Махнул рукой ... на свою голову


В консультационный центр Управления Роспотребнадзора по Магаданской области обращаются потребители, сталкивающиеся в основном с типичными ситуациями. Но бывают и уникальные истории. Один такой случай произошел этим летом в период отключения горячей воды по всему Магадану.

Всем известно, что с 1 июля т. г. каждый собственник жилого помещения должен установить в своей квартире (доме) приборы учета коммунальных ресурсов. Наш потребитель решил не медлить с этим и обратился, как он думал, к квалифицированным специалистам. По номеру телефона, указанному в квитанции на оплату коммунальных услуг управляющей компании, сделал соответствующую заявку. На следующий день пришли специалисты для установления объема работ. Осмотрев место, сантехники дали заказчику ценные указания по приобретению нужных счетчиков и назначили дату операции по установке приборов. Все шло как по маслу. Человек приобрел счетчики, а сантехники вовремя пришли, поставили их. Проверить удалось только прибор холодной воды, так как горячую отключили на время планового ремонта сетей. После установки приборов учета потребитель, как добропорядочный гражданин, расплатился с исполнителями по тарифам управляющей организации. Но дальше все пошло не так. На просьбу потребителя выдать документ, подтверждающий факт выполнения работ и их оплату, сантехники ответили отказом, мол, закончились квитанции. Гражданин махнул на это рукой. Рассудил: ну нет квитанции, и ладно, все равно заказал услугу в управляющей компании и знает, куда в случае чего обращаться.


По окончании профилактических работ горожанам дали долгожданную горячую воду. Это произошло как раз в выходные, когда наш потребитель уехал отдыхать на дачу. И конечно, оставил кран подачи горячей воды открытым. И тут труба, на которую был установлен прибор учета горячей воды, не выдержала давления и сорвалась в месте крепления счетчика. А теперь заметим, что квартира забывчивого гражданина расположена не на первом этаже и даже не на втором. Дальше и рассказывать не надо. Вернувшись с отдыха, наш потребитель встал на путь героического преодоления созданных самим собой препятствий.

В первую очередь обратился в управляющую компанию, чтобы составить акт залива. Каково было его удивление, когда он узнал из акта, что вина за происшедшее лежит на нем, а не на УК. Кроме того, выяснилось, что услугу по установке приборов учета ему оказали не специалисты управляющей организации, а никому не известные лица.
Уже в судебном заседании он узнал, что пришедшие к нему сантехники работали у подрядчика управляющей организации, но не по трудовому договору, а просто так, за деньги. Он также узнал, что в день установки приборов учета подрядчик не давал своим сантехникам заданий по монтажу счетчиков. Напротив, в журнале приема заявок имеется запись, что потребитель подал некую заявку на замену вентилей в подвальном помещении многоквартирного дома. Больше никаких записей в журнале приема заявок на ту дату не значилось. Денег подрядчик за установку приборов учета воды не получал, следовательно, никаких отношений с потребителем не имеет.

Рассмотрев все представленные доказательства, суд установил следующее.
Между управляющей организацией и подрядчиком действительно имеются договорные отношения, но только на техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако установка приборов учета не является услугой, включенной в перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту. Согласно действующему законодательству обязанность по оснащению жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии и электроэнергии лежит на собственниках домов и помещений.

Таким образом, управляющая организация в данном случае ответственности за действия своего подрядчика не несет.

Согласно пояснениям управляющей организации номер телефона сантехников, указанный в квитанции на оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества, является телефоном аварийной сантехнической службы, но никак не телефоном своих исполнителей.

Суд не учел и не принял доводы потребителя, что при рассмотрении его требований о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
В итоге суд отказал гражданину в исковых требованиях к управляющей организации и подрядчику о возмещении причиненного ущерба, а по иску соседа взыскал с него более 60 тысяч рублей и расходы на адвоката.
Теперь разберем ситуацию.

Согласно Гражданскому кодексу РФ собственник несет как бремя содержания своего имущества, так и ответственность за причиненный данным имуществом вред.

Заказывая услуги, надо помнить следующее. Заявки на выполнение работ управляющей организацией необходимо направлять в письменном виде под входящую отметку на втором экземпляре. Главное - точно узнать, кого приглашаешь выполнить работу. Эту информацию можно получить из договора или иного документа, который следует заключить перед выполнением работ. Если исполнитель не желает заключать с вами договор в письменном виде, то лучше отказаться от такого работника. Документ должен содержать надлежащие реквизиты.
Некоторые категории предпринимателей и юридических лиц могут работать без кассового аппарата и бланков строгой отчетности, но по требованию потребителя они обязаны выдать документ, где указаны его наименование, порядковый номер, дата выдачи, наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), сумма оплаты и т. д.

Если исполнитель не выдает квитанцию и договор, то деньги за оказанные услуги следует передавать хотя бы под расписку. Думаю, что, прочитав эту статью, каждый сделает для себя соответствующие выводы и не будет самонадеянно пускать все на самотек.

Петр ПАНКРАШКИН,
консультант центра Управления Роспотребнадзора по Магаданской области.
"Магаданская правда"









Колымские колонки