Владимир Куперштейн: «…и Цискаридзе у нас станцует!»


11 февраля исполнилось 40 дней как на этом свете не стало директора Магаданской областной филармонии Владимира Куперштейна...

Так случилось, что свое последнее интервью он дал именно мне - нас связывали много лет доброй дружбы. Много раз у меня выходили интервью с приезжими отечественными и зарубежными звездами, встречи с которыми становились возможными исключительно благодаря его помощи и содействию. И никак не думалось, что вскоре под этой же рубрикой прозвучит и его эксклюзивное интервью - последнее…



Когда пару месяцев тому назад мы встречались с Владимиром Куперштейном в его кабинете и беседовали об идущем сейчас 58-ом филармоническом сезоне, который он так феерически открыл удивительным концертом Магаданского Русского оркестра и приглашенных знаменитых музыкантов, никто еще не ведал, что эта встреча станет последней. Как ни в чем ни бывало, он отбыл в столицу на плановый курс лечения, 29 декабря вернулся, а 31-го, в Новый год ему вдруг стало плохо… Два года не дотянул до юбилейного, 60-го сезона, о котором так мечтал, к которому так готовился… И до собственного - всего три. А впрочем, говорят, юбилей - репетиция похорон, так что Владимир Зиновьевич обошелся, можно сказать, без лишних репетиций. Жизнь состоялась. Достойная, красивая, ясная жизнь выдающегося директора филармонии. Убавить от нее нечего - а прибавить вряд ли кто сможет. Потому что Куперштейн - это характер! Все знали. За что одни недолюбливали, иные побаивались, третьи завидовали. Но в целом - уважали, и не понимали: как он своего добивается? А он всегда добивался невозможного: и Спивакова в Магадан заманить, и Башмета привезти, и непревзойденного Когана…

В нем как будто не существовало никакого самомнения и самолюбия. Удивительная скромность, даже самоумаление. Дескать, я работаю, и ни до чего остального мне дела нет. При этом темперамент у Владимира Куперштейна был редкостный - просто как бурлящим кипятком был налит человек. Но эта страстность была подземной, скрытой, вырываясь изредка, в кульминационных моментах. И человек он был преоригинальный…

Привыкаешь к своим магаданским «заслуженным работникам культуры РФ», как к кровным родственникам, и до того обидно и жалко их терять! Ведь таких уже не будет - может, будут и красивее, и ярче, и звонче, но таких родных уже не будет никогда.

В то последнее интервью мы, как водится, говорили о многом. Но главное - глаза Куперштейна горели! - решилось дело его жизни, в скором будущем в Магадане появится свой большой концертный зал! Действительно, эта новость по своему значению на долгое время затмит всех приезжих звезд вместе взятых: блестящая и смелая идея Владимира Куперштейна найдет свое материальное воплощение в историческом центре столицы Колымы, напротив театра, где когда-то располагалась первая школа. Ух ты! Но глаза его затуманились на мгновение, грустно пошутил: «Только вот, боюсь, мне этого уже не увидеть…». И тут же вскинул голову, проказливо подмигнул: «А Цискаридзе у нас тогда все-таки станцует! И договоренность есть!». Пока я приходила в себя от изумления, тихонько смеялся - вот он, настоящий директор филармонии!

Владимир Куперштейн, конечно, незаурядный человек, и за двадцать непрерывных лет руководства областной филармонией каждый сезон у него был яркой блистательной вспышкой на культурном небосклоне Колымы, чего, к сожалению, нельзя сказать ни о театре, ни о прочих магаданских учреждениях, служащих во славу Мельпомены. Доказательством тому послужила еще одна хорошая новость - в минувшем году в полку артистов Русского оркестра прибыло! По приглашению Владимира Зиновьевича в Магадан приехали жить и работать двое замечательных музыкантов, лауреаты международных конкурсов: он - баянист, она - домристка. Областная администрация выделила супругам служебную квартиру. Артистическая пара, по их собственному признанию, давно влюблена в Магаданский Русский оркестр.

- Мне даже не пришлось их сюда заманивать, - рассказывал Владимир Куперштейн, - в наш оркестр уже давно просится народ! Потому что авторитет и известность оркестра уже большая, во всяком случае, на Дальнем Востоке. Приезжающие звезды, которым довелось выступать на сцене МЦК с Русским оркестром, также весьма способствуют повсеместному распространению слухов о его уникальности. Большой авторитет и у нашего дирижера Константина Есипова. Я очень рад, что мы всегда находим поддержку и понимание в областной администрации, что руководство территории любит наш оркестр и всегда помогает нам. Искренне надеюсь, что приехавшие к нам работать артисты - это только первая ласточка! Есть еще одна семья блистательных музыкантов из Владивостока, жаждущие приехать к нам работать - пианист и домристка, но у них трое детей, нужна квартира. Если и дальше будет выделяться служебное жилье, то к нам поедут с удовольствием!

