Бахвалов Станислав Романович




Ответственный секретарь областной писательской организации Союза писателей России до 2014 года

Родился в 1958 году в г.Красноводске (Туркменистан). Жил на Украине в Полесье. На Колыме с 1974 года. В 1979 закончил Магаданский педагогический институт. В 1986 году вышел сборник "Снеготаяние". Живет в г.Магадан. Член Союза Писателей России.

Печатался в сборниках: "Снегозор", "Золотые знаки", журналах: "Мир Севера", "На Севере дальнем", "Дон" (г.Ростов), "Литературная Россия"


...УМЕТЬ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО НЕ ВИДЯТ ДРУГИЕ

Последние два года Станислав Бахвалов, продолжая свою творческую работу над третьим сборником стихов, возглавляет магаданскую областную писательскую организацию. За это время ее деятельность заметно оживилась: вышли в свет книги наших северных авторов, подготовленные к публикации еще при Анатолии Пчелкине и в последние два года - уже Станиславом Бахваловым.

Снова в помещении областной писательской организации появились молодые лица -это ребята и девушки из литературной студии «Завтрашний день». Возобновление работы с молодежью -большая заслуга Станислава Бахвалова, особенно сейчас, когда люди озабочены больше материальным, нежели духовным. А для нашего города это важно еще и потому, что вновь наблюдается всплеск интереса к литературному творчеству, а значит, уходит тревога по поводу утраты литературного потенциала, угасания традиций магаданской писательской организации. А они, как известно, богатые, и, думаю, нет надобности приводить список имен прозаиков и поэтов, стоящих у истоков... Достаточно сказать, что имена наших северных писателей и поэтов прежних поколений известны далеко за пределами области.

Со Станиславом Романовичем мы знакомы еще с 80-х годов, когда в одно время посещали литературное объединение при газете «Магаданский комсомолец». Тогда им руководил писатель Александр Бирюков, занятия проходили на высоком уровне, ведь Александр Михайлович, будучи к тому времени сложившимся прозаиком, относился к своей миссии очень серьезно и старался дать начинающим литераторам как можно больше. Станислав к тому времени имел немало публикаций в газетах, журналах, альманахах. Для нас, начинающих, он казался профессионалом, но тем не менее не пропускал ни одного занятия, его выступления отличались глубиной и точностью.

С тех пор прошло больше 20 лет. Бывшие члены литературного объединения давно уже определились, большинство из них работают в других сферах. Станислав Бахвалов остался верен литературе. И, пользуясь случаем, я попросила Станислава Романовича рассказать, как прожил эти годы и чем живет сегодня поэт, один из немногих оставшихся в нашей области. Впрочем, беседа шла не только об этом.

- Любой человек начинается с корней. Мои предки - крестьяне Костромской губернии. После революции, когда все перемешалось, а большие массы народа стали передвигаться с места на место, семья моего деда переехала в Краснодарский край. Дед объяснял это тем, что в тех краях земля благодатная. Увез бабушку, двоих ее сестер... Попали туда в самый голод. Пережили его, встали на ноги, да так прочно, что деда репрессировали... Даже сейчас не знаем о его дальнейшей судьбе -в архивах не осталось никаких следов...

Я родился уже не на Кубани, а в Туркмении, в городе Красноводске, поэтому Среднюю Азию представляю достаточно зримо. Был и в Ашхабаде, и в Ташкенте, видел пустыню, Каспийское море, все это запечатлелось в памяти на всю жизнь... Затем наша семья переехала в Западную Украину - в Новоград-Волынский. Это место с богатой историей, о нем писал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь», здесь родилась Леся Украинка, в конце жизни воспевшая задумчивую поэтичность этого края и его языческие верования в своей драме-феерии «Лесная песня». В Новоград-Волынске сохранились и панский фольварк, и старинная крепость на обрывистом берегу, остатки линии обороны, построенной в годы Великой Отечественной войны. Все это дало мне очень много пищи для размышлений и фантазии. И там, на Украине, в 8-м классе я стал писать стихи. В 1972 году в районной газете «Радянський прапор» появилась моя первая публикация, а вслед за ней и еще несколько. Я успел поучаствовать в житомирском совещании молодых литераторов, после чего в 1974 году мы приехали в Магадан. Позвала нас знакомая, которая перед этим уехала сюда, а, приехав в отпуск, рассказала, как здесь чудесно.

- Да, действительно, в те годы в Магадане было хорошо...

