Универсальные солдаты в белых халатах


Не так давно в Республике Башкирия работники «Скорой медицинской помощи» устроили забастовку, а некоторые даже голодовку.

Бунт сотрудников СМП был вызван достаточно серьезными причинами: персонал был перегружен ставками, не имел оборудования надлежащего качества, к тому же заработная плата, по мнению медиков, была далека от удовлетворительной при таких условиях труда. Этот беспощадный башкирский бунт дал всему здравоохранению повод еще раз задуматься о нелегкой доле работников «Скорой».

Жителей Магаданской области, естественно, больше интересуют медики нашей СМП. Не грозит ли нам похожая ситуация? Об этом и о работе своего подразделения в целом рассказала Ирина РАКОВЕЦ, заместитель главного врача по медицинской части Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция СМП».

- Ирина Борисовна, каковы условия труда колымских врачей, фельдшеров и санитаров «Скорой»?

- Я считаю, что условия достаточно хорошие. Бригады полностью обеспечены транспортом, формой, всем необходимым оборудованием и медикаментами для оказания помощи нуждающимся и удовлетворяют потребности города. С этим никаких проблем нет.

- Больная тема здравоохранения, особенно на Колыме, - обеспеченность медицинскими кадрами. Хватает ли сейчас работников «Скорой»?

- Скажем так, не совсем. Проблемы с нехваткой персонала у нас есть, впрочем, как и везде по Магаданской области, это беда не только нашего учреждения. Хорошо еще, что в колымской столице действует медицинский колледж, обеспечивающий нас специалистами среднего звена. С врачами проблема стоит куда острее. Вообще мало кто идет работать в СМП.

- Почему же? Может, дело в заработной плате?

- Нет, не думаю. Зарплата работникам «Скорой» выплачивается всегда свое­временно, к тому же согласно «дорожной карте» средняя заработная плата у медперсонала привязывается к средней по региону и будет повышаться ежегодно до 2018-го. Сейчас она составляет у врачей около 80 ты-сяч рублей, у работников среднего звена (медсестер, фельдшеров) - около 65 тысяч, у санитаров - в пределах 30 тысяч. Естественно, это средние данные по сотрудникам нашей станции, а ведь некоторые работают на1,5 или 1,75 ставки.

- Так, может, это и есть решающий фактор?

- Дело скорее в том, что работа в «Скорой» крайне тяжелая, наверное, одна из самых морально и физически изматывающих во всей системе здравоохранения. Посудите сами: кардиолог должен хорошо знать кардиологию, онколог - онкологию, а врач СМП обязан разбираться во всех областях медицины, этакий универсальный солдат. К тому же попадаются разные люди, могут вызвать и к душевнобольным, и к агрессивным, и к пьяным пациентам. Бывает, что вызывают по каким-то пустякам, которые вообще не должна обслуживать «Скорая». Но наш долг - помогать каждому.

- А из-за таких случаев врачи могут не успеть на какие-то серьезные происшествия?

- Такого риска нет. Все наши вызовы делятся на скорые и неотложные. В зависимости от этого принимается решение, куда отправить бригаду. В первую очередь едут на ДТП, инфаркты, инсульты, туда, где есть угроза жизни и здоровью пациента. А неотложные - незначительные кровотечения, ушибы, порезы. Даже если человек сломал руку, находясь у себя дома, мы можем отсрочить этот вызов, если есть другие, более серьезные, ведь он в закрытом помещении, где более или менее чисто и нет внешних угроз.

- Надо сказать, тяжело это понять, когда сидишь с переломом даже в родной квартире…

- Безусловно, но у нас ведь свой порядок действий, утвержденный приказами министерства здравоохранения. Часто так и происходит: между двумя серьезными вызовами мы выбираем тот, который опаснее для пострадавшего на данный момент, но ведь другой пациент тоже страдает! И совесть мучает, вдруг там все гораздо сложнее, чем кажется? К тому же человек, как вы сами говорите, этого не понимает, для него в такой момент нет ничего важнее его травмы, и это понятно. Он начинает сердиться, может даже оскорбить медиков. Но наши специалисты к этому морально подготовлены: после нескольких лет работы в «Скорой» люди становятся в какой-то мере психологами, учатся не реагировать на такие вещи, понимают, что человек находится в состоянии стресса, практически аффекта, и может наговорить лишнего. Но все-таки привыкнуть к такому нельзя. Представляете, каково это, когда ты целый день или даже ночь куда-то мчишься, боишься опоздать, а там кровь, переломы, боль, страдания, слезы… У людей банально сдают нервы.

- Как вы думаете, каким образом можно привлечь специалистов к работе в СМП?

- Трудно сказать. Возможно, что-то изменится с повышением зарплат, но многие даже за астрономические суммы работать у нас не согласятся. Несколько помочь здесь может разве что популяризация профессии врача, фельдшера и санитара «Скорой», ведь, несмотря на все трудности своей работы, они спасают других людей, и, пожалуй, ради этого можно многое вытерпеть.

- Но нет ли у тех, кто сейчас трудится в СМП, недовольства по какому-либо поводу? Не грозит ли нам бунт?

- К счастью, нет. Министерство здравоохранения и управление станций СМП прикладывают все силы к тому, чтобы максимально облегчить труд медперсонала. У нас есть все необходимое, чтобы качественно и своевременно оказывать медицинскую помощь. Это и оборудование, и медикаменты. К концу 2014 года прибудут новые автомобили. Зарплата сейчас на достойном уровне, хорошие бытовые условия для бригад. Обстановка среди сотрудников нашей «Скорой» спокойная. Грозой не пахнет.

Надо сказать, что в далекой от Магадана Башкирии ситуация медленно, но все же разрешается. Из городского бюджета Уфы выделили средства для выплат работникам СМП и пошива им новой формы. Однако участники акции требуют еще гарантированного восстановления 100 %-ной оплаты ночных часов, доплаты за работу в неукомплектованных бригадах, по внутреннему совместительству и за интенсивность труда. Один за другим медики выходят из голодовки. Будем надеяться, что для башкирских работников «Скорой» все закончится благополучно и условия их труда действительно станут лучше. Но если вдруг нет, может, пусть приезжают к нам, на Колыму?

Автор: Анастасия Шапошникова.

Автор:  Анастасия Шапошникова "Магаданская правда"









Колымские колонки