторождений золота позволяет поддерживать на должном уровне инфраструктуру территории и способствует развитию других отраслей промышленности, поэтому сохранение и по возможности увеличение уровня золотодобычи из россыпных месторождений имеет важное экономическое и социальное значение для наших регионов.

Вместе с тем, на территории Дальнего Востока и Байкальского региона находится ряд месторождений, которые имеют достаточные запасы золота, но расположены в труднодоступных и удаленных от населенных пунктов районах, доставка товарно-материальных ценностей в которые осуществляется только по «зимнику» или авиатранспортом. Эти месторождения сосредоточены в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Хабаровском, Забайкальском и Камчатском краях, Республике Саха (Якутия).

В нераспределенном фонде недр Дальневосточного и Байкальского регионов числится 142,2 тонны россыпного золота месторождений, находящихся в труднодоступных районах, а суммарная годовая добыча по месторождениям этой категории, находящимся в распределенном фонде недр, составляет менее 5 тонн.

В связи со значительной удаленностью и отсутствием инфраструктуры (добраться на некоторые участки в летний период можно только вертолетом) эти месторождения не являются привлекательными для отработки. Суммарные затраты недропользователей на транспортировку материалов, топлива, добытого металла возрастают на 15-20%, а с учетом содержания «зимника» увеличиваются на 30-35%.

К сожалению, в соответствии с действующим федеральным законодательством принципы налогообложения добываемых полезных ископаемых не учитывают существующие горно-геологические и экономические аспекты освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе расположенных в труднодоступных районах с полным отсутствием инфраструктуры (дорог, линий электропередачи и иных составляющих).

Важным экономическим стимулом в поддержку недропользователей может стать установление льготной ставки налога на добычу полезных ископаемых.

С такой законодательной инициативой выступила Магаданская областная Дума в январе текущего года, и та находится на рассмотрении в Комитете.

Мы предлагаем внести изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрев установление налоговой ставки по нормативу 3,6 % по налогу на добычу полезных ископаемых, из россыпных месторождений золота, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах Дальнего Востока и Байкальского региона с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км.

Введение льготных экономических условий позволит привлечь недропользователей к отработке труднодоступных месторождений, что в свою очередь обеспечит увеличение объема золотодобычи в регионе и поступление налогов в бюджеты всех уровней.

К сожалению, данный проект не поддержан Правительством РФ. Считаем, что при подготовке заключения Правительства РФ экспертами не был принят во внимание опыт мировой и отечественной экономики, неоднократно доказывающий, что не повышение, а именно снижение налоговой нагрузки на производителя может стать реальным стимулом роста промышленного производства и его доходности.

Выводы Правительства о невозможности учета и компенсации выпадающих доходов в соответствии с принятием предлагаемых нами поправками в связи с тем, что согласно бюджетному законодательству федеральный бюджет планируется на три года, делает невозможным для субъектов законодательной инициативы внести какие-либо изменения в Налоговый или Бюджетный кодексы фактически на три ближайшие года, а возможно и на последующие три года.

Третьим, и не менее важным по значимости, мы считаем вопрос по принятию мер повышения эффективности отработки техногенных россыпей.

За многолетний период промышленной добычи золота в россыпедобывающих провинциях России (Урале, Забайкалье, Ленском приисковом районе, Приамурье, Магаданской области, Чукотке) сформированы огромные ресурсы техногенных россыпей, которые практически все содержат золото.

В Магаданской области за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений было образовано около пятисот миллионов кубических метров отходов горнодобывающего производства, которые пригодны к сплошной отработке с извлечением золота.

Переход на сплошную отработку техногенных россыпей применим не только к золоту, он может быть использован для переработки хвостов рудодобычи других полезных ископаемых, что позволит создать тысячи рабочих мест и будет способствовать наведению экологического порядка на площадях, затронутых горнодобычными работами.

Повысить эффективность отработки техногенных россыпей и их привлекательность для недропользователей возможно только путем внесения необходимых изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», а именно:

1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

2. Разрешить недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.

3. Исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.

4. Предоставлять в пользование для добычи техногенные россыпи без проведения государственной экспертизы.

Отказ от проведения аукционов и конкурсов при лицензировании техногенных россыпей приведет к более эффективному вовлечению их в отработку.

В пределах техногенной россыпи, предоставленной в пользование в соответствии с лицензией, нецелесообразно проводить дополнительное геологическое изучение, т.к. первичная россыпь уже была достаточно хорошо изучена. Так же проведение государственной экспертизы запасов техногенных россыпей нецелесообразно по следующим причинам:

во-первых, отсутствует методика проведения геологоразведочных работ техногенных россыпей;

во-вторых, по строению техногенные россыпи представляют очень сложные образования с низким содержанием золота в основной массе пород, концентрацией золота в небольших локальных участках, отсутствием закономерностей в распределении металла, наличием трудно извлекаемых форм золота, а как следствие, низкая достоверность подсчитанных запасов полезного ископаемого.

По сложности геологического строения в соответствии с Классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых техногенные россыпи относятся к IV группе, запасы полезного ископаемого на которых выявляются по категории С2, а их разведка до промышленной категории С1, как правило, совмещается с отработкой месторождения на основе предпринимательского риска.

Законодательная инициатива по внесению изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» была внесена Магаданской областной Думой в мае 2010 года. На законопроект было получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации главным доводом, которого послужило отсутствие в законодательстве Российской Федерации понятия «техногенные россыпи».

В связи с этим хочется отметить, что данное определение используется в Методических рекомендациях по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпных месторождений)», утвержденных Распоряжением Министерством природных ресурсов Российской Федерации в 2007 году.

А само понятие «техногенная россыпь» было введено еще академиком Н.А. Шило (Словарь по геологии россыпей. М. Недра, 1985) и в настоящее время является академическим.

В любом случае, несостыковка понятийных терминов в законодательстве РФ требует определенной совместной работы, а не может служить основанием для отклонения необходимых правовых мер по повышению эффективности отработки техногенных площадей.

Минерально-сырьевая направленность экономики Магаданской области в ближайшие десятилетия не изменится, и будет оставаться важнейшим фактором, определяющим ее дальнейшее развитие. При изменяющейся цене на драгоценные металлы (к сожалению, в последнее время наблюдается снижение цен на драгоценные металлы) требует законодательного решения вышеперечисленных вопросов недропользования, позволяющих не только увеличивать добычу драгоценных металлов в нашем регионе, создавать новые рабочие места, но и получать дополнительные источники пополнения регионального и федерального бюджетов».

Участники «круглого стола» приняли рекомендации, в числе которых те, на которых настаивал председатель Магаданской областной Думы Александр Александров. А именно: Государственной Думе - по продолжению подготовки ко второму чтению поправок по вольному приносу; Правительству РФ – по изменениям в закон о недрах, повышающим эффективность отработки техногенных россыпей, а также по внесению изменений в Налоговый кодекс страны в части установления дифференцированной налоговой ставки по НДПИ для недропользователей.








Колымские колонки