- Я продолжил учебу в 10-м классе школы № 18, затем поступил в Магаданский педагогический институт на филологический факультет. По распределению поехал в Северо-Эвенскую национальную школу-интернат, где работал пионервожатым, воспитателем, учителем русского языка и литературы... Затем переехал в Магадан. Все это время продолжал писать. Кстати, еще на Украине я писал на русском языке, что мне даже несколько повредило, ведь там зеленую улицу открывали прежде всего тем, кто пишет на украинском. Я учился в русской школе, изучал украинский, что мне сегодня пригодилось - я окончил поэму, где вкраплены и куски на украинском языке.

В Магадане печатался в «Магаданском комсомольце». Посещал литературное объединение при нем, что мне тоже много дало. Публикации в периодических изданиях завершились двумя книжками стихов: в 1986 году вышел сборник «Снеготаянье», в 2000-м -«Златая цепь». Сейчас уже практически готова третья книжка.

- Станислав Романович, обращаясь к творческой биографии писателя или поэта, всегда задаешься вопросом, в какой среде он пребывал. По приезде в Магадан у кого из весьма обширного круга наших литераторов вы нашли поддержку?

- В то время литературная жизнь в Магадане бурлила - литературные вечера собирали целые залы. Каждое написанное произведение обсуждалось, и не по одному разу, на литобъединении, в кругу таких же начинающих авторов. Областные семинары, которые ежегодно проводила писательская организация, были второй ступенью, где обсуждались подборки или рукописи; приезжали гости -литераторы из Москвы, например такой известный поэт, как Николай Глазков, которые тоже анализировали произведения начинающих авторов...

На заседаниях литературного объединения, которые вел писатель Александр Михайлович Бирюков, кроме разбора наших произведений, мы могли существенно повысить свой образовательный уровень. Еще в начале 80-х, когда эти имена было не принято называть, мы имели возможность ознакомиться с биографиями и творчеством Николая Гумилева, Федора Сологуба, Алексея Реме-зова... В те годы, благодаря участию Александра Михайловича, мне посчастливилось прочитать и «Петербург» Андрея Белого, и многие другие литературные произведения «Серебряного века». Направление его занятий было образовательным, при нем завязывались достаточно горячие споры, благо занятия объединения посещали и зрелые литераторы - Михаил Эдидович, Альберт Адамов, Станислав Дорохов, а позже Виктор Николенко, чукотские литераторы Евгений Рожков, Геннадий Ненашев. Сейчас я мечтаю возродить такую же практику в работе литературной студии «Завтрашний день», чтобы молодежь могла вариться в таком же котле.

Лично для меня очень много сделал поэт Анатолий Пчелкин. Одно время передо мной даже вставал выбор - заниматься литературой или нет. Но Анатолий Пчелкин взялся за подготовку рукописи моей второй книжки, даже сам делал компьютерный набор. Все новые стихи, написанные мной, он просматривал, мы обсуждали их, и это мне очень много дало, поскольку Пчелкин был профессионалом высокого класса - и рифмовка у него, и ритмика, и система образов были на высоте. Главное, что в этом есть своя преемственность - Пчелкин учился у Ильи Сельвинского, а я у него.

- Кстати, к какому направлению в поэзии вы испытываете внутреннее тяготение?

- Тут надо сказать, что для начинающего литератора преклонение перед кумиром и подражание ему полезно - он учится таким образом владеть словом, формой... У меня кумиры периодически менялись: одно время это была Марина Цветаева, потом - Николай Рубцов, Арсений Тарковский. А сейчас, когда выработался свой собственный голос, есть просто вещи, которые мне более близки. У Пушкина я ставлю на недосягаемое место «Медного всадника», считая, что в русской поэзии произведения, равного этому шедевру, еще не написано. На первый взгляд, простая, на самом деле это очень сложная и емкая вещь. «Маленькие трагедии» тоже очень близки моему миропониманию. Тоже можно сказать о Рубцове, Прасолове, ряде зарубежных поэтов - я попытался как можно полнее изучить их творчество, усвоить их уроки, хотя должен признать, что некоторые произведения, например Рэмбо, Рильке или Гарсиа Лорки, меня очень волнуют, а некоторые - на душу не ложатся.

- Если вернуться к творческой среде, в которой происходило ваше формирование, то с кем, Кроме Анатолия Пчелкина, здесь в Магадане вы поддерживали наиболее тесные творческие связи?

