20 лет после Гайдара


Как регион пережил годы новейшей истории?

20 лет назад и. о. главы правительства Егор Гайдар побывал с незапланированным визитом на Колыме и произнес знаменитую фразу: «Север перенаселен. Наша стратегическая линия - постепенное сокращение его населения за счет миграции». С этими словами многие до сих пор связывают начало массового оттока населения из региона и закрытие колымских поселков. Где миф, а где - реальность?

Неперспективные…

Гвардеец, Комсомолец, 3-я пятилетка, Разведчик - эти и многие другие поселки, жившие за счет приисков, закрылись еще в советские годы. Кто-то из жителей перебирался в соседние поселки, кто-то покидал Колыму навсегда.

Зато в 90-е благодаря гласности о крушении маленьких и не очень трассовских поселков знали уже все. Статус неперспективных вместе с ними получили и «регионообразующие» профессии. Государство прекратило вкладывать деньги в строительство и горную отрасль, на мировом рынке снижалась цена на золото. И если в 90-м году в Магаданской области проживало 389 тысяч человек, то в 2002-м - всего 183 тысячи, а в 2012-м число колымчан снизилось до 154 тысяч.

«Советская модель госполитики и поддержки рухнула. И 90-е доказали: все, что было создано в 30-70-х годах, не сделало территорию устойчиво обжитой. Например, в 60-х текучесть кадров на Севере достигала 30%, - поясняет знаток истории Дальстроя и советского Севера доктор исторических наук Анатолий ШИРОКОВ. - Люди даже по трехлетнему контракту не могли отработать. Основной причиной разрыва трудового договора было отсутствие жилья».

Сокращаться уже не будем

Отток колымчан с Крайнего Севера продолжается и сейчас. В числе неперспективных и попавших под расселение находится еще 6 населенных пунктов, объективно есть еще претенденты на закрытие. Но региональные власти сокращать число поселков не планируют, при этом искусственно создавать рабочие места в глубинке не будут, делая упор на вахтовое освоение недр.

«Даже крупные месторождения «Наталка», «Павлик», рассчитанные на 40-50 лет отработки, будут осваиваться вахтовым методом. А региональная казна будет вкладывать деньги в развитие опорных населенных пунктов: в Магадан, районные центры и уже существующие поселки», - отмечает первый замгубернатора Николай КАРПЕНКО.

Что дальше?

До экономического дна регион дошел в конце 90-х, а последствия расхлебываем до сих пор. По словам Н. Карпенко, только на снос ветхого и аварийного жилья потребуется еще лет пять. Если раньше в регионе возводилось до 200 тыс. кв. м жилья, то сейчас, после долгого простоя отрасли и высокой потребности в квадратных метрах, возводится десятая часть от прежнего объема - столько «квадратов» сдавали в одном только «советском» Магадане.
Перспективы добычи золота отрадней. Ставка делается на сложную в извлечении руду. Через 2 года недропользователи планируют добывать 15 тонн рудного золота, через 7 лет - 40-50 тонн, через десятилетие - уже 60-70 тонн. Таких показателей в советские годы не было даже по россыпному золоту.
«Богатство региона - в недрах: кроме золота и серебра, это еще и медь, железо, уголь, нефть, газ. Инвесторы у региона есть, но все упирается в сложную, длительную процедуру лицензирования. На это уйдут годы», - констатирует Н. Карпенко.

Годы нужны и на развитие инфраструктуры: строительство металлургических и медеплавильных комплексов, железной дороги, еще двух морпортов - в Северо-Эвенском и Омсукчанском районах. После визита Гайдара такие планы казались научной фантастикой. Поскорее бы стали реальностью…
Лидия ДЛИННЫХ

Автор:  Лидия ДЛИННