Истоки


Колыму не зря называют планетой. И известна она далеко за пределами нашей страны. Где только ни живут люди, преданные ей до глубины души. Не важно, прошел ли кто по ней нехожеными тропами или обживал таежный край по зову души, по путевке, данной комсомолом, а то и вовсе в статусе сидельца ГУЛАГа. И Колыма, и Магадан берут за душу особой аурой и атмосферой. Увы, от столицы нас отделяют не только тысячи и тысячи километров, но и 8 часовых поясов, а самый быстрый вид транспорта - самолет.

Прилетев на «материк», сразу ощутишь силу притяжения Магадана, Колымы. Почему? Все дело в людях. К примеру, те, кто трудится в сфере культуры - настоящие энтузиасты, подвижники. В год юбилея Магаданской области необходимо вспомнить их. Есть феномен территории - многие учреждения культуры появились задолго до официального образования области. Один из них - прославленный театр, на подмостках которого играли знаменитые музыканты и драматические артисты, выступали балерины, оформляли спектакли талантливые художники.

Наш театр по возрасту старше Магадана и области. По архивным сведениям и документам, взятым из газет, он образован 17 ноября 1938 г. как драматический театр имени Максима Горького. Газета «Советская Колыма» в 1941 г. сообщила, что при нем и театре эстрады созданы художественные советы, значит, было два самостоятельных театра. В этом же издании пишется о том, что 5 сентября в Магадане создан музыкально-драматический театр имени Горького. Базой для его организации стали драматический и эстрадный. В номере от 4 ноября того же года читатели узнали, что в Магадане было построено новое здание Дома культуры имени Максима Горького. Спустя 14 лет в соответствии с решением облисполкома от 14 июня 1954 г. музыкально-драматический театр Дальстроя передан в ведение Управления культуры облисполкома и переименован в Магаданский областной музыкально-драматический театр им. М. Горького. Директором назначили Льва Александровича Шахнаровича.

Свое начало коллектив ведет с небольшого, по сути лагерного, театрального коллектива, организованного в системе Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей. В 30-е гг. в стране было 587 театров. Вряд ли тогда историки сцены занесли в это число театр, родившийся на берегу бухты Нагаева. Организовали коллектив 60 энтузиастов. Первым спектаклем здесь поставили «Любовь Яровую» по пьесе Константина Тренева. До начала и во время Великой Отечественной войны, а также после в коллективе были вольнонаемные и находившиеся в статусе заключенных артисты, режиссеры, художники, музыканты. Многие из них выступали в известнейших театрах страны. Это актеры Ю. Э. Розенштраух - во МХАТе, А. И. Демич - в театре им. М. Ермоловой, балерина Н. А. Гамильтон и музыкант Н. П. Нальский - в Большом театре, певцы Н. В. Антонов и Н. С. Артамонов - в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. Кирова. Наш храм Мельпомены стал первым для репрессированного киноактера народного артиста СССР Г. С. Жженова. Режиссер Л. В. Варпаховский, ученик В. Э. Мейерхольда, поставил в 1945 г. единственную за всю историю нашего коллектива оперу - «Травиату» Д. Верди. Выдающийся художник профессор живописи В. И. Шухаев оформил многие спектакли, среди них «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Великий государь» В. Соловьева, «Отелло» У. Шекспира, «Полководец Суворов» И. Бехтерева и А. Разумовского. С легкостью можно поверить в то, что театральная жизнь здесь была интересна и горожанам, и служащим Дальстроя, ведь они тянулись к искусству. Становится понятным, что напряженность труда первостроителей и подневольных рождала потребность хотя бы на время перенестись в мир, отделенный рампой. Потому здесь театральным коллективом обзавелись раньше, чем поселение в бухте Нагаева обрело статус города.

БОГАТЫРЬ САНГИНЫ

Личность Василия Ивановича Шухаева достойна пристального внимания. Не только потому, что он прожил 85 лет, из них почти два десятка после заключения. Он учился в Москве под началом К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств у Д. Н. Кардовского, поначалу его работы встретили непонимание академического начальства. Устремления молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем. Не получив признания в России, художник уехал в Италию, изучал работы старых мастеров, рисовал с натуры. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты относятся к лучшим образцам портретного искусства. Шухаев также творил в Финляндии и Франции. В Париже создал портреты С. С. Прокофьева, Ф. И. Шаляпина, писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1932 г. художник совершил поездку в Марокко. В России его ждали работа в театре, монументальное искусство, преподавание. Но его постигла участь многих бывших эмигрантов. Весной 1937 г. получил срок - 8 лет. Так попал на Колыму, где провел 10 лет. Вместе с ним была сослана и его жена Вера Федоровна. Поначалу они были в разных лагерях, находящихся на расстоянии 380 км. Но в конце 1939 г. ее перевели к мужу. В Магадане он работал художником в театре, Вера Федоровна в швейно-вышивальной мастерской. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси, стал профессором Тбилисской академии художеств. В 1962 г. была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии. Поразителен творческий диапазон художника - портрет, пейзаж, натюрморт, книжные иллюстрации, театральные постановки, плакат, монументально-декоративная живопись. Во всем проявлялись тонкий эстетический вкус и блестящее мастерство. Искусствоведы единогласно признали, что Магадан сохранил Шухаева как художника, хотя стены театра не спасали от беспощадной действительности. Ценнейшую часть наследия Шухаева составили и эскизы декораций, портреты и натюрморты, даже иконография. Вместе с Варпаховским он воплотил одно из достижений режиссуры Мейерхольда. Это касалось принципа построения диагональной композиции в расположении декораций и движении актеров как наиболее выразительного средства в спектаклях. Работы Шухаева свидетельствуют о попытках использования этого приема в сценическом решении театральных постановок.

