Школа жизни


В Магадане существует добрая традиция чествовать людей, чей вклад в жизнь города имеет для него особое значение. Среди имен «Человек года 2013» названа и учитель лицея № 1 имени Н.К. Крупской Тамара Владимировна Вихлянцева. Ее стаж в системе образования – 54 года.

Родом Тамара Владимировна с Урала. В Белоярском районе Свердловской области есть село Логиново.

– Там мои корни, – говорит учительница. – Отец Владимир Иванович Расковалов закончил Оренбургское военное летное училище, что и первый космонавт СССР и мира Юрий Гагарин. Только мой отец учился там еще до начала войны с гитлеровской Германией. Началась война. Для фронта требовались пилоты. Но отца на фронт не послали, перед ним была поставлена задача – готовить в училище военных летчиков, учить их авиа­мастерству. У него было десять звеньев. Курсы краткосрочные. Занятия велись в напряженном режиме, – вспоминает Тамара Владимировна.

В одном из учебных полетов старший лейтенант Расковалов погиб. Советское государство не оставляло в беде детей, если их родители погибали на военной службе. Дочери, маленькой Тамаре, назначили пенсию. Дочь осталась с матерью Ольгой Николаевной. А вскоре, так случилось, Тамара, учась в школе, перешла жить к бабушке Татьяне Евдокимовне, у которой жила ее вторая дочь и внучка. Тетя Дуся, дочь бабушки, работала в деревенской швейной мастерской, где шили тапочки из войлока. «На этих войлочных тапочках фабрика деревенская и зарабатывала себе деньги, – рассказывает Тамара Владимировна. – Моя пенсия была самая большая из дохода семьи. Получала я 317 рублей 50 копеек. Это спасло нашу семью в трудные годы. Бабушка семью держала в крепких руках. Все вокруг жили дружно. Какие русские люди все-таки замечательные. Учителя относились ко мне бережно. Жизнь шла, и один день наслаивался на другой. Седьмой класс, май месяц, я сдала экзамены. В свидетельстве у меня четверки и пятерки.

Бабушка решила, что мне необходимо среднее образование. У нас, в Брусянах, была школа-семилетка. Школа, где давали среднее образование, находилась в селе Камышлов. Туда мы ходили пешком и в мороз, и в дождь. По окончании десятого класса папину пенсию выплачивать прекратили.

***

В Свердловске жил мамин брат Степан Николаевич. Мы пригласили его к себе в дом и попросили, чтобы он взял на себя ответственность за меня. У дяди была своя семья, двое детей. Мать жены также проживала у них. Квартира двухкомнатная. Дядя помог. В Свердловске меня устроили в ФЗО (фабрично-заводское обучение). Приобретала там я профессию рушеля (молотильщика зерна). Учеба шла до четырех часов дня. Затем шла на первый мукомольный завод рядом с училищем. Там я трудилась. Заканчивала работу в 11 вечера, иногда в 10. Меня раньше отпускали – жалели.
Я ехала к дяде. Чтобы как-то прокормиться утром рано в 8 часов была уже в ФЗО, там в это время нас кормили. Спецодежду не давали, а кормежка у нас была. За счет государства получала пропитание. Кормили два раза в день. Было мне 18 лет. Прошла такую практику – на всю жизнь. Год я отработала на этом заводе.

***

Когда окончила учебу в ФЗО, нас шесть выпускников отправили на новый завод, на станцию Баженово. Завод производил крупу геркулес. Приехали, встретили нас замечательные люди. Распределили по общежитиям, назначив бригадирами. Каждый отвечал за свой участок. Завод в четыре этажа. Крупа подавалась вверх по транспортерной ленте, на которой закреплены ковши, на четвертый этаж.

Было и такое, что лента не могла прокрутиться и мы, девчонки, тянули эти огромные ленты вручную. С тех пор у меня руки крепкие, работа физическая. Отношения между людьми на заводе хорошие. Руководство чуткое, внимательное, с заботой о человеке. Вспоминая, могу только сказать слова благодарности всем, кто с нами работал. Нас, девчонок, берегли. Мужчины при нас не ругались, бережно относились к нам. Я прошла там хорошую жизненную школу. Работая на заводе, мечтала учиться на историка в институте.

