"Разжевать бы" эту реформу


Общественная палата Магаданской области завершает обсуждение реформы местного самоуправления на Колыме.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» информация о реформировании была заранее обнародована, срок, порядок изложены в региональных средствах массовой информации. Нами проведены «круглые столы», активно проходили дискуссии в социальных сетях, принимались обращения граждан. Общественная палата региона как организатор всестороннего обсуждения направит губернатору и в Магаданскую областную Думу протокол по итогам заключительного заседания.

И СТАРОСТЫ НАМ СГОДЯТСЯ

Коротко о сути обсуждаемой реформы местного самоуправления. Планируется, что в городском округе с населением более 100 тыс. человек глава муниципалитета избирается представительным органом из своего состава и исполняет полномочия его председателя, а глава администрации - это сити-менеджер, назначаемый по конкурсу. В муниципальном районе и городском округе от 5 тыс. человек глава должен избираться на выборах, входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполнять полномочия его председателя. А глава администрации муниципального района или такого городского округа - это также сити-менджер, назначаемый по конкурсу. Предполагается создать в нашей области два новых городских округа на базе Омсукчанского и Среднеканского районов. Что касается сельских поселений, то там глава будет избираться представительным органом из своего состава и исполнять полномочия его председателя и одновременно возглавлять местную администрацию. И еще одно новшество: на части территории муниципального образования (не более 300 человек) жители могут создать общественный совет и выбрать себе старосту.

Чаще всего участников обсуждения интересуют конкретные люди, которые окажутся у власти, нежели схемы, которые их к власти приведут.

Создание городских округов в Омсукчане и Дукате поддержано на общественных слушаниях, в Среднеканском районе опрос людей членами Общественной палаты показал, что существенных возражений нет. В Магадане основная дискуссия насчет выборности или назначаемости мэра проходила в прошлом году. Сейчас люди более ориентированы на оценку действий конкретно С. В. Абрамова, нежели на то, какова была технология его назначения.

Важно, что зафиксирована довольно единодушная поддержка мер по уменьшению расходов на муниципальный аппарат.

НЕ СТАНЕТ ЛИ СИТИ-МЕНЕДЖЕР МАЛЬЧИКОМ ДЛЯ БИТЬЯ?

Во всей реформе наиболее принципиальным моментом видится система назначения по конкурсу сити-менеджеров.

Ряд участников обсуждения считает эту систему формирования исполнительной власти муниципалитета менее демократичной, нежели прямые выборы мэров и глав администраций. С их точки зрения избранный мэр (глава администрации) обладает большей и прямой легитимностью, чем сити-менеджер, при этом систему отзыва избранных руководителей в целом надо менять в сторону упрощения.

Существенным положительным моментом многие участники обсуждения видят то, что сити-менеджера легко отрешить от должности, в то время как отстранить избранного мэра (главу муниципалитета) в нынешних условиях почти невозможно. Другие положительные моменты: новая для области система повышает статус муниципальных депутатов и формирует новый баланс сдержек и противовесов между главой местного самоуправления и главной администрации.

В процессе обсуждения ряд установленных региональным законом и муниципальными актами требований к кандидатуре сити-менеджера признан избыточным.

Например, в Уставе Магадана в качестве дополнительных требований к допуску на конкурс в мэры указаны: «высшее профессиональное образование в сфере экономики, государственного или муниципального управления либо строительно-технического направления; наличие стажа государственной и (или) муниципальной службы на должностях высшей группы или на выборных должностях в органах государственной власти и (или) органах местного самоуправления либо стажа работы на руководящих должностях (должностях руководителя, заместителя руководителя, руководителя филиала) в организациях, учреждениях и предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и собственности не менее шести лет с числом работников не менее 150 человек». В областном законе «О муниципальной службе» введены требования для занятия высших муниципальных должностей в виде значительного стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности. Такие требования в части образования, стажа и даже профессии не введены федеральным законодательством, это прерогатива региона и муниципалитетов.

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ИЛИ ДЕПУТАТОМ?

В процессе обсуждения колымской муниципальной реформы высказано мнение, что такие достаточно жесткие требования были понятны в определенный исторический период, однако при переходе на общую систему с сити-менеджерами искусственно ограничивают круг хороших управленцев, которые потенциально могут стать эффективными главами местных администраций. Поэтому на заседание палаты будет вынесено предложение: предлагаемая муниципальная реформа должна сопровождаться серьезным смягчением квалификационных требований к кандидатурам на пост главы администраций. Вероятно, вокруг этих требований и развернется у нас основная полемика.








Колымские колонки