Затянуло колымское небо


Как корабль назовешь, так он и поплывет. Шесть лет назад на рынке авиаперевозок появилась новая компания ООО "Сибирская легкая авиация", сокращенно - СиЛА. Цель, которую преследует ее руководство, - развитие авиаперевозок на местных авиалиниях. Возникла СиЛА при поддержке более крупной авиакомпании "ИрАэро", осуществляющей воздушные перевозки на линиях средней и большой протяженности.

Сегодня "Сибирская легкая авиация" не без успеха развенчивает бытующее мнение о том, что малая авиация нерентабельна и бесперспективна. Несмотря на то что зарегистрирована СиЛА в Иркутске, все ее воздушные суда базируются в Магадане, здесь же находится и 90 процентов персонала. В данное время компания осуществляет перевозки пассажиров на самолетах Ан-28 в Сусуман, Ягодное, Омсукчан. Есть намерения охватить полетами и западную часть Чукотки, Якутию, но это уже перспектива. А пока…

- В течение года состоялось несколько встреч с губернатором Николаем Дудовым, где обсуждался вопрос полного присутствия нашей компании в Магадане. Не исключено, что уже в следующем году на Колыме будет своя авиакомпания, осуществляющая перевозки на местных воздушных линиях, - сказал генеральный директор ООО "Сибирская легкая авиация" Андрей БОГДАНОВ.

- Андрей Александрович, а как будет решаться вопрос технического обслуживания и ремонта воздушных судов?

- Так же, как сегодня: оперативное обслуживание осуществляется в Магадане, более серьезное - на Камчатке. Каждый из наших самолетов (парк состоит из 4 самолетов Ан-28) раз в 4 месяца туда направляется. Вообще, в процедуре поддержания летной годности воздушных судов участвует не только специализированное предприятие Петропавловска-Камчатского, но также представители завода-изготовителя, это КБ Антонова из Киева, представители ГосНИИ ГА и в заключение - сертификационный центр в Магадане.

- Как давно вы работаете в Магадане и сложно ли было принять решение прийти сюда, ведь еще года три назад Магадан-ская область являлась не самым привлекательным регионом для малой авиации?

- Появление нашей компании в Магаданской области явилось скорее всего не волевым решением, а результатом закономерной цепочки действий. В свое время здесь не стало "ЧукотАвиа", "Мавиала", более того, был период, когда не выполнялись рейсы в Эвенск. Как раз тогда же, в апреле 2006 года, "ИрАэро" выполняло рейс по маршруту Иркутск - Якутск - Магадан - Петропавловск-Камчатский. Буквально через 3 месяца самолет данной авиакомпании стал базироваться в Магадане, постепенно появлялась работа. В 2008 году администрация Магаданской области провела конкурс на перевозку пассажиров в Омсукчан. Так наша компания была естественным путем затянута в колымское небо, о чем сожалений нет.
С 2012 года сеть полетов значительно расширилась, в этом есть и наша заслуга, и заслуга областной администрации, и тех, кто живет и работает в Ягодном и Сусумане, им надо отдать должное. Конечно, в развитии малой авиации, а это характерно не только для Магаданской области, сегодня не все складывается гладко, но все трудности решаемы.

- И все же какая основная сложность, с которой пришлось столкнуться за период работы вашей компании на Колыме?

- Единственная, с которой мы не можем справиться, - это погода. Здесь она непредсказуема. Даже при том, что полеты у нас не протяженные (в среднем расстояние составляет 350 - 400 километров), выполнить их не всегда получается. Не редко бывает так, что в Магадане солнце, а в Омсукчане дождь. Рейс откладывается на сутки, и за это время погода меняется с точностью до наоборот.

ЛЕТЕТЬ ГОТОВЫ И НА ТЕНЬКУ

- Андрей Александрович, с этого года стали осуществляться полеты в Ягодное, Сусуман, как вы оцениваете состояние новых площадок, есть ли замечания у экипажей? После летного происшествия на Камчатке не могу не спросить и об их оборудовании наземными навигационными средствами.
- Наши экипажи собраны со всей России, у многих пилотов есть опыт работы за рубежом, то есть летчики прошли и повидали многое. Состояние посадочных площадок в Ягодном и Сусумане они оценивают как отличное. У нас не было ни одной задержки рейса из-за плохого состояния полос. Это говорит о том, что осуществляющие содержание площадок организации свою работу выполняют качественно.

Навигационные средства… Требований, что посадочные площадки в обязательном порядке должны быть оборудованы наземными навигационными средствами, нет. Самолеты Ан-28 позволяют выполнять заход на посадку как в визуальном режиме, так и по приборам. Посадочные площадки Ягодного и Сусумана не имеют точных систем захода, поэтому экипажи работают визуально. Безусловно, техническая возможность установить навигационное оборудование там есть, но оно будет стоить гораздо больше, чем затраты, направленные на эксплуатацию данных площадок. То есть пока в этом нет экономического смыcла.

