Спецтребование – человечность


Названы лауреаты ежегодной премии мэрии Магадана «Человек года». Она присуждается за особые успехи и высокие достижения, способствующие укреплению авторитета Магадана в России и за рубежом.

В номинации «За достижения в сфере обеспечения правопорядка и обороны» награды удостоен полковник полиции Михаил Затонский, заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Магадану.

Когда в 1978 году призывника Советской армии Михаила Затонского из г. Новосибирска направили в далекий Магадан в войска противовоздушной обороны, никто в семье и не предполагал, что служба продлится более 35 лет…

Воплощая детскую мечту в жизнь, последние полгода службы в армии он брал увольнение и проходил медицинскую комиссию, для того чтобы, не теряя времени, пойти работать в органы внутренних дел. В мае 1980 года сменил армейскую форму на милицейскую, став младшим сержантом отдела вневедомственной охраны. Спустя два года Михаил Затонский был назначен на должность участкового. «На земле» 31-го квартала он проработал 12 лет.

- За эти годы наверняка приходилось сталкиваться с проблемами разного рода, неординарные ситуации возникали?

- Я молодым парнем был, а ко мне приходили с такими житейскими вопросами... и решал, давал советы. А что делать? У меня на участке бабушка жила по фамилии Труба, так она как-то прибежала ко мне и криком кричит, плачет. Я спрашиваю, что случилось, а она: «Унитаз потек!». Предложил позвонить в аварийную службу, а она ни в какую. Ну что ж, пошел и починил ей унитаз. Иногда приходилось быть и мамой, и папой… всякое бывало.
В 1994 году Михаилу Михайловичу предложили возглавить ставшее уже родным подразделение участковых. Обдумывал долго, понимал, что ответственность ложится большая. На тот период при штатной численности 57 участковых было 25 вакансий, отдел считался одним из отстающих. Согласился с условием, что ему позволят создать свою команду. В тандеме с заместителем Игорем Горбуновым он за год полностью укомплектовал службу, вывел отдел в лучшие по всем показателям.

- Отличается ли работа участковых вашего поколения от нынешних?

- Да, конечно. На это прежде всего повлияли изменения в стране, законодательстве. Мне, если честно, участкового сегодняшнего дня иногда даже жаль, условия работы изменились. Он не видит того конкретного результата своей деятельности, который, к примеру, видел я. Раньше в Уголовном кодексе была статья за тунеядство, бродяжничество, попрошайничество. Наш город был пограничной зоной, в связи с чем предусматривалась ответственность за проживание без прописки. Наверное, помните, было время упорной борьбы с пьянством и алкоголизмом в виде принудительного лечения.
Ко мне обращались граждане - жильцы дома либо родственники - с тем, что муж, допустим, спивается. Я ставил его на учет, проводил профилактическую работу, если эти меры не помогали, то злоупотребляющий семьянин направлялся на принудительное лечение. В течение двух лет я был уверен в том, что в этой семье, подъезде, доме все будет спокойно. Это был реальный результат. Конечно, ему предшествовала трудная, кропотливая работа, потому что приходилось собирать много документов, различных справок, дважды, а то и трижды проходить медицинскую комиссию. Казалось бы, человека направляем в ЛТП на лечение, а медосмотр, как в космонавты, но это того стоило.

Сейчас принудительное лечение от алкоголизма считается нарушением прав человека. А люди спиваются, и это огромная проблема всего общества. Участковые же не могут даже взять злоупотребляющего гражданина и поставить на диспансерный учет, т. е. должно быть желание самого человека, а кто же захочет признавать себя алкоголиком? Я лично таких примеров не припомню. В сложившейся ситуации единственное, что остается участковому, ограничиться беседой. В таких условиях работать намного сложнее.

Работа участкового всегда начиналась с того, что нужно идти в народ, знакомиться с людьми, семьями, проживающими на участке. Необходимо знать, чем живут граждане, какой деятельностью занимаются. Не ждать, когда придет заявление, жалоба, нужно идти самому. Меня начинали учить именно с этого. Надо обойти свой административный участок поквартирно - легче работается в дальнейшем. Сегодняшнему участковому это сделать намного сложнее, поскольку граждане закрылись за металлическими дверями - не достучишься, и о том, что происходит вне квартиры, мало кто знает. Жалобы пишут в основном одни и те же, а остальные, когда участковый начинает беседовать, твердят, что их ничего не касается, но когда коснется, то не дай бог, чтобы было поздно.

