Кого принять в семью учителей?


Перед началом каждого учебного года кадровая проблема в школах области встает в полный рост. Нынешний не стал исключением. Но надежда на перемены все-таки появилась.

ИЩЕМ ПО ВСЕМ ГОРОДАМ И ВЕСЯМ...

На начало учебного года в школах области, по данным департамента образования, сохранялось 46 вакансий, причем более всего они нуждаются в учителях иностранного языка - 14 вакансий, вдвое меньше требовалось преподавателей физкультуры, русского языка и литературы (7), математики (4), химии и географии (3), истории, физики, информатики, биологии (2). Наибольший дефицит кадров наблюдается в школах города Магадана, Хасынского, Омсукчанского, Северо-Эвенского районов.

Сейчас сохраняется потребность в педагогах в селах Тауйск и Тахтоямск Ольского района. На сегодня нет преподавателя географии в Ягодном, куда приехал учитель из Украины, но ему не понравилось, развернулся и был таков. В ряде школ не хватает химиков и биологов. Нужны преподаватели русского языка и литературы в школах поселков Дукат и Омсукчан.

Как решается проблема? Приглашением специалистов. Причем за нее берутся не только руководители муниципальных управлений образования, директора школ, но и сами ребята. Мы уже рассказывали, как ученики Сусуманской средней школы № 1 подготовили спецвыпуск школьной газеты «Переменка», в которой писали: «Нашей школе в этом году исполняется 73 года, и насчитывает она много хороших памятных событий. Но, к сожалению, в последнее время, как и во всей стране, есть проблема: нехватка молодых специалистов. У нас нет учителей английского языка, музыки, математики. Поэтому мы, учащиеся и члены управляющего совета, решили обратиться ко всем выпускникам высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири. Хотим познакомить вас, дорогие наши будущие учителя, с нашей любимой школой, в которой будем вместе учиться, общаться и творить. Мы надеемся, что вы не оставите без внимания наше обращение к вам».

К счастью, на такой призыв некоторые учителя откликнулись, и нынче в Сусуманской школе № 1 начали свою «педагогическую поэму» два молодых специалиста: преподаватель английского языка приехала из Украины, а математики и информатики - по окончании СВГУ. Причем Зоя Александровна Чаусова вернулась в родную школу, которую окончила 5 лет назад, после учебы по целевому направлению. Хотя большинство ее ровесников, даже получая прекрасную возможность обучиться за счет средств района, а потом и трудоустроиться там без проблем, на выходе не спешат возвращаться в поселки. Университет ведет набор по целевой контрактной подготовке на бюджетные места, однако при анализе трудоустройства выясняется, что возвращаются на работу в глубинку лишь единицы: так, в 2009 году выпуск по ЦКП составил 50 человек, из них только 5 вернулись на свои места, в 2010-м из 29 - трое, в прошлом из 37 - лишь двое.

Ищут и другие пути решения вопроса.

- У нас уже появились новые педагоги - учитель информатики в средней школе и английского языка в начальной, - сообщил руководитель Управления образования администрации Ягоднинского района Дмитрий Вавилов. - После того как по областному и центральному телевидению прошел сюжет о нехватке педагогов в районе, 8 человек изъявили желание приехать к нам из других регионов. Правда, не на своих, а на приезжих мы особенно и рассчитываем, их привлекает разница в заработной плате, что, несомненно, в нашу пользу, даже для начинающих педагогов оплата на ставку от 14 до 25 тысяч, и возможность получения своей квартиры. В поселках - Синегорье, Оротукане, Дебине - жилье для них есть. А в райцентре нет своего жилфонда, потому квартиры Ягодном приезжим не гарантируем, пока не достроят здание, в котором под служебный наем будут выделять квартиры учителям и врачам.

Как рассказал начальник Управления образования администрации Омсукчанского района Владимир Глазков, в последние три года молодых учителей приезжало мало:

- В среднем прибавлялось по одному молодому специалисту в год. Даже несмотря на все действующие льготы: выплату подъемных, компенсации в сумме 250 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет, оплату проезда, провоза багажа, обеспечение жильем (благоустроенной квартирой!), привлечь сюда педагогов очень сложно. Не хотят ехать в отдаленный Омсукчанский район молодые учителя. Лет семь назад за счет средств районного бюджета в Магадане обучалось 5 выпускников школ, но никто из них не вернулся обратно. Причины разные: замужество, болезнь, рождение ребенка, а некоторые так и не окончили вуз. Не желая больше прибегать к столь ненадежному способу привлечения специалистов, мы пошли по другому пути и теперь активно привлекаем педагогические кадры из центра, в основном из российских регионов. В этом году педагогический коллектив средней общеобразовательной школы поселка Омсукчан пополнился 4 педагогами: учителями химии, физики, начальных классов, истории. Директор школы Марина Викторовна Астахова проводит большую работу в этом направлении. А кто ищет, тот находит.

Всего же, по данным департамента образования, к началу учебного года в школы области прибыл 61 учитель, из них 22 - из других регионов. В Омсукчанский, Ягоднинский, Сусуманский, Тенькинский и Хасынский районы приглашены 23 педагога из других регионов (Украины, Бурятии, Иркутской и Белгородской областей). Но в двух районах - Среднеканском и Северо-Эвенском - не произошло обновления кадров.

Вновь прибывшим учителям, молодым специалистам предложено служебное жилье. Но его отсутствие в городе Магадане и Ольском районе - основное препятствие для более широкого привлечения учителей из других регионов.