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

На сцене театра блистали певец В. А. Козин и музыкант руководитель всемирно известного джаз-оркестра А. И. (Эдди) Рознер. В 1954 г., когда театр стал областным и был подчинен Министерству культуры России, активно шла постановка известных классических произведений: «Баядера» и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Граф Люксембург» и «Веселая вдова» Ф. Легара. Звание народного артиста РСФСР впервые было присвоено нашему актеру В. П. Розанову.

Не зря в нашем театре никогда не было суфлеров. В них не было нужды. Актеры, приезжающие в Магадан, проходили очень жесткий отбор в представительствах Дальстроя. Те, кому выпадал жребий работать на сцене после или во время заключения, свято соблюдали дисциплину профессии. В спектакле «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого блистали персонажи уже упомянутых А. Демича и Ю. Розенштрауха, исполнивших роли Луп-Клешнина и Годунова. Актеры попали в Магадан в конце 30-х, получив одинаковый срок по одной и той же статье. Елена Негина начинала творческую карьеру в 1905 г. в Петербурге, играла в театре, пела романсы и русские песни. На Колыму попала со взрослым сыном Михаилом, тоже актером. Здесь они играли в оперетте «Как ее зовут» и комедии «Горе от ума», исторической трагедии «Коварство и любовь». Это совершенно разноплановые постановки, но участие в них актеров показывает широкий диапазон, великолепные творческие возможности и подтверждает профессионализм. Их театральный век оказался долгим, а колымский опыт сделал сильными людьми. В общей сложности полвека она работала в театре, а творческой вершиной ее сына стали роли, которые привели его на сцену Кремлевского Дворца съездов и к званию заслуженного артиста СССР. Колыма многих обогатила знанием истинной цены жизни, верой в невозможность истребить в творческой личности стремление реализовать талант.

Григорий Авдеенко родом из Варшавы, учился в консерваториях Одессы и Ленинграда, играл в Большом театре. С осени 1938 г. на Колыме. Здесь работал в клубе Оротукана, Сусумана, играл в оркестре театра. Игорь Андреев, артист балета, поначалу работал кассиром прииска «Стахановец». Николай Антонов пел в Театре музыкальной драмы Петербурга, в Мариинском и Кировском театрах, здесь провел 9 лет. Вместе с ним попал в лагерь и Николай Артамонов. Из Магнитогорска привезли художественного руководителя драматического театра Михаила Арша, у нас он выступал на сцене как актер. Художник Павел Булычев заведовал бутафорским цехом театра, был и оформителем спектаклей. Художник Порфирий Дидуров, отбыв положенный срок, три года работал бутафором театра, контролером клуба профсоюза. В 1944 г. в Магадан этапировали государственный художественный ансамбль Эстонии. Пять лет довелось отбывать в наших краях балерине Большого театра Нине Гамильтон, за безупречный труд в военное время ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

Сейчас восстановлены имена всех, кого судьба забросила в наш театр. Известен и репертуар тех лет. Так, из документов марта 1941 г. узнаешь о премьере спектакля «Двенадцатая ночь» В. Шекспира: «Это является большим успехом коллектива в деле овладения классическим наследием. Спектакль - лучшее достижение театра за три года его существования». Постановщика Г. Кацмана тогда отметили грамотой Дальстроя, а актрисе Е. Коломенской вынесли благодарность с занесением в трудовую книжку. Страстный поклонник классики Г. Кацман еще раз обратился к знаменитому английскому драматургу, поставив «Отелло».

НАШЕ ВРЕМЯ

С 1991 г. театр носит название Магаданского государственного музыкального и драматического театра.

14 сентября 2000 г. в стенах храма Мельпомены начались занятия четырехгодичного целевого курса Российской академии театрального искусства, на сегодняшний день четверо выпускников успешно работают в коллективе. У нас проходил фестиваль «Свет лагерной рампы».
Из ярких постановок последнего десятилетия можно отметить «Очень простую историю», «Любовь под гипнозом», «Последнего пылко влюбленного», «Женитьбу», «Свадьбу Кречинского», «Графа Люксембурга», «Коктейль по-французски», «Ночь перед Рождеством», «Мистера Икса», «Летучую мышь», «Терезину», «Комедиантов».

Ежегодно для самых маленьких зрителей ставим красочное новогоднее сказочное шоу. С 2007 г. открыт малый зал, на сцене которого идут одноактные пьесы классического репертуара. Эти спектакли ориентированы в большей степени в помощь школе и для образования учащейся молодежи. В коллекции малого зала спектакли по А. Чехову, В. Шукшину, М. Зощенко, зарубежным авторам.

Преданно служат искусству Мельпомены ветераны театра народная артистка России Ольга Седлецкая, заслуженные артисты России Алексей Яновский, Николай Бекасов, Мария Леонова, Елена Титенко, Марина Кусенкова, а также заслуженная артистка Чечено-Ингушской АССР Светлана Михайлова, ветераны театра Валентина Мартынова, Валерий Бунякин. Они являют пример искреннего служения искусству, полного раскрытия дарований и как мастера сцены охотно передают творческий опыт молодым.

Любовь зрителей заслужили артисты Лариса и Михаил Никитины, Светлана Окунева, Оксана Плиско, Гульноро Резоева, Владислав Поляков, Екатерина Пастухова, Евгения Тушенцова.

Римма ЗАХАРОВА,
зав. литературной частью театра.

Автор:  Римма ЗАХАРОВА "Магаданская правда"









Колымские колонки