По каким дорогам мы ездим?


Современная история освоения Магаданской области началась в 30-е годы прошлого века- Одновременно с геологическими исследованиями месторождений золота осуществлялось строительство автодороги - Колымской трассы.

Дорожная сеть представляла собой схему размещения основных производительных сил - горнодобывающего и строительного комплексов. За годы существования Магаданской области протяженность шоссейных дорог увеличилась на сотни километров, построено много новых и реконструировано старых мостов.

По каким дорогам мы ездим?


На конец 2008 года общая протяженность автомобильных дорог в Магаданской области составила 2579 км, в том числе с твердым покрытием - 2323 км. Из общей протяженности областных трасс дороги с усовершенствованным покрытием, то есть асфальтобетонным и цементобетонным, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами, составили 330 км.

Автомобильные дороги общего пользования включают в себя федеральную автодорогу "Колыма" от Якутска до Магадана протяженностью 834 км, автодороги регионального значения -1110 км, а также местного - 459 км.

Наиболее благоустроенными в сети автомобильных дорог общего пользования являются дороги федерального и регионального значения. На всей протяженности они имеют твердое покрытие, из них 16 % - усовершенствованное.

Длина автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием составила 295 км, из них только 24 км дорог имеют усовершенствованное покрытие.

В целом по области на дороги с усовершенствованным покрытием приходится лишь 14 % общей протяженности дорог с твердым покрытием, в то время как в среднем по России этот показатель приближается к 70 %.

В настоящее время менее 1 % длины автодорог общего пользования федерального и регионального значения относится к дорогам I категории. Основная доля - это дороги IV и V категорий, протяженность которых составляет соответственно 1030 и 649 км.

На качество трасс влияют вечная мерзлота, оттайка, в результате которых появляются неровности и провалы. Отдельные территории практически недоступны для автомобильного движения: 10 населенных пунктов области вообще не связаны с сетью дорог общего пользования дорогами с твердым покрытием. В основном это поселки Ольского и Северо-Эвенского районов.

В 2008 году доля территориальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составила 67 %, муниципальных - 83 %. По плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (4,8 км путей на 1000 кв. км территории) в 2008 году Магаданская область находилась на шестом месте среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Этот показатель ниже среднероссийского почти в 8 раз.

Помимо автомобильных дорог, в единый производственно-хозяйственный комплекс дорожного хозяйства входят инженерные сооружения и объекты дорожного сервиса.

На 1 января2009 года на автомобильных дорогах общего пользования эксплуатировалось 260 мостов общей протяженностью 12068 погонных метров, из них 237 капитальных мостов протяженностью 11378 погонных метров.

Немаловажное значение имеют объекты дорожного сервиса, обеспечивающие нормальные условия труда и отдыха водителей. На автотрассе федерального значения расположены 86 площадок-стоянок, 7 площадок отдыха с эстакадой, 6 предприятий торговли, 8 пунктов питания и 13 автозаправочных станций.

В месте с тем имеющихся пунктов - дорожного сервиса на автодорогах недостаточно. Так, на федеральной трассе отсутствуют моечные пункты, станции технического обслуживания, медпункты, пункты связи и общественные туалеты.

Состояние дорожной сети, ее эксплуатационные качества во многом определяются своевременностью и регулярностью проведения ремонтных работ.

В 2008 году отремонтировано 72 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, что в 2,2 раза больше, чем в 2007-м, а также 195 погонных метров мостов (в 3 раза больше).

В целях улучшения качества дорожного движения произведена замена 2,3 км барьерного ограждения, нанесена разметка лакокрасочными материалами на протяженности 152 км автомобильных дорог.

Общая сумма затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них в 2008 году составила 792 млн. рублей, из них 54 % - это затраты на содержание, 46 % - на ремонт дорог и сооружений.

Неудовлетворительное состояние дорог на фоне ежегодного увеличения числа автомобилей оказывает непосредственное влияние на высокую аварийность. Дорожно-транспортные происшествия, происходящие ежедневно, приводят к гибели и увечью людей, а также к значительным материальным потерям.

Несмотря на некоторое снижение числа дорожно-транспортных происшествий за последние два года (на 1,3%), Магаданская область находится на первом месте среди регионов Дальневосточного федерального округа по числу ДТП на душу населения.

Всего в 2008 году в области произошло 387 аварий, в которых погибло 49 человек и 623 человека получили ранения.

Основной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий является превышение скорости водителями транспортных средств. В 2008 году на долю таких
аварий приходилось более трети ДТП.

На втором месте среди причин дорожно-транспортных происшествий - неудовлетворительное состояние автомобильных дорог. Так, вследствие плохих дорожных условий в 2008 году совершено 70 ДТП. При этом следует отметить сокращение числа таких аварий.

В минувшем году по причине неблагоприятного состояния автомобильных дорог произошло на 38 % меньше аварий, чем в 2007-м. Основными местами совершения дорожно-транспортных происшествий данного типа являются дороги и улицы Магадана.

Вследствие плохих дорожных условий в областном центре в 2008 году произошло 53 аварии - 76 % общего числа происшествий данного вида. В Целях снижения аварийности на дорогах и улучшения уровня обслуживания пользователей дорожными организациями предпринимаются комплексные меры по обеспечению безопасности движения.

Так, на федеральной автотрассе за последние два года установлено 1114 сигнальных столбиков на бровке земляного полотна и 453 дорожных знака. На автодороге устанавливаются ограждения барьерного типа, наносится разметка проезжей части, протяженность которых за два года увеличилась соответственно на 10 и 6%.

Перспективы развития автомобильных дорог общего пользования определены федеральной программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Планом предусмотрено строительство "Северного автотранспортного коридора" Колыма - Омсукчан - "Кубака" - Омолон и моста через р. Колыму, а также начало проектирования строительства железной дороги Магадан - Якутск, которая позволит снять нагрузку с автомобильных дорог.

Реализация программы - это не только решение перспективных задач. В современных условиях масштабное транспортное строительство становится одним из важнейших факторов сохранения рабочих мест в области и поддержания высоких темпов экономического роста.

Ольга Кравчук
гл. специалист отдела статистики предприятий Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Магаданской области.
"Магаданская правда"









Колымские колонки