Кнут и пряник.


Василий Кравцив.
Руководитель Департамента ЖКХ



Наша газета уделяет много внимания проблемам ЖКХ - это и капремонты, и свалки, и грязные подъезды, и квитанции об оплате за услуги, и организация ТСЖ. Все это - актуальные вопросы, которые поднимают сами читатели нашей газеты. о чем свидетельствует наша редакционная почта.

По каждому письму мы проводим проверки даем комментарии. И нередко наши публикации вызывают недовольство чиновников, управляющих компании. Одни просто возмущаются, "выпуская пар". А другие хотят возразить или продолжить наболевшую тему.

В частности, высказаться по критическим публикациям нашей газеты решил руководитель Департамента ЖКХ мэрии Магадана В. А. Кравцив.

В начале нашего разговора Василий Андреевич показал объемную папку с газетными публикациями. Он сказал, что постоянно читает "Колымский тракт" и "Северную надбавку", и особенно тщательно отслеживает все критические рассуждения горожан о реформе ЖКХ, об их взаимоотношениях с управляющими компаниями. Поскольку вопросы ЖКХ остаются болевыми для горожан, мы и подготовили резонансное интервью с В.А. Кравцивом.

- Василий Андреевич, как бы вы ни отрицали, но читательская почта наглядно говорит о том, что страсти в сфере ЖКХ кипят: то люди с появлением ТСЖ не согласны, то с квитанциями по оплате услуг... Почему же столько жалоб в газету идет - потоком, если не сказать, ливнем.

- На этот счет есть свои причины. Дело в том, что государство не должно вмешиваться (равно как и органы самоуправления) во взаимоотношения между управляющими компаниями и собственниками жилья.

И идет очень сложный процесс становления рыночных отношений в сфере ЖКХ. Самым главным регулятором таких отношений является новый Жилищный кодекс Российской Федерации.

Но пока картина такова, что, с одной стороны, есть определенные недоработки со стороны управляющих компаний, а с другой - нет у людей должного понимания того, что они должны быть настоящими собственниками своего жилья, своих квартир - и уже с позиций этого осмысления должны требовать со своих управляющих компаний качественного выполнения тех услуг, которые те, в свою очередь, должны предоставлять.

Вот и надо потихоньку избавляться от названных выше причин, которые тормозят развитие деловых отношений в жилищно-коммунальной сфере.

- А кто должен заставлять хорошо работать ту или иную управляющую компанию?

- Сами собственники жилья. Ни у государства, ни у органов муниципального самоуправления нет сильных рычагов воздействия на этот запущенный процесс. Но в то же время нельзя сказать, что это бесконтрольный процесс.

Если управляющая компания работает недобросовестно, то она не сразу, но в конце концов уйдет с рынка. Но Жилищный кодекс заставляет людей быть активными, инициативными. Люди должны быть самоорганизованными.

- Василий Андреевич, вот такой пример: к нам в редакцию пришла женщина и ругается, что в их дворе уже неделю мусор не убирается. И управляющая компания только хамит в ответ жильцам вместо того, чтобы мусор вывезти.

- Значит, надо обращаться в суд или в такие контролирующие органы, как Госжилинспекция, Роспотребнадзор, органы прокуратуры или, в конце концов, в наш Департамент!

- По каждой мелочи в суд или контролирующие органы обращаться?

- Вывоз мусора - это далеко не мелочь. Надо один раз свою управляющую компанию призвать к ответу, чтобы она поняла, что люди, жильцы того или иного дома, заинтересованы в своевременном вывозе мусора. Сегодня, я считаю, в сфере ЖКХ хорошо применять метод "кнута и пряника".

Если говорить о "прянике", то речь должна идти о том, что компании доверили обслуживание жилого фонда, а значит, она может зарабатывать деньги, может работать на перспективу, укрепляя свои позиции.

Здесь можно сказать и об участии в федеральных и других программах, о поддержке местных властей, если управляющая компания работает достойно.