Тут приехала ко мне сестра и говорит: «Тома, какой нам институт. К нему, к экзаменам надо быть хорошо подготовленными. Кто нас учить станет? Давай с тобой пойдем в педучилище. Там учиться два с половиной года. Мы получим профессию, а потом можно заочно в институт поступать. И мы поступили в Свердловское педагогическое училище имени Алексея Максимовича Горького.

***

По окончании педучилища поехала работать в село Маминское, это в тридцати километрах от тех мест, где я родилась.

***

В это же время Тамара подала документы для поступления в университет на отделение истории искусств. На экзамене со знанием рассказала о творчестве художников Шишкина, Рубенса, итальянском искусстве эпохи Ренессанса. Но не хватило одного балла. Тогда Тамара Владимировна поступила, как она говорит, просто на исторический факультет Свердловского государственного университета им. С.М. Кирова.
Работая и заочно занимаясь, уже на четвертом курсе сильно заболела. Учебу пришлось оставить.

***

Тамара Владимировна говорит:

– Живя на Урале, я почему-то мечтала об Украине. Вскоре я уехала туда в город Кадиевка. Работала в начальной школе. В первый класс дети приходили, не умея ни читать, ни писать. И результат работы учителя был уже заметен через два, три месяца. Это радовало.

***

Вскоре друзья Тамары Владимировны по Уралу супруги Чеканцевы уехали на Север, в Магаданскую область, в поселок Гарманда и пригласили туда Тамару Владимировну.

СЕВЕРО-ЭВЕНСКИЙ РАЙОН

Тамара Владимировна взглянула на карту СССР – где же находится этот поселок Гарманда. Это в другом конце страны. Тысячи километров от Украины, от Урала. И решила поехать к Охотскому морю, туда, где ее друзья. Учительская зарплата была настолько маленькая, что ее даже на авиабилет не хватало. Написала Тамара письмо из Украины своим друзьям Чеканцевым в Гарманду. Валентин Чеканцев работал в совхозе «Путь Ленина» главным инженером. Его супруга Светлана – экономистом. Друзья тут же выслали деньги на дорогу, включая и на авиабилет, и вызов. «На Север ехать мне было не в чем. Коллеги – учителя вскладчину купили мне пальто. И я поехала», – вспоминает Тамара Владимировна.

***

По дороге из Украины на Колыму Тамара Владимировна на короткое время остановилась в Свердловске, чтобы повстречаться с родными. Как раз в то время в одном из экспозиционных залов города проходила выставка картин американского художника Рокуэлла Кента. Тамара Владимировна сходила на эту выставку. Вспоминая о ней, говорит:

– Смотрела я на его картины и думала – такого контраста между небом и землей не бывает.
Деревья извилистые, не могут так изгибаться. Вот фантазер художник.

«САМЫЙ ЛУЧШИЙ УГОЛОК НА СВЕТЕ»

Декабрьским вечером 1968 года самолет приземлился в Северо-Эвенске.

В аэропорту Тамару Владимировну встретили друзья Чеканцевых. Сели на вездеход и направились в поселок Гарманда. Это примерно 30 километров пути. Неожиданно вездеход проваливается в линзу (здесь небольшое углубление) и самостоятельно выбраться из нее не может. «Благо горючего было достаточно для обогрева, – вспоминает Тамара Владимировна. – Утром, когда я вышла из вездехода, то увидела перед собой картину Рокуэлла Кента. Поняла – его картины правдивы. Вызволил из линзы нас другой вездеход, шедший по этому же маршруту, что и мы.

***

В Гарманде Тамара поселилась в квартире своих друзей Чеканцевых. Трое взрослых и двое детей в двух комнатах. С жильем в селе было туго.
«Когда я приехала в Гарманду, – вспоминает Тамара Владимировна, – там начиналась пурга. В пурге меня никто не видит. Я бегала в этой круговерти и от радости каталась в снегу. Счастливей меня не было человека! Я кружилась в этой пурге и Гарманда для меня был самым лучшим уголком на свете в то время».

