Объектив рисует территорию


Для любого творческого человека главное - определить, что он хочет сказать своими работами. При этом форма выражения может быть любой: архитектура, скульптура, живопись, кинематограф, фотография...

Художник говорит со зрителем языком своего внутреннего мира, и ничто не может раскрыть его душу лучше, чем творчество. Как правило, у каждого состоявшегося автора вырабатывается точно выверенная константа - что хорошо и наоборот. Возникает вопрос: как удается сделать что-то свое, особенное, например, в искусстве фотографии? Документальный снимок или фотопортрет, как и пейзаж, - выражение личных эмоций, чувств, своего видения и философии.

Размышляли об этом многие зрители, пришедшие на персональную юбилейную выставку «Зеркало» нашего коллеги Расула Месягутова, что украшает в эти дни галерею современного искусства СК «Металлист». На открытии вернисажа председатель областной творческой организации «Союз художников России» Константин Кузьминых признался, что удивлен и возрастом юбиляра, и тем, как талантливо рисует объектив человека, который, кажется, родился с фотоаппаратом в руках и сразу начал снимать.

Губернатор Владимир Печеный высоко оценил творчество Р. Месягутова, сказав, что нашему коллеге известно, что такое вечность, как остановить и запечатлеть прекрасное мгновение.

- Расул Шаукатович - талант, мастер этого мгновения, им нужно гордиться. Самое главное - прекрасные творения юбиляра, которые доставляют нам не просто удовольствие. Они, не побоюсь этого слова, создают историю территории, города, нашей жизни, - сказал Владимир Петрович. - Юбиляром гордится вся Колыма, поскольку не выходит ни одного альбома, где бы не было его произведений.

Вместе с памятным адресом глава территории вручил почетную грамоту за многолетний труд, личный вклад в информационное обеспечение жителей Магаданской области и подарок.

Губернатор с огромным интересом осмотрел экспозицию, увидел на снимках хорошо знакомые колымские поселки, села, нашу величественную природу ярким летом, не менее красивую осеннюю пору и белоснежную зиму. Владимир Печеный остановился у портретов известных людей и отметил, что наш коллега - идеал творческой личности, великолепно прочитывает драматические судьбы. Уже 40 лет его объектив наблюдает и правдиво рассказывает о человеке территории. Он - певец нашей жизни, природы и края.

В этой экспозиции внимание губернатора привлек снимок, которого, как оказалось, никогда не было в его личном архиве. Оказывается, объектив фотохудожника еще десятилетие назад запечатлел Владимира Петровича с преданным другом - овчаркой Ричардом. По мнению многих зрителей, эта фотография раскрыла ранее не известную широкой публике грань портретируемого. Позже автор снимка признался:

- Он получился с первого кадра, без дублей - присутствовала сильная энергетика, аура.

На протяжении нескольких часов люди шли и шли на выставку, казалось, зал постоянно был переполнен: целый вечер щелкали затворы фотокамер, гости приветствовали юбиляра, а наш коллега, немногословный виновник торжества, отвечал на вопросы, успевал раздавать автографы, принимал отзывы коллег по цеху, знакомых и незнакомых людей. Галерея, где царят живописцы, графики, преобразилась, в ней не было привычного для художественной элиты Магадана буйства охры, умбры, ультрамарина, краплака, кобальта. Да, в этот раз без сияния красок, но как же держали внимание зрителей все 130 снимков Расула Шаукатовича, собранные за 40 лет творческой деятельности в Магадане! По словам юбиляра, это далеко не все, что он мог показать зрителю.

- На все не хватило бы рамок, да и помещения, - заметил коллега.

Предлагаю вспомнить Эрнеста Хемингуэя. Свои рассказы и романы великий писатель сравнивал с айсбергом: три четверти под водой, только одна - над ней. Но и она давала читающим полное представление о сути творчества, значении публикуемых романов и рассказов, глубине таланта, его сильных сторонах, подразумевающих знание жизни, характеров персонажей. Точно так же и у автора этой выставки. За каждым снимком читаются судьбы, характер беспокойного времени девяностых, мудрость неторопливых людей чукотского побережья, величие природы Северо-Востока.