- А кнут - это собственники жилья?

- Разумеется. Именно они и должны дисциплинировать работу управляющих компаний, а не отсиживаться, не умалчивать такие факты. И в руках у собственников жилья очень много козырных карт - это Жилищный кодекс, который защищает их права, это и разные контролирующие органы.

У нас есть Роспотребнадзор, представители которого должны реагировать на жалобы потребителей, это и Госжилинспекция, с которой, кстати, мы плотно сотрудничаем и которая, на мой взгляд, многое делает, чтобы улучшить положение собственников жилья.

И штрафы за ненадлежащее обслуживание серьезные - от 40 тысяч рублей. Ни одна из управляющих компаний не хотела бы лишний раз расставаться с такими суммами, если она хочет удержаться на плаву.

- Все же валяющийся мусор во дворах, переполненные контейнеры, несанкционированные свалки - когда мы их, в конце концов, поборем?

- Во- первых, надо в связи с "мусорной" проблемой сказать о следующем: переполнению контейнеров есть объективная причина. Дело в том, что предприятия ООО "САХ" и "Жилсервис" занимаются вывозом мусора по старым нормативам.

Эти нормативы были разработаны еще в 1988 году и сильно устарели. В наше время люди больше потребляют и больше выбрасывают мусора. И предприятия вывозят мусора на треть больше того, что положено по нормативам.

- Но их же можно пересмотреть?

- Безусловно, над этим вопросом мы сейчас и работаем. И новые нормативы будут приняты. Но опять-таки в вопросах мусора есть и другая сторона, о которой нельзя не говорить.

Вот в одной из последних публикаций"Чисто там, где не сорят", которую я прочитал, вы приводите мнение мэра Магадана, который говорит, что "дело еще и в самих людях, наших горожанах, которые действительно форточку вместо мусоропровода используют - отсюда и мусор под окнами жилых домов скапливается.

И надо вот таких нарушителей общественного порядка, мусорящих территорию, штрафовать. Надо привлекать к административной ответственности и тех, кто мусорит, и тех, кто наносит ущерб городскому имуществу".

Это правильная позиция, и я с ней согласен. Вываливаешь мусор мимо контейнера, бросаешь бутылки из окна - плати штраф.

- Только вот кто будет вычислять тех, кто, как вы сказали, гадит где попало? Где агентуру найти? Лично я вот ненавижу пакеты с мусором в подъездах, но "стучать" на соседей не смогу. Но то, что бороться с этой наглостью надо, не спорю, только "за"!

- Я думаю, будет много заинтересованных горожан, которые бы хотели, чтобы в их подъездах, во дворах было чисто. Должны подключиться участковые, там где есть -старшие по подъезду. Главное - вплотную заняться этой работой. Но скажу, что в тех домах, где созданы ТСЖ, порядка гораздо больше.

Там жильцы являются строгими контролерами осуществления всех тех планов, которые выполняются в рамках эксплуатации домов, ремонтов. Для них и бухгалтерия гораздо прозрачнее, они четко знают, на что они направляют свои деньги и сколько тот или иной вид работ стоит.

- А увеличивается ли количество ТСЖ в городе?

- Да, здесь отмечается существенный рост. Их в городе уже более 50-ти. Это неплохо. Но мы всегда рады, если к нам в Департамент приходят горожане и просят разъяснить, что нужно для создания ТСЖ, как строить свои взаимоотношения с управляющей компанией. Вот вы писали о конфликтной ситуации в ТСЖ "Согласие"...

- Да, жильцы с улицы Берзина и Колымского шоссе писали нам о том, что якобы для них организация ТСЖ стала неприятным сюрпризом. В частности, так говорила жительница Наталья Ивановна Сорокина.

-Да, я с Натальей Ивановной разговаривал и понял, что она дорожит своим именем собственника. И если в их доме не хотят, чтобы там было ТСЖ, то они могут создать свое. Никто у них этого права не забирает.