***

Гармандинская школа являлась начальной. Свободных вакансий для учителя начальных классов не оказалось. Тамара пошла работать в детсад. Вскоре Чеканцевы уехали в ЦРС, а Тамара поселилась в самом последнем домике поселка у Гали Мельниковой.
Летом была откомандирована в Магадан на курсы в институт усовершенствования учителей. По возвращении в Гарманду поступила на работу в начальную школу. Стала преподавателем у первоклассников.

Школа одноэтажная, коллектив – десять человек. Праздники проводили вместе. В поселке все друг друга знают, отношения дружелюбные. Летом своими силами ремонтировали и обновляли школу. Колхоз в этом деле оказывал помощь.

Тамара Владимировна говорит: «Природа в Гарманде – это райский уголок. Высокие деревья, речка, рыбалка. Куропаток видимо-невидимо. С местным населением, а это эвены, коряки, я сразу же нашла общий язык. Дети любили меня, я любила их и была счастлива.

Тогда в Гарманде было интересно жить, часто приезжали геологические партии, в самом поселке много молодежи, и местной, и приезжей. Работал клуб, где часто показывали кино. Зарплата, отпуска хорошие, можно было ездить отдыхать. Была полноценная жизнь.

В школе учились русские, эвены, коряки, украинцы, дети разных национальностей. Директор школы Нина Георгиевна Виговская, человек доброй души. Поощрялось детское творчество.

Что меня поражало в местных детях – это талант видеть природу такой, какая она есть. Умение изобразить ее в рисунке, бережное отношение к природе, ее хорошее знание. Это было видно, когда я проводила уроки на местные темы. Как-то в 3-м классе я их спросила: ребята вы ездите на оленьих упряжках, как изготовляются сани – вы можете рассказать? Встал Сема Балихач и рассказал все от начала до конца, как без единого гвоздика изготовить сани, чтобы на них можно было самому ездить, и хоть груз перевозить. Поражал талант детей к рисованию. Красок в то время было очень мало. Дети рисовали карандашами и изображали природу так, как они чувствовали ее. Саша Гаркин, Володя Медведев.

Гарманда – уголок, где было очень приятно работать, полная свобода творчества, широкий ее диапазон. Ты мог остаться после уроков, распоряжаться своим временем.

Сейчас же в школе все расписано по темам. Ты не имеешь права отступать от нее. Все регламентировано. Бумажная волокита отнимает много времени. Если человек зарегламентирован, он не может работать творчески, у него на это просто нет времени. В то время ты не думал о бумажках – думал о детях. Дети сейчас сложней. Стали «материалистами», как взрослые. Часто их, прежде всего, интересуют материальные вопросы».

О всех своих учениках Тамара Владимировна вспоминает с огромной теплотой: «Володя Медведев – глаза огромные, блестящие. Смотрят на тебя и верят каждому твоему слову. Перед такими глазами такая ответственность. Их нельзя не любить. До сих пор меня гложет мысль, что не получили они художественного образования. В то время, когда я уезжала из поселка, возраст этих детей был слишком мал, чтобы можно было направить их в Магадан для учебы на художников».

В Гарманде Тамара Владимировна познакомилась со своим будущим супругом Виктором Вихлянцевым. Знакомство произошло в клубе, куда жители поселка как на праздник ходили смотреть кино.

Виктор Вихлянцев выпускник Волгоградского сельхозинститута после окончания учебы был направлен на работу зоотехником в Гарманду. Молодые сыграл свадьбу. Через два года переехали на работу в Северо-Эвенск.

В работе, в семейных делах время идет быстро. В двадцать пять лет Виктор Вихлянцев становится председателем колхоза «Путь Ленина», что в Гарманде самый молодой председатель колхоза в Советском Союзе. В это время в доброй семье радость – рождаются дочери Светлана и Татьяна
В МАГАДАНЕ

Через семь лет работы в Северо-Эвенском районе Виктора Вихлянцева переводят на работу в Магадан зоотехником в организацию «Госплем­объединение».

Семья поселяется в микрорайоне Солнечный, рядом с местом работы Вихлянцева.
Тамару Владимировну назначают руководить в микрорайоне детским клубом «Романтик», что находился в ведении школы № 1.
Здесь действуют кружки, где ребят учат рисовать, танцевать. Детвора со взрослыми отправляется в походы на природу. Большой популярностью у детей пользуется кукольный театр.

