Плацдарм для большого наступления.


Со страниц «Плотина» («МП», 4.09.09), «На оленях до озера Джека Лондона» («МП», 11.09.09) началась публикация материалов, посвященных сорокалетию ОАО «Колымаэнерго», которое отметит свой юбилей в начале ноября.

Когда в 1935 году были открыты Аркагалинское и Эльгенское месторождения углей, встал вопрос о целесообразности строительства гидростанций. Однако здравый смысл все же восторжествовал...

...В это время на площадке будущей гидроэлектростанции (с октября 1935 года) начались подготовительные работы:поднялся поселок для строителей, шла расчистка русла в створе будущей плотины.

Для ускорения работ по проектированию К. Н. Филатов привлек инженера Ленинградского «Гидропроекта» Б. П. Ферингера на должность главного инженера.

После завершения проекта гидростанции и согласования его в Госэкономсовете Э. П. Берзин назначил Б. П. Ферингера главным инженером строительства ГЭС. Начальником стройки был утвержден Я. М. Самойлов, и с октября 1936 года начались работы на основных сооружениях ГЭС.

Однако в 1935 году геологическая партия Б. И. Воронского неожиданно открыла Аркагалинское месторождение каменного угля, а еще раньше геолог Л. А. Снятков обнаружил Эльгенское месторождение бурых углей.

Специалисты-энергетики, экономисты, хозяйственники заговорили о нецелесообразности строительства ГЭС. Начались споры. А вдруг Снятков и Воронский ошиблись? Решено было подтвердить их выводы.

И вот в 1936 -1938 годах под руководством геолога Н. Ф. Карпова по следам первооткрывателей угольных месторождений отправилась контрольная партия и выявила довольно значительные запасы каменного и бурого углей.

Малая мощность будущей ГЭС (12 тыс. кВт), наличие двух разведанных угольных бассейнов в центре горнопромышленного района послужили основанием для ликвидации (с июля 1938 года) строительства Среднеканской ГЭС.

Приказ о прекращении этого строительства для многих был неожиданным, так как еще 10 января 1938 года начальник Дальстроя К. А. Павлов обязал провести изыскания в районе колымских порогов в объеме, обеспечивающем составление проектных заданий для ГЭС мощностью 150 тыс. кВт.

Возглавить комплексную изыскательскую партию поручили И. И. Лукину. С февраля 1938 года были начаты работы на створе плотины, определенном еще в 1934 году как наиболее экономичный.

Но детальные работы проводились и на новом створе между порогами Неожиданный и Длинный, где естественные и геологические условия позволяли построить гидростанцию с меньшими объемами работ по отсыпке плотины, так как Колыма в том месте резко сужается, а ложе реки и берега сложены гранитами с меньшей трещиноватостью по сравнению с другими местами. Это было подтверждено и буровыми скважинами, пройденными до глубины 60 м.

Одновременно с данной партией выполняла геодезические работы по продолжению триангуляции III класса в районе верхних порогов реки Колымы и аэроэкспедиция Дальстроя (начальник партии И. Г. Бондарчук).

Гидрометеослужба Дальстроя ставила гидростворы на Колыме выше впадения Бахапчи и на реке Таскан, у будущего цементного завода. Когда работы были закончены, установили возможность строительства ГЭС мощностью 146 тыс. кВт при высоте плотины 65 м (при стометровой плотине мощность ГЭС возрастает до 550 тыс. кВт).

В 1933 -1938 годах была подтверждена возможность строительства гидростанций и на других реках: Бахапче, Утиной, Оротукане, Ат-Уряхе, Палатке, Ларюковой, а также на озере Джека Лондона.

МЕНЬШЕ СОЛЯРКИ, БОЛЬШЕ ВОДЫ

С началом Великой Отечественной войны резко сократилась поставка топлива для дизельных элек-тростанций. Руководство Дальстроя приняло решение максимально использовать водную энергию, 2 марта 1942 года издан приказ «О строительстве ГЭС малой мощности». Управлению «Колымпромпроект» поручено разработать проект гидроэлектростанций мощностью 30, 60 и 100 кВт. Срок изготовления 23 дня! Все начальники горных управлений обязывались провести изыскания мест для строительства ГЭС и до 15 июня 1942 года по типовым проектам «Колымпром-проекта» построить до десяти гидростанций в каждом горном управлении.

В июле 1942 года работали гидростанции на реках Утинке (три мощностью по 100 кВт), Палатке (одна, 200 кВт), Ларюковой (150 кВт) и другие. Проекты ГЭС и турбины разрабатывали инженеры «Колымпромпроекта» Б. Т. Суворов, С. Д. Чистопольский, С. В. Тимофейчук, П. М. Федорченко, В. А. Беляшов, С. Н. Солодкин, А. А. Агафонов, М. И. Соловьев и другие.