Надо только быть готовым идти до конца в своих планах, а мы, если надо, окажем информационно-консультативную поддержку. Главное - надо соизмерять свои силы.

- А есть в городе ТСЖ, которые уже неплохо о себе заявили, не конфликтуют с жильцами, а активно и плодотворно работают?

- Вот ТСЖ "Пионер", которое управляет домом по улице Пушкина, 11/11. Это яркий пример того, насколько эффективно может ТСЖ работать. Там есть лад с жильцами, и немаловажно, что удовлетворена заявка этого ТСЖ на то, чтобы за счет Российского фонда реформирования ЖКХ в этом доме была отремонтирована крыша. Жильцы дома своевременно провели собрание, посчитали, что на ремонт кровли нужно потратить 500 тысяч рублей.

И они в рамках 5-процентной суммы скинулись на ремонт, а в итоге в ближайшее время в их доме крыша обновится за счет государства. Повторюсь, что потратились жильцы многоквартирного дома на этот ремонт, причем коллективно, в размере 5 процентов от 500 тысяч рублей.

- К нам по-прежнему приходит множество писем по поводу бывших общежитий.

- Бывшие общежития обслуживает ООО "Соцжилье" Новый руководитель В.Ю. Троицкий неплохо себя показывает. Но все же тут дело не только в смене руководства, а в понимании того, что люди должны дорожить своим жильем - не гробить его, как это зачастую бывает, если говорить о местах общего пользования.

Так вот, есть планы отселять тех, кто портит жиз|ц»гппсяям, кто ведет асоциальный образ жизни

- Скажите, вот у нас в газете ведется дискуссия по поводу того, как платить за капремонт - отдельной квитанцией или единой.

- У нас управляющие компании, за исключением Жилсервиса, направляют жильцам ежемесячно отдельные квитанции по капремонту. Должен быть отдельный лицевой счет.

Жилсервис хоть и делает единые квитанции, но четкая разбивка есть и у него: деньги, которые жильцы платят за капремонт, никуда больше не могут направляться. И тут уж и с нашей стороны осуществляется контроль.

Не должно быть оправдания для жильца в том, что если нет отдельной квитанции на капремонт, то, значит, он и не будет платить за эту услугу. Платить в любом случае необходимо, и данные деньги являются целевыми.

Ни на какие другие нужды они не пойдут, иначе это будет нарушением со стороны управляющей компании. И, как показывает практика, отдельной квитанцией магаданцы заплатили за минувший квартал больше.

Собираемость у Жилсервиса составляет до 60 процентов, а у других управляющих компаний - порядка 30-ти. Но упорядочение в формальных вопросах произойдет.

В целом за квартал начислено 11,3 миллиона рублей, а реально горожане заплатили в общей сложности 4 миллиона рублей. Тут еще вопрос есть в том. что управляющим компаниям надо платить НДС с начисленной суммы, то есть надо отдать 1,7 миллиона рублей на налоги.

В недрах Госдумы находится законопроект об отмене НДС для предприятий, работающих в сфере ЖКХ, и я думаю, что такой закон должны принять, чтобы
все деньги, заплаченные людьми, направлялись на необходимые капремонты жилых домов.

- А что еще предпринимается для того, чтобы управляющие компании дорожили своей релутацией?

- В перспективе - создать при мэрии Магадана аккредитационную комиссию. И чтобы каждая управляющая компания получала через эту комиссию аккредитацию, причем в добровольном порядке.

Настаивать на аккредитации не будем, но в то же время мы заинтересованы, чтобы управляющие компании ее проходили. А жильцы будут информированы аккредитована ли компания или нет и сделают вывод - стоит ли такой компании доверять .

Перечень для аккредитации подготавливается таким образом чтобы можно было проанализировать, жизнеспособна ли такая-то управляющая компания или нет. Поэтому аккредитация для управляющей компании - это ее залог имиджа и уважения со стороны самих жильцов.

Анжела Ударцева
Колымский тракт








Колымские колонки