РАСЧЕТ НА МОЛОДЫХ

Что касается молодых специалистов, то нынче в школы Магаданской области их пришло 39, а из них: 7 учителей иностранного языка - выпускники СВГУ, Дальневосточного института иностранных языков, Черкасского национального университета, Омского педагогического колледжа; 9 учителей истории и обществознания, причем среди них только один - выпускник Белгородского государственного национального исследовательского университета, а остальные 8 из СВГУ; 7 учителей начальных классов (СВГУ - 6, Луганский государственный национальный университет им. Шевченко - 1).

И тут возникают вопросы: а где же наши специалисты и почему их все-таки мало? Казалось бы, область вполне мог обеспечить кадрами Северо-Восточный государственный университет. Многие помнят, что его альма-матер - Магаданский государственный педагогический институт, первый вуз на Крайнем Северо-Востоке, был организован в 1960 году на базе существовавшего с 1955 года педагогического училища. Помнят еще и потому, что прежние его выпускники и сегодня составляют основу педагогического сообщества. Но они потихоньку уходят, и стоит задуматься, кто придет им на смену.

И тут вся надежда на молодых. Но статистика прошлых лет свидетельствует: выпускники педагогических специальностей неохотно идут работать в образовательные учреждения: в 2008 году в школы пришли 14 человек, в последующие два года их число увеличилось аж на 2 человека, и только в 2011 году их было 24, из них 13 поехали работать в районы области.

МОТИВАЦИЯ - ПО СИТУАЦИИ?

А теперь о причинах такого нежелания отправляться в глубинку. Сегодня уже стыдно говорить о слабой социальной защищенности педагогических работников, для их поддержки предусмотрен целый комплекс мер.

- Прежде всего, - пояснила начальник Департамента образования администрации Магаданской области Елена Алексеева, - осуществляется поэтапное повышение заработной платы педагогическим работникам. Молодым учителям предусмотрено предоставление ипотечного кредита, выделяется муниципальное жилье для приглашенных специалистов. В ряде районов кроме служебного жилья, выплаты подъемных разработаны дополнительные меры социальной поддержки: ежемесячные надбавки педагогам образовательных учреждений, удаленных от административного центра области, за квалификационную категорию, за звание «Почетный работник образования Магаданской области». Доплаты идут и молодым специалистам, окончившим с отличием учреждения высшего и среднего профессионального образования. Значительно расширен набор мер по стимулированию и поощрению лучших педагогов области. Организованы конкурсы для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и педагогических коллективов, внедряющих инновационные образовательные программы, «Учительская династия» и другие, что дает им новый творческий импульс.

И это несмотря на то, что условия сегодня для начинающих педагогов, как говорится, тянут на миллион: им каждый отработанный в школе год будет приносить по 200 тысяч доплаты, и так в течение трех лет.

Но и это не привлекает. Говорят, в поселках делать нечего - развлечений никаких, пойти некуда, заняться нечем. А может, оглядеться вокруг и посмотреть, чем заполнен досуг старых учителей? Самообразованием - да. Спортом - возможно. Творчеством - несомненно. Они ходят с ребятами в походы, поют, танцуют, организуют школьные музеи, театры и газеты, кружки и интеллектуальные игры.

РАЗВЕРНУТЬСЯ ЛИЦОМ К ШКОЛЕ

- Но и нам уже пора развенчать миф о том, что не идут наши молодые специалисты в школы, - заявил проректор по научно-воспитательной работе СВГУ Роман Корсун. - В последние два года выпускники развернулись лицом к образовательным учреждениям, причем в школы идут лучшие из них, с красными дипломами. Вот только что мы присутствовали на вручении премий мэра Магадана 26 молодым специалистам, приступившим к работе в школах города. Ситуация стала меняться, когда им предложили большие льготы и увеличилась заработная плата.

В этом году университет выпустил 319 специалистов, из них больше 126 - по педагогическим специальностям. В образовательные учреждения области пошли работать 23 человека. Куда конкретно, рассказала руководитель отдела содействия занятости, трудоустройства и практик СВГУ Галина Кунцевич:
- Больше всего в поселки отправилось социальных педагогов - по одному в Сокол, Синегорье, Усть-Омчуг и двое в Олу. Туда же отправился один молодой историк, а еще трое остались в областном центре. Преподаватель информатики поехала в город Сусуман. Два математика пополнили школы Усть-Омчуга и один - лицея № 30 в Магадане, сюда пришел и новый учитель английского языка. В лицее № 1 им. Н. К. Крупской устроились учителя физики и английского языка. Все три преподавателя русского языка и литературы остались в городе - один в школе № 15 и двое в Английской гимназии. Сюда же пришла молодая учительница начальных классов, а еще одна - в школу № 4, которая в этом году пополнилась тремя молодыми специалистами, в том числе двумя из прошлогоднего выпуска. Тут надо заметить, что кое-кто из них, не устроившись сразу, походил-подумал и пошел в школу: так, 5 человек пришли в магаданскую школу № 7.

В этом году в Северо-Восточный государственный университет принято на бюджетной основе 297 студентов, 34 - по целевому договору. Нынче самый большой конкурс был среди физиков и математиков, а наиболее непопулярным оказался филологический факультет. Педагогические специальности выбрали 95 человек и еще 20 - психолого-педагогические.

Кто из них по окончании университета вольется в школьные коллективы, покажет время. Но есть надежда, что молодых учителей будет больше.
А пока коренного перелома в кадровой проблеме в школьном образовании не произошло. На ее разрешение могло бы повлиять возрождение системы обязательного распределения выпускников. С этим согласны многие. Рынок рынком, а потраченные на обучение деньги надо возвращать своим трудом.

Вера ДИДЕНКО.

Автор:  Вера ДИДЕНКО "Магаданская правда"









Колымские колонки