…Когда зима захороводит


Для кого-то зима - пора развлечений: катание на лыжах и коньках, снежки и санки, прогулки под пушистыми белыми облаками из нежных хлопьев, романтика и запах Нового года…

Но есть одна очень нужная в эту пору служба, работники которой к белому покрывалу, окутывающему город, относятся не так поэтично, ведь уборка снега - основной вид их деятельности зимой. Речь идет о ГЭЛУДе, самой востребованной муниципальной структуре в холода и вьюгу для любого из горожан, передвигающегося пешком или на собственном авто. О сделанном за прошедшее лето и планах на ближайшие месяцы корреспонденту "МП" расскажет директор этого предприятия Петр КОСТЮКОВ.

Снег времени не выбирает

С этим утверждением невозможно не согласиться, особенно вспоминая начало каждой из зим, когда движение на дорогах оказывается фактически парализованным. Готова ли техника к неожиданностям этого года?

- На начальный период - да, техника переоборудована и готова, - уверяет Петр Петрович. - Сами понимаете, не вся. Сегодня мы занимаемся текущим переоснащением. 60 % парка машин уже сейчас могут спасать город от снега. Вообще число снегоуборочной техники остается на уровне прошлого года, за исключением того, что взамен устаревших и уже списанных мы закупили три новые комбинированные дорожные машины, сделанные на базе КамАЗ. Ориентировочно в ноябре они поступят в Магадан, плюс первичное обслуживание - к концу ноября их выпустят на линию.

- Не обижайтесь, но в начале каждой зимы создается стойкое ощущение, что справляться вам сложновато. Что тому виной? Техника, люди?

- Что касается людей и техники, отвечу так: расчетная нормативная численность ГЭЛУДа для нашего города - больше 600 человек, но это нереально. У нас работают 230 специалистов, и только шестая их часть непосредственно на дороге. Ко всему прочему появилась текучесть кадров из-за того, что вахтовым методом в золоторудных компаниях, например, можно заработать больше, это не секрет, поэтому сейчас острее, чем когда-либо, появилась потребность в дорожных рабочих, машинистах грейдера, водителях. Когда идет снег, в смену выходят от 6 до 9 комбинированных дорожных машин, но если брать нормативы расчета техники согласно производительности, то в Магадане должно выходить до 19 КДМ. Это в идеале, и редко какой город таким похвастается. Из года в год идет наращивание мощностей. За последнее время заменили 4 грейдера еще советского производства новыми немецкими фирмы "Катерпиллер". Обновляем в соотношении единица на единицу, но в пользу увеличения производительности.

- А еще когда-то слышала, что из-за того, что ночные смены для работника оплачиваются выше дневных, стараетесь чистить город исключительно в светлое время суток из экономии. Как прокомментируете?

- Впервые слышу! Наше учреждение круглосуточное, каждый из работников выходит сменами дважды в день, дважды в ночь, двое суток отдыхает. Когда идет снег, люди работают по 11 часов и идут домой только спать. Ночью пытаемся сделать больше, потому что так быстрее, чем днем, когда город запружен машинами и людьми.

Кладут ли асфальт в дождь?

Признаться, этот вопрос волновал очень многих магаданцев, неоднократно звонивших в редакцию с жалобами на увиденное. Специалисты утверждают, что температура асфальта так высока, что влажное покрытие под ним (исключая лужи и лед) укладке совсем не помеха, а тормозить работы иногда гораздо дороже, чем их завершить.

- По нормативам в дождь укладывать асфальт не рекомендуется, и мы не укладываем, - объясняет П. Костюков. - Но возникают такие ситуации, когда уже произведено определенное количество асфальта, он погружен в машины (в одном кузове его больше чем на 50 тыс.), и вдруг пошел дождь. Вообще, кладем на вяжущую поверхность или щебень, поэтому дождь - это не критично. Но участок замечается, контролируется. Как правило, ничего плохого не происходит.

- Спросила потому, что это лето, особенно вторая половина, выдалось очень дождливым. Но, насколько знаю, это не помешало вам выполнить все, что задумали.

- Действительно, удалось сделать много, уложили порядка 30 тыс. тонн асфальта в 160 кв. м покрытия. Больше 4 тыс. кв. м - тротуары, 10 тыс. кв. м - дворовые территории, остальное - проезды и дороги. Исключение составил пр. Ленина, который не тронули, хоть он и значился в планах, решили полностью взяться за него в следующем году. На 2013 год учредитель уже дал нам задание наращивать объемы в связи с покупкой новой асфальтобетонной установки - с 30 до 45 тыс. тонн асфальта.

Соль с песком или реагент?

Эта дилемма муссируется в средствах массовой информации и среди простых горожан второй год подряд. Сейчас и вовсе неясно, будут ли посыпать дороги реагентом "Бионорд" или любым другим, а может, обойдутся песко-соляной смесью. Вряд ли поспоришь, что применение этого химического вещества делает дорогу безопаснее с точки зрения сцепления колес с асфальтом.

- "Бионорд" пока рассыпать не будем, - уверяет Петр Костюков, - пускай компетентные органы решают, возможно ли его применение на нашей территории. На данный момент у нас есть порядка 600 тонн технической соли, сейчас завозим песок, к концу октября будем готовить песко-соляную смесь. Ради справедливости скажу, что уже с первым снегом автолюбители поймут, что такое зима с реагентом и без него. Песко-соляная смесь не защищает от наката и стекловидного льда. В любом случае реагент нужен, потому что в последние годы ГАИ обострила свое внимание к состоянию дорожного полотна и ее требование - абсолютно чистый, нескользкий асфальт в течение всего года. Заявку о том, что нам нужно порядка тысячи тонн реагента, мы подали. Если компетентные контролирующие органы скажут, что ничего плохого от его применения не произойдет, тогда объявят аукцион и его закупят.

С вопросами о том, будут или нет использовать "Бионорд" и как он влияет на окружающую среду, корреспондент "МП" обратилась к Елене Таракановой, начальнику отдела экологической безопасности Департамента САТЭК мэрии г. Магадана.

- Уральский завод противогололедных материалов, производящий "Бионорд", подал нам необходимую документацию. Мы обратились в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды. Получено экспертное заключение из этого НИИ вместе с протоколом химических анализов, по которому "Бионорду" присвоен 4-й класс опасности (т. е. реагент может оказывать незначительное влияние при превышении концентрации и изменении технологий использования). Также отобранные пробы "Бионорда" были отправлены в г. Черноголовку, где находится Аналитический сертификационный испытательный центр РАМН. Полученные данные отправим в Росприрод- и Роспотребнадзор, на основании их заключений сделаем свои выводы. Но окончательное решение все же примет мэр Магадана. Ориентировочно, если результат окажется положительным и у мэрии останутся финансы на приобретение реагента, к концу января произойдут первые поставки. Если нет, песко-соляной смеси будет достаточно для удовлетворения потребностей города. Также многое будет зависеть от метеосводок.








Колымские колонки