- Признаюсь, что в течение 10 «перестроечных» лет я почти отстранился от литературной жизни, варился в собственном, как говорят, соку - вначале меня буквально захлестнул вал новой интересной информации, затем началось осмысление и переосмысление жизни. Сегодня я думаю, что, может, и полезно было все это пережить, чтобы начать все сначала, но с новым пониманием жизни, с внутренней свободой. Иначе сохранились бы какие-то стереотипы, довлели бы какие-то привычные рамки...

- Вам не кажется, что нынешнее время больше располагает к сатире, нежели к лирике?

- Сложно сказать. Поэзии есть место во все времена - и в стабильные, и в переломные, как нынешнее. Да, сегодня наблюдается растерянность - была идеология, четкие ориентиры, а сегодня все это размыто, непонятно и трудно выработать какие-то ориентиры. А пишущий должен это сделать, у него должна быть своя собственная картина мироздания, иначе его стихи не затронут душу читателя. Без собственного взгляда на мир поэт не состоится. Начинающие сегодня мечутся в поисках себя, пытаются найти ориентиры в классической поэзии, по преимуществу «Серебряного века», отсюда у них много подражаний и литературности. Самое сложное - научить их исходить из жизни.

К приоритету таких ценностей, как любовь к родине, верность в дружбе, любовь к близким и верность им, человек приходит где-то годам к 30. За это время он может совершенно поменять точку зрения на жизнь, но это уже будет зрелая, устоявшаяся позиция, которая останется неизменной. Судя по творчеству молодых, в них очень много светлого. Правда, в силу своего небольшого опыта они, ориентируясь на творчество маститых авторов, свои чувства заключают в готовую книжную форму, не научившись пока описывать свои личные переживания.

- Вот мы и подошли к вопросу о дне сегодняшнем северной литературы. Вы сейчас у кормила областной писательской организации. Напомните же, кто еще здесь остался, ведь «одни ушли, а те далече...». Есть ли в области авторы, которым пора присоединиться к союзу писателей?

- Сегодня в списке областной писательской организации семь человек - отряд, прямо скажем, невелик. Впрочем, и население области сильно поредело. А насколько серьезные надежды подают члены литературной студии «Завтрашний день»? Конечно, говорить о какой-то зрелости рано. Учиться ребятам нужно еще не один год. Но можно сказать о заметном образовательном росте - студийцы уже научились вести разбор произведений своих коллег, подмечать сильные стороны и недостатки, хотя еще не приобрели навык применять знания, как надо писать. Есть среди них, безусловно, талантливые ребята. Им нужно еще много работать, но кто сказал, что литературное творчество дается без труда? Считаю важным то обстоятельство, что начинающим авторам предоставлена возможность публиковаться в таком издании, как «Светотени». Первый его выпуск уже состоялся, готовится второй, и уже сегодня видно, что получается он более профессиональным. Серьезные надежды подают начинающие поэты Валерий Воробей, Евгений Вторушин, Владимир Руденко, Аня Нестеренко, Ольга Бабина... А вот Юля Цаплина работает над романом-фэнтези. Идет он медленно, несомненно, будет еще много правки, но при этом будет происходить и рост... Какое из перечисленных имен останется в литературе, сказать трудно. Все зависит от того, насколько упорно будут заниматься ребята, насколько устойчивым окажется их интерес к литературному творчеству.

Что касается пополнения нашего союза, то недавно вышла интересная книга стихов Анатолия Суз-дальцева, на выходе первая книга повестей о подростках Сергея Полякова, он работает достаточно активно, причем занял очень востребованную нишу. Кроме отдельного сборника, Сергей Поляков готовит к публикации и журнальные варианты своих новых произведений.

- Скажите, а какая, по вашему мнению, формула успеха у поэта или писателя?

- Сложный вопрос. Как я понимаю, для этого нужно упорно работать над произведением до тех пор, пока не убедишься, что недостатков в нем нет. Нужно быть честным перед собой и читателем, быть гражданином. Нужны преданность литературе, осознание своей высокой миссии в обществе... Эти свойства даны не каждому, пусть и имеющему задатки. В ту же студию «Завтрашний день» приходят многие, а остаются далеко не все. Ведь литература - это непрерывный процесс познания, скрупулезная работа над словом, умение видеть то, что не видят другие. Тяжелый, но такой благодарный труд.

Екатерина КУЗЕМКО


 






Колымские колонки