ОТЧАЙ-УРЬИ ДО ВАКХАНКИ

15 октября 1938 года в составе производственно-технического отдела Дальстроя стало работать гидротехническое отделение, специально созданное для разработки перспективных планов по развитию гидроэнергетики Дальстроя. Начальником был назначен инженер-гидротехник Е. А. Елисеев.

Во второй половине июня 1939 года аэрогеодезической экспедиции Дальстроя поручена съемка озер Малык и Мамонтай, расположенных на водоразделе рек Берелех и Омулевка.

В августе этого же года «Колымпромпроект» получил задание провести рекогносцировочные работы на озерах в целях выявления возможности использования их водной энергии. В декабре 1939 года «Колымпром-проекту» поручается новое задание - изыскать площадки для строительства гидростанций на реках Чай-Урье (Сусуманское горнопромышленное управление) и Вакханке (Тенькинское горнопромышленное управление).

Одновременно производились изыскания и под технический проект ГЭС на озере Джека Лондона, и под ЛЭП Тасканская электростанция - прииски Северного горнопромышленного управления. Все они были выполнены хорошо и в установленный срок.

В мае 1942 года Управление капитального строительства Дальстроя, в составе которого находилось гидротехническое отделение, приступило к разработке чертежей гидростанции на реке Каменушке (600 кВт).

Главный инженер проекта ГЭС Е. А. Елисеев с работниками УКСа В. Е. Аловым, И. К. Бачинским, С. Ф. Максовым, А. А. Кизильштейном и специалистами «Колымпромпроекта» Б. Т. Суворовым, С. Н. Солодкиным успешно и в очень короткий срок выполнили задание, но ГЭС была построена лишь в 1950 году и проработала только два летних сезона.

В постановлении Совета Министров СССР и директивных органов о развитии энергетической базы Дальстроя предусматривалось строительство гидростанций, использующих водную энергию не только озера Джека Лондона, но и речек Ланковая, Сиглан, Ола и озера Чистое.

По заданию Магаданского совнархоза Томское отделение Сибирского института «Энергосетьпро-ект» разработало ТЭД «Энергоснабжение и развитие высоковольтных линий электропередачи Магаданской области на 1965 -1980 гг.». В конце ноября 1963 года совнархоз рассмотрел ТЭД и утвердил его.

В докладе предусматривалось строительство (1964 - 1970 гг.) Колымской и Ланковской ГЭС мощностью 75 тыс. кВт для покрытия нагрузок Магадана и поселка Ола.

Предполагалось также строительство соединительной ЛЭП Аркагалинская ГРЭС - Магадан, расширение Арка-галинской ГРЭС, строительство Билибинской атомной электростанции, Анадырской ТЭЦ, расширение Певекской электростанции, строительство других высоковольтных ЛЭП. В соответствии с названным ТЭДом осуществлялось строительство тепловых электростанций и высоковольтных линий электропередачи.

Возведение Ланковской станции было неожиданно отложено: экономисты подсчитали, что дешевле обойдется расширение Магаданской ТЭЦ с использованием для нее угля Ланковского месторождения.

Что же касается Колымской ГЭС,то с мая 1967 года изыскатели «Гидропроекта» (начальник партии Н. Е. Карпов) продолжили детализацию инженерно-геологических, гидрологических и топографических условий на нескольких створах будущих плотин. Материалы изысканий подтвердили, что наиболее пригодным является створ, рекомендованный в 1938 году экспедицией Л. Н. Морозова.

По окончании основных изысканий «Гидропроект» приступил к разработке проекта ГЭС.

6 ноября 1969 года вышел приказ министра энергетики и электрификации СССР за №319 организовать в составе Вилюйгэсстроя Управление строительства Колымской ГЭС «Колымагэсстрой» на хозяйственном расчете, с самостоятельным балансом, с местонахождением в Магадане.

СТРОИТЕЛЬСТВО КОЛЫМСКОЙ ГЭС

1 декабря 1969 года на основании приказа № 1 УС «Колымагэсстрой» к обязанностям начальника строительства приступил Юрий Иосифович Фриштер.

Во второй половине декабря 1969 года вилюйских гидростроителей облетела весть о том, что на Колыме в ближайшее время развернутся работы по строительству гидростанции. Многие тогда всколыхнулись, готовые сняться с насиженных мест и уехать на новую стройку. Дело привычное.