В этом сомнений нет. Как, впрочем, и в том, что через два года областная филармония отметит свой 60-летний юбилей. Очень бы хотелось, чтобы круглая дата была встречена достойно - в новом концертном зале, где в блеске сверкающих рамп на красивейшей сцене в этот день станцевал бы для Колымы непревзойденный Николай Цискаридзе…

Помню, как сетовал Владимир Куперштейн на то, что недостатки материальной базы не позволяют пригласить в Магадан многих именитых артистов. Даже человеку, далекому от мира культуры, понятно: в столице Колымы попросту нет подходящего помещения, в котором бы было можно представлять большие формы искусства: невозможно привезти в Магадан, к примеру, ни один симфонический оркестр, балетный спектакль, оперу, вокалистов уровня Хворостовского. Да и нашим местным, откровенно говоря, давно уже негде развернуться. Магаданская областная филармония на сегодняшний день не просто организация, которая привозит известнейших виртуозов с мировым именем, но и культурное достояние территории. Это в первую очередь ансамбль «Энэр», Русский оркестр, лекторийные коллективы… Каждый из них уникален, и работают они на европейском, даже на мировом уровне. Ведь что такое «Энэр»? Культурное знамя территории, национальный самобытный ансамбль, который везде представляет Магаданскую область - и на Красной площади тоже!

Время от времени приезжие артисты жалуются, что в Магадане нет зала с хорошей акустикой. Помнится, Лариса Долина, прилетев, капризничала - зал МЦК ей не нравился, не хотела в нем петь. Но что там Долина, если Владимир Куперштейн давно лелеял мечту привезти на Колыму Хосе Каррераса и Пласидо Доминго. Звучит фантастически? Отнюдь. У филармонии есть возможности и желание все это организовать. Магадан и так видел мировых знаменитостей исключительно благодаря В. Куперштейну. Но грандиозные планы невозможно осуществить без наличия соответствующей концертной площадки.

- Сейчас самое главное - проектирование и, если повезет, конкурс выиграет Санкт-Петербургская проектная компания, которая занималась строительством концертного зала Мариинского театра - единственного в России театрально-концертного комплекса высочайшего уровня, построенного в соответствии с современными достижениями строительной науки, - с радостью и затаенной гордостью рассказывал Владимир Куперштейн о будущем концертном зале филармонии, - сегодня уже можно говорить о том, что это будет отдельно стоящее здание в самом центре города и оно без сомнения станет настоящим украшением Магадана! Новый концертный зал, построенный по индивидуальному проекту, и оснащенный современным профессиональным оборудованием, рассчитан на 800 мест! В нем будут располагаться большой зал, малый зал и зал органной музыки. Зал станет постоянной репетиционной и концертной базой для уникальных коллективов филармонии. Для примера: если сцена в МЦК это 9,8 метра, то в новом концертном зале она будет 24 метра и при этом зеркальной! В этом зале также будут проходить публичные концерты выдающихся музыкантов России и зарубежных стран, драматические и оперные спектакли.

В отношении технологий и акустических качеств новый зал будет сравним с лучшими концертными площадками мира. Будет предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены даст возможность вариативного расположения оркестровых групп или формированию оркестровой ямы. Зал также будет использоваться и для сценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок.

Строительство концертного зала филармонии включили в программу «Развитие культуры в Магаданской области на 2013-2018гг.», соответствующее постановление подписал и. о. губернатора Николай Карпенко. Областная администрация будет выделять на это внушительные средства, но планируется привлекать и федеральное софинансирование.

Хотелось бы только одного: чтобы при открытии магаданского Альберт-Холла не забыли о нем… И почему бы не назвать этот зал в его честь? Разве не справедливо?

Особой темой для разговора с директором филармонии в тот последний раз стали и частные дельцы в культуре, которых расплодилось в Магадане в последнее время великое множество. Появилось немало фирмочек и частных предпринимателей, которые пытаются «накормить» народ теми или иными концертами и «культурными» мероприятиями. Смотришь на это и думаешь: как могут люди, далекие от искусства настолько, насколько это вообще возможно, им заниматься?