Один из методов обеспечения безопасности - установка на самолетах системы раннего предупреждения приближения земли, а также навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Установленный комплекс показывает высоту с эшелона до касания, определяет точные координаты, прогнозирует время до касания исходя из скорости полета и угла наклона самолета. Все воздушные суда "Сибирской легкой авиации" оборудованы данными системами. Летчики получили дополнительный инструмент для обеспечения безопасности и на данный момент дают установленному оборудованию положительную оценку.

- Насколько мне известно, во время действия режима ЧС в Омсукчанском районе ваша компания осуществляла дополнительные рейсы, то есть возможность увеличения объемов перевозок есть. В то же время сегодня прорабатывается вопрос создания посадочной площадки в Тенькинском районе, вы готовы выйти на это направление?

- Да, в период ЧС наша компания совершила около десятка дополнительных рейсов в Омсукчан, и могли бы больше. Поэтому мы не просто ждем создания площадки в Тенькинском районе, но и сразу после Нового года готовы принять в этом активное участие.

- Ваша компания эксплуатирует Ан-28, не так давно вы приостанавливали полеты, это как-то связано с данным типом воздушных судов? Не планируете ли вы следовать тенденции крупных авиакомпаний: приобретать зарубежные самолеты?

- Назначенный ресурс наших самолетов позволяет выполнять полеты до 2020 года. При ограничении налета 15 тысяч часов наши воздушные суда имеют налет от 3 до 4 тысяч, как видим, запас еще большой.

Процедуру поддержания летной годности самолеты проходят ежегодно и без проблем, а летать мы перестали в связи с тем, что в прошлом году случился ряд катастроф, ужесточились требования, и тот эксплуатант, который предоставлял нам флаг - компания "РегионАвиа", - не смог подтвердить соответствие требованиям к экс-плуатанту. Процедура оформления с мурманской компанией, под чьим флагом мы сегодня работаем, заняла около 7 месяцев.

Как я уже сказал, ресурс наших самолетов рассчитан до 2020 года, то есть осталось 7 лет. Наша задача - за это время сформировать костяк летного и технического персонала, организовать работу на рынке, а с 2015 - 2016 года начать освоение новой техники, чтобы к выходу заслуженных надежных Ан-28 на отдых полностью была сформирована замена.

Заменить есть на что, сегодня рынок предлагает самолеты аналогичного класса, например, Л-410 или DHC-6 Твин Оттер. Все варианты нами отслеживаются и анализируются. Если говорить о надежности техники, то она - плод разума и рук человека. Существуют процедуры, которые проходят самолеты, есть ограничения, в рамках которых производители гарантируют надежность и безопасность. Но, признаюсь, если бы производство Ан-28 или его модификации Ан-38 не прекратилось или было бы сегодня возобновлено, то другие варианты мы даже не рассматривали бы. Ан-28 - это надежная, современная, экономичная машина, не имеющая аналогов в мире.

- Андрей Александрович, в последнее время малая авиация Колымы, можно сказать, оперилась, огромная поддержка ее развитию оказывается и администрацией Магаданской области, как мне кажется, эта ниша становится лакомым кусочком, не боитесь ли вы конкуренции?

- Здесь не все так однозначно. С одной стороны, летаем, авиабилеты недорогие, администрация субсидирует, но не все получается, как запланировано. В частности, наша экономика напрямую зависит от количества совершенных рейсов, но вот буквально вчера из-за неблагоприятных метеоусловий были отменены два рейса, а это уже потеря около 10 процентов месячного дохода, которая ничем не будет восполнена.

Конкуренту сюда прийти непросто, для этого необходимо перегнать, как минимум, три самолета под действующее расписание. А экипажи? Надо, чтобы и люди захотели сюда поехать работать. Конечно, я не говорю, что такое совсем невозможно. Сегодня у нашей компании только три конкурентоспособных авиаперевозчика. Но если они придут сюда, СиЛА вынуждена будет идти работать на их территории - это рынок.

Завершающийся год для ООО "Сибирская легкая авиация" стал неплохим: осуществляются полеты по новым направлениям, продлена летная годность четырем самолетам, обучен новый летный и технический состав, организована удобная система продажи билетов. Если, например, в Хабаровске, на Чукотке и Камчатке пассажиры никогда заранее не знают точное время и дату вылета на местных авиалиниях, то в Магадане организована электронная регистрация, то есть наши малые крылья стараются не отставать от сервиса большой авиации. В планах руководства компании дальнейшее расширение географии полетов и наращивание объемов перевозок. Как сказал генеральный директор ООО "СиЛА" Андрей Богданов, компания не претендует на то, чтобы полностью захватить пассажирские перевозки, всегда находятся те, кто, например, из Хабаровска в Москву едут поездом, но авиация предлагала и предлагает альтернативу и дополнительный комфорт.

Глеб БОЯРКИН.

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"









Колымские колонки