Долгое время кукольным театром руководила прекрасно рисовавшая Валентина Ивановна Кранидова. «Работала она лучше всех», – говорит Тамара Владимировна.

***

В 1982 году Виктора Вихлянцева направляют на новую работу сначала в Сеймчан, затем в Анадырь. Едет он с семьей. Тамара Владимировна в Сеймчане трудится в доме пионеров, в Анадыре в школе преподает в начальных классах. В 1985 году семья с Чукотки летит в Магадан. Здесь Тамара Владимировна возвращается в свою школу № 1. Эта школа была открыта в 1937 году прошлого века. Старое здание школы на проспекте Карла Маркса снесли. Построили новое в другом районе города по улице Лукса.

В школе работает музей, рассказывающий о ее учениках, истории Магаданской области. С 1975 года по 1992 год директором музея являлась Людмила Петровна Липинская. В новом здании, куда переехала школа № 1, в музее предстояло сделать очень многое. Это прежде всего привести в порядок помещение, приобрести мебель, и в то же время продолжать работу, связанную со сбором информации об ее учениках, установлением с ними связи, проводить круглые столы, приглашать на встречи с учащимися людей, рассказывающих об освоении Колымы, ее людях.

ШКОЛА № 1 – ХРОНИКА ХХ ВЕКА

Напротив Магаданского областного музыкально-драматического театра раньше находилась школа № 1 (на том месте сейчас располагается детский игровой комплекс). Школу начали строить в 1936 году. Через десять месяцев ее сдали под ключ. Возводили школу инженеры А.Е. Ашанин и Е.В. Квашнин.
Заместитель комиссара народного просвещения РСФСР Н.К. Крупская приняла активное участие в оснащении школы необходимым оборудованием для занятий по всем предметам. Это в том числе физика, химия, астрономия. 1-го апреля 1937 года в школу вошли ее первые ученики. Каменная, четырехэтажная, с широкими окнами, светлыми классами, просторными коридорами, с вместительной, отлично оборудованной столовой, где ученики завтракали, обедали. Естественно, что в школе был и спортзал с гимнастической оснасткой: брусья, перекладина, конь, маты… Имелись и свои мастерские, где школьники получали азы рабочей специальности. Учились владеть столярными и слесарными инструментами, работать на разнообразных станках: токарных, сверлильных, шлифовальных.

Школьники также проходили производственную практику. К примеру, уже пятиклассники на Магаданском механическом заводе сколачивали из дранок фольги многослойные щиты для рефрижераторов. Летом из учащихся школы, тех, что постарше, формировались бригады для промывки золота. Школьники выезжали на прииски, где им отводились определенные участки. Лотками они намывали золото. С учениками находились и педагоги.

В школе проводились выставки работ учащихся по вязанию, рисованию, вышивкам, филателии. Для старшеклассников устраивались вечера с концертами и танцами. Каждый класс выпускал свою стенгазету. Старшеклассники опекали младших школьников.

Занимались в школе в три смены. Город рос, население с каждый годом увеличивалось. Школьники учились так: одна смена до обеда, другая после обеда. Третья смена, кто трудился на производстве, служил в силовых структурах и в различных ведомствах. За партами сидели и молодые, и с сединой на висках. Люди приходили в погонах майоров, лейтенантов, старшин. Эта школа называлась «ШРМ» – «школа рабочей молодежи». Случалось, что в ШРМ ученик и учительница влюблялись друг в друга, женились, рожали детей. Школа жила в ритме города-труженика. Дети являлись привилегированным классом. Летом при школе работали детские площадки. К празднику над главным ее входом вывешивался портрет Сталина, где он был изображен в шинели во весь рост.

Через дорогу от школы стоял деревянный дом. Территория вокруг него была обнесена высоким забором. В этом доме поочередно проживали руководители Дальстроя. Сейчас там фонтаны, а рядом с ними памятник Вадиму Алексеевичу Козину.