- Они вредят нам в том смысле, что это абсолютно бесплановое хозяйство, - сетовал Владимир Куперштейн, - к примеру, объявляет филармония намеченный джазовый концерт и все остальные предложения джазовых коллективов уже не принимает в этот период. Нам предлагают Шарон Кларк, но мы от нее отказываемся, потому что у нас совершенно другие планы. И для того, чтобы не испортить запланированный концерт, мы не принимаем Шарон Кларк! А некоторые частные предприниматели быстренько подбирают это предложение и впереди нашего концерта ставят этот! Это расходится с репертуарной и творческой позицией филармонии. Мы всегда очень строго отбираем артистов, у нас существует четкая репертуарная политика, с пути которой не сворачиваем не смотря ни на что. Наша задача - не в погоне за высокими прибылями, а в просвещении. Филармония несет людям только возвышенное искусство, осуществляя доступ населения Магаданской области к образцам высокой культуры. В этом задача филармонии, и только в этом. Это дело моей жизни, за которое я болею всей душой. Мы продаем билеты по заниженным ценам и идем на это абсолютно сознательно, зная скромное материальное положение нашего зрителя. Зрители этих концертов не бизнесмены и предприниматели, это интеллигенция - педагоги и учащиеся детских музыкальных школ, библиотекари, учителя, врачи, соцработники, работники учреждений культуры. Если вы зайдете в интернет, то увидите, что самый дешевый билет в Большой театр стоит двадцать тысяч рублей. А билеты на концерты этих же артистов, приезжающих на гастроли в Магадан, стоят в порядки ниже. За это опять же спасибо руководству Магаданской области - оно по мере своих возможностей финансирует филармонию, чтобы она имела возможность снижать цены для населения.

Общеизвестно, что областная филармония не работает с попсой, через которую можно легко выкачивать прибыли из зрителя, а занимается исключительно просветительской деятельностью. А у большинства нынче чутье на ложь забито напрочь. Равнодушно игнорируя подлинно необыкновенных, драгоценных людей, массы воют и виляют хвостом перед кумирчиками с их противным аляповатым блеском дешевой бижутерии.

- Ситуация напоминает картинку из жизни коммунальной квартиры, когда три хозяйки одновременно готовят еду на маленькой кухне, трутся друг об друга и скандалят. А в результате ни у одной не получается вкусно!, - смеялся Владимир Куперштейн, - а у нас музыканты только высшей лиги! Я совсем не хочу, чтобы так было у нас в Магадане. Надо решать вопрос цивилизованно, а именно договариваться, чтобы всем было хорошо. Не надо воевать. Вот Губермана пригласили: сама помнишь, я привозил его в 2005 году, ты тогда еще брала у него интервью. Но тогда он со своими «гариками» был актуален, а теперь - нет. Поэтому и народ не идет. Мне его тоже предлагали, я даже не ответил. Вот сейчас эта фирма везет питерскую оперетту - как только я объявил спектакль! Филармония, например, от оперетт давно отказалась: оперетта это хор, балет, оркестр, декорации! А тут привозят пять человек, которые играют оперетту. Что это? Обдираловка наивного магаданского зрителя. И нам при этом все время перебегают дорогу. Опасно анонсировать запланированные культурные мероприятия - кто-то тут же подставит подножку.

Он тогда еще сравнил настоящее искусство с огромным темным замком, у подножия которого расположился балаган с каруселями. В театры и концертные залы, по его словам, хлынул какой-то другой зритель, которому нужно кривлянье, бессмысленные шоу, где есть только человеческий «низ», а «верха» нет вовсе. Нужны спектакли, во время которых можно спокойно разговаривать по мобильному телефону. А нет ли в этом потакании худшему в людях - презрения к людям? Гражданский пафос, верность правде жизни, высокие критерии требовательности к драматургии и к артисту, атмосфера напряженного творчества - свойства, почти утраченные современным искусством. Так зачем же усугублять и без того печальную картину, господа частные предприниматели?.. Придите хоть раз на самое значимое событие в культурной жизни области - ежегодный фестиваль искусств «Магаданская весна» и посмотрите, как всякий раз восхищенные зрители благодарят филармонию за встречу с настоящим искусством. Вспомните, как всколыхнул ценителей прекрасного приезд всемирно известного государственного струнного квартета им. М. Глинки. А приезд Юрия Башмета? Выступление блестящих теноров XXI века на сцене МЦК? Владимира Спивакова и ансамбля «Виртуозы Москвы»? И бесспорно: то, что наши любимые исполнители и телезвезды приезжают в Магадан вновь, - заслуга Куперштейна, а никак не ваша.

…В двадцатых числах ноября бессменный директор магаданской областной филармонии, Заслуженный работник культуры РФ Владимир Куперштейн отметил 45-летие работы в сфере культуры - скромно и незаметно, без хвалебных панегириков и восторженных отзывов в прессе. Помню, как еле уговорила его в тот день сфотографироваться, - он этого жутко не любил, - в его уютном кабинете со старым роялем, где на стеклянных полках с озорством расставлены милые декоративные лягушки разных форм и размеров: ему привозили их со всех концов света. Невозможно представить, как зайдешь в этот кабинет, а его там - нет. И что займет этот кабинет отныне кто-то другой…

…Жаль, что работников культуры не принято хоронить с воинскими почестями - уж кто-то, а Владимир Куперштейн это заслужил. Спасибо за труды, за честно и славно отработанный дар, прощайте, дорогой директор филармонии, теперь уже встретимся в Небесной России, где таким, как вы, самое место.

Дарья ГАВРИЛОВА

Автор:  Дарья ГАВРИЛОВА "Магаданская правда"









Колымские колонки