Зрители охотно делились впечатлениями. Библиотекарь Наталья Мороз все лето была в отпуске, вернулась недавно и очень соскучилась по Магадану и друзьям. Говорит, что пришла сюда и как будто сразу всех встретила:

- Потрясающие снимки ветеранов, простых жителей Магадана, его окрестностей - Палатки, Олы. В них автор через лица передает все чувства и эмоции. Взять хотя бы фотографию «Взгляд». Женский лик выражает и мольбу, и надежду, и воспоминания. Если посмотреть на другие снимки простых тружеников, запечатленных Р. Ш. Месягутовым, - «Штукатур-маляр», «Смотритель морского причала из Олы», то отчетливо понимаешь: у этих людей нет богатства и достатка, но они не вызывают жалости, потому что воспринимают жизнь такой, какая она есть. И у них можно брать и черпать нам, зрителям, силу воли, крепость духа!

Фотограф издательства «Охотник» Андрей Осипов намного моложе автора выставки «Зеркало». Осмотрев вернисаж, он сказал:

- Для меня Расул Месягутов - идеал, его талант неоспорим, как неоспоримы его величина и статус фотохудожника области.

Первым фотохудожником территории Расула Месягутова величали и другие собратья по цеху, например, Александр Лаптев, заметивший, что нашему коллеге, единственному из всех фотокорреспондентов, предоставлена уникальная возможность публиковать снимки к материалам в каждом номере «Магаданской правды» и, кроме этого, выпускать в ней же личную страницу - фотовернисаж под названием «Колыма - чудная планета».

Многих тронуло печальное фото ребятишек-инвалидов, на долю которых выпало тяжелое детство в казенном доме. Важность этой темы отметила Ксения Лукина:

- Когда смотришь на эту работу, невольно хочется горько плакать. Здесь нет никакого позирования, это реальная жизнь. Повествование о ней идет через фотографию. Она словно говорит нам: помните, в обществе живут люди глубоко несчастные. Они не должны оставаться отверженными и изгоями. Мы обязаны быть к ним милосердны.

Наблюдая за теми, кто пришел на вернисаж, а это ученые, архитекторы, педагоги, актеры, заметила, все лица выражают особенную одухотворенность и сосредоточенность. На это есть один ответ: увиденное тронуло до глубины души.

Галина Ефимова покинула Магадан 35 лет назад, сейчас приехала погостить, узнав о выставке, сразу пришла в «Металлист».

- Я была приятно удивлена, увидев снимки, на которых запечатлен знакомый скульптор, его зовут Валерий Сабкалов, а еще дом по ул. Карла Маркса, где много лет назад жила. Есть портреты одноклассников, меня это порадовало - встреча с детством, - поделилась впечатлениями она. - Магадан красив и на снимках, и воочию, город похорошел, особенно центр. Спасибо автору за эту выставку, обязательно расскажу о ней друзьям-москвичам.

Архитектор Александр Шелухин лаконично заметил: «Это портрет эпохи». Помолчав, добавил: «На этой выставке по-новому посмотрел на лица легендарных политиков и тех, чьи идеи по-разному отразились на развитии Севера в девяностые годы». Уже после, подойдя к фотографии первого всенародно избранного губернатора Валентина Ивановича Цветкова, заметил, что документальный снимок источает дух времени, богатырский оптимизм, благодаря которому преодолевали все преграды. Речь шла о фотографии Расула Месягутова, ставшей исторической. На ней он запечатлел Валентина Ивановича со слитками колымского золота. Она оценивается как визитная карточка территории конца девяностых-начала нулевых.

Такая же улыбка озаряет и лицо самого Расула Месягутова, для которого источником вдохновения по-прежнему остается Колыма. Глядя на него, доброжелательного, неторопливого, с неизменным фотоаппаратом в руках, невозможно поверить в цифры, обозначившие 28 августа его возраст.
Он - человек, без которого немыслим ни один рабочий день в нашей беспокойной редакции.

Марина Праскова

Автор:  Марина Праскова "Магаданская правда"









Колымские колонки