Вскоре «Вилюйгэсстрой» выделил «Колымагэсстрою» кое-какую технику, специалистов, материалы и даже теплую одежду. Все эти грузы необходимо было переправить в далекий поселок Дебин, где намечалось развернуть базу управления механизации.

В короткий срок сформировали автопоезд, и 17 февраля 1970 года из Якутии, с Вилюйской ГЭС, колонна высокопроходимых машин двинулась в трудный путь.

В состав этого необычного автопоезда были включены две автомашины «Татра-138». На них в Ленске погрузили две передвижные дизельные электростанции со всем необходимым оборудованием, и сразу же водители А. П. Готин и Н. П. Гольцев выехали на них впереди колоны.

Шли главным образом по зимникам, преодолевая снежные заносы, русла больших и малых рек, многочисленные перевалы. «Татры» сравнительно легко преодолевали все эти препятствия, а поэтому значительно опередили основную колонну.

Отдых устраивали лишь в крупных населенных пунктах - Якутске, Хандыге, Усть-Нере, через которые проходил маршрут. Основная колонна автопоезда под руководством ветерана ВОВ П. М. Глушака в тяжелых климатических условиях, при морозах, достигавших порой -50 градусов и ниже, по сложным дорогам преодолела за 17 дней 3500 километров и 5 марта доставила в колымский поселок Дебин первую технику - экскаватор, два бульдозера, трейлер, трансформатор, два артиллерийских тягача, тракторный и автомобильный краны и другие грузы. В этом первом десанте приняли участие такие мужественные люди, как экскаваторщики И. И. Грулев, А. Т. Слободенюк, В. И. Похлебин, водители И. В. Обухов и А. Д. Алексеенко, бульдозерист Н. Г. Досманов, главный механик В. И. Власов и другие.

УДАРНАЯ СИЛА

Так было положено начало созданию на стройке такой ударной силы, какой стало управление механизации и транспорта. Этому коллективу прислал поздравительную телеграмму из Москвы начальник главка «Главвостокгидроэнергострой» Масловский: «Объявляю благодарность всем участникам знаменитого автопоезда, вписавшим первую яркую страницу в историю строительства первенца гидроэнергетики Дальнего Востока. С доставкой первой техники и грузов вы открыли зеленый свет стране.

Желаю дружной работы, здоровья, счастья».

Да, не всем выпадает такая честь быть в числе первых строителей ГЭС. Это доверяют лучшим гидростроителям, проверенным на стойкость и выдержку. Ну а если добился такого права один раз, то будешь стремиться к этому всю жизнь.

Для многих из тех, кто 5 марта 1970 года прибыл из Чернышевского в поселок Дебин, Колымская ГЭС, которую им предоставляло возводить, была не первой и даже не второй стройкой. Они принимали участие в возведении Вилюйской и других гидростанций страны.

Их не испугали ни колымские холода, ни трудности организационного периода. Дружно взялись за подготовку временной базы стройки. Почему временной? Да потому, что до основной, главной, им еще предстояло проложить дорогу.

Первым делом этот немногочисленный коллектив приступил к возведению склада для хранения строительных и запасных материалов, запчастей и других грузов, доставленных в Дебин. Кроме того, необходимо было за короткий срок подготовить все автомашины, разгрузить технику.

Всего за одну неделю механизаторы смонтировали экскаваторы Э-10011, кран КП-25, бульдозер и тракторный погрузчик. Каждый работал, не считаясь со временем. Цель у всех была одна - как можно быстрей создать маленький плацдарм для большого наступления. За короткий срок было построено временное жилье.

В зиму 1970 года в распоряжении первых строителей Колымской ГЭС было 24 балка. Коллектив первого участка механизации и транспорта «Колыма-гэсстроя» пополнялся. В него влились такие проверенные люди, как старший инженер ПТО Е. А. Шейнина, прораб Н. Т. Аминов, автоэлектрик Ю. Н. Акопов, бульдозерист Н. И. Аверков, электросварщик А. П. Гулаков, слесарь-монтажник А. К. Левашев, экскаваторщик Н. В. Кобылинский, бульдозерист А. Г. Рыжих, крановщик В. Н. Халтурин и другие. Численность коллектива достигла 80 человек.

Здесь трудились уже не только механизаторы, но и плотники, столяры, штукатуры-маляры и другие. Вот так и было положено начало созданию на стройке такой ударной силы, какой стало управление механизации и транспорта.

ВладимирДубинский
Директор музея ОАО«Колымаэнерго»

При подготовке статьи использовались материалы из архива музея истории ОАО «Колымаэнерго».
"Магаданская правда"









Колымские колонки