«ЛУЧШИЙ УГОЛОК В ШКОЛЕ»

Школьный музей посвящен ученикам, которые здесь учились. Рассказывает и об учителях, о городе. Создатель музея – Липинская Людмила Петровна. Большой вклад в становление музея внесла сегодняшний директор школы Наталья Гришенко.

Музей ведет активную работу. По плану каждую среду проходят в нем занятия. Темы разные. К примеру «Конституция России», «Окончание второй мировой войны», биографии заслуженных людей Магаданской области. Лекции читают ученики. С ними находятся и их клас­сные руководители. Действует Совет музея, состоящий из учащихся. Четыре года им руководит ученик девятого класса Владимир Жигулин. В своих сочинениях о лицее дети пишут: «Самый лучший уголок в школе – это музей».

Был такой случай. Как-то один из оформителей музея обратил внимание на старенькую довоенную фотографию. Оформитель возбужденно сказал, обращаясь к Тамаре Владимировне: «Этот человек изображен на фотографии, которая сохранилась у моего отца. Отец воевал вместе с ним против фашистов. В перерывах между боями этот человек рассказывал бойцам интересные истории. Отец хорошо запомнил его. Человек этот под Брянском погиб в бою. Отец попал в плен. Фотография у него сохранилась и после плена».

Человек на фотографии Павел Лаврентьев, ученик самого первого выпуска школы № 1. Тамара Владимировна говорит:
– Школу он закончил с отличием, как и поэт Сергей Наровчатов. Поступил в МГУ на физмат…

Тамара Владимировна рассказала о том, как в начале девяностых годов в школу пригласили журналистку Тамару Смолину. Она ознакомилась с музеем, а затем поведала ученикам 10-11 классов о первом выпускнике школы поэте Сергее Наровчатове, участнике войны с Финляндией и гитлеровской Германией. Ребята слушали с огромным интересом. С Наровчатовым Смолина была лично знакома. После этого в музее появилась экспозиция «По волнам нашей памяти».

***

Есть в музее раздел, рассказывающий об Аляске. Контакт с этим северным штатом США установился у школы в 1986 году. В тот год из Солдотна (Аляска) в школу поступил целый ящик писем от учащихся школы этого города. Все тексты на английском языке.
Тамара Владимировна рассказывает: «Собрались учителя иностранных языков и ученики, все вместе и решили ответить на каждое письмо. Отвечать надо было на английском языке, а учитель английского языка у нас в то время в школе был один. Помог нам работавший во Дворце пионеров Олег Бушев. Он преподавал там английский язык. А вскоре школьники из Аляски прилетели на Чукотку в поселок Лаврентия. Ездили и мы в Солдотну. Первый обмен был в 1989 году. В Солдотну полетели директор школы Любовь Шайтанова, преподаватель математики Ирина Петрова и учитель английского языка Григорий Вайсенберг. Школьников тоже было трое – Елена Тулупова, Илья Коптилин, Оксана Хаванская. Обменивались делегациями каждый год».

***

В музее размещены стенды, посвященные фронтовикам Великой Отечественной войны. Есть страницы, рассказывающие об исследователях космоса. В школе учился Герой России космонавт Павел Виноградов. О нем рассказывает посетителям музея Тамара Владимировна и ученик восьмого класса Лев Вербицкий. С космонавтом у них давно установились теплые отношения. Посетив музей, Виноградов выразил благодарность Вихлянцевой за то, что она хранит историю школы.

В марте 2013 года, приехав в Звездный городок, группа магаданцев, возглавляемая губернатором области Владимиром Печеным, провожала Виноградова в космический полет. Среди провожающих были Тамара Вихлянцева и ученик Лев Вербицкий.

Более 17 лет Т.В. Вихлянцева возглавляет музей. Широк диапазон представленных в нем экспозиций. Это «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей», «Через годы – через расстоянья», «Наши истоки», «По волнам нашей памяти», «Своими руками», «Мост дружбы», «Ученик превзойди своего учителя». Один из залов музея оборудован как лекторий. Здесь проходят встречи учеников с гостями, круглые столы, выступают лекторы
***

Труд Тамары Владимировны отмечен государственными наградами: медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», почетным званием «Ветеран труда РФ». Она является «Отличником народного просвещения».

О. МИХАЙЛОВ








Колымские колонки