- И все же в последнее время некоторые рычаги воздействия возвращаются…

- Радует тот факт, что обрела новую жизнь статья за нарушение административного надзора. Раньше существовала такая практика. К примеру, освобождался гражданин условно досрочно из мест лишения свободы, если он нормальный человек, то и отношение к нему соответствующее, но если допускались нарушения закона, то был рычаг, позволяющий на него воздействовать, т. е. три нарушения, далее суд, и в результате - реальная мера наказания до 1 года лишения свободы. Вся эта многогранная непростая работа в конечном итоге сводилась к тому, чтобы очистить свой участок, дать людям нормально проживать. Длительное время эта мера воздействия отсутствовала, и вот недавно участковые вновь стали ее применять. Сегодня под административным надзором состоит более 70 граждан, а в прошлом году их было лишь 15. Убежден, что это один из эффективнейших методов профилактики.

В последние годы более широко к нашей работе стала привлекаться общественность. Это и возрожденная добровольная народная дружина, в которую входят представители различных партий, казачества и другие категории граждан, а также общественные советы при участковых пунктах полиции.
Хорошо, если вернутся товарищеские суды в трудовых коллективах. Раньше это был реальный рычаг воздействия на поведение правонарушителя. Ведь «товарищеский приговор» бывал достаточно суров - лишение 13-й зарплаты, премии, очереди на получение квартиры, отпуск переносился на зимний период.

В настоящее время в подчинении Михаила Затонского основная ударная сила полиции - более 400 сотрудников, 13 различных подразделений, каждое из которых наделено определенными функциями, но перед всеми службами стоит одна общая задача - обеспечение безопасности горожан.

- Михаил Михайлович, за какие подразделения вы, скажем так, спокойны, а какие требуют корректив в работе?

- Я удовлетворен работой изолятора временного содержания под руководством Владимира Шамаева, Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, который возглавляет Светлана Пьянкова. Конвойная рота, командир Валерий Шаповал, не вызывает беспокойства. Есть уверенность в личном составе отделения по делам несовершеннолетних, начальником которого является Наталья Кудрина. Хотя в летние каникулы у нас произошел небольшой всплеск из-за группы угонщиков, которых мы задержали, но в целом в этом году идет снижение по детской преступности, подразделение работает стабильно.

Отдел дознания тоже можно отметить, под руководством Светланы Плешаковой и Марины Соболевой на должном уровне организована деятельность подразделения, личный состав успешно справляется с объемом работы.

Проблемные службы - это отдел участковых уполномоченных полиции. Профилактика на недостаточном уровне, поскольку, произошел рост рецидивной и «пьяной» преступности. Больше зарегистрировано преступлений на улицах и в общественных местах города, и в связи с этим возникают вопросы к патрульно-постовой службе, идет снижение показателей работы отдела вневедомственной охраны.

Прошедшая комплексная проверка бригады МВД РФ выявила ряд недостатков в подразделениях участковых, охраны общественного порядка, лицензионно-разрешительной работы. Понятно, что их надо устранять.

Одна из важнейших задач, стоящих перед полицией, - обеспечение охраны общественного порядка в период проведения различных массовых мероприятий. Первомайская демонстрация, День Победы, 60-летие области, День знаний - все эти и многие другие события в жизни города не были омрачены какими-либо нарушениями. За этой легкостью и доброжелательностью стражей порядка стоит значительная организационная работа.

- Михаил Михайлович, вы непосредственно координируете взаимодействие всех служб, находясь в центре происходящих событий, что сложнее всего в этой работе?

- Пожалуй, чувство ответственности за личный состав, важно, чтобы все действовали в рамках закона. Когда наши сотрудники несут службу в Магадане, их работу проконтролировать все-таки проще, а когда они выезжают в командировки? Недавно десять полицейских патрульно-постовой службы вернулись из олимпийского Сочи, в течение четырех месяцев они охраняли резиденцию Президента РФ, встречали делегации международного уровня. Наши ребята проявили себя как настоящие профессионалы, никаких нареканий. Замечу, что представители некоторых регионов не были столь безупречны. 2 сентября патрульно-постовая служба отметила свой 90-летний юбилей, все «олимпийцы» были поощрены. Не забыли мы, конечно, командира роты Сергея Борисова и его заместителя Адалета Салимова, который каждый день звонил в Сочи, интересовался ситуацией, наставлял, контролировал…

Определяя основные направления работы на тот или иной период, как правило, первостепенное внимание обращается на раскрытие и профилактику преступлений. Итоговые статистические данные ложатся в основу оценки деятельности служб и всего управления в целом. Но при этом нередко забывается о том, что решают оперативно-служебные задачи люди, те сотрудники полиции, которые круглосуточно охраняют покой граждан. В заключение нашего разговора я поинтересовалась у Михаила Михайловича, какими качествами должен прежде всего обладать полицейский. Он не задумываясь ответил:

- Человечностью. Нельзя видеть в гражданине бомжа, бича, прежде всего это человек. Надо уметь болеть за чужое горе и, конечно же, необходимо любить свою работу, быть профессионалом, чтобы грамотно, толково разобраться в той или иной ситуации. Я считаю, что в нашей работе равнодушие равносильно профнепригодности.

Ксения ЛУКИНА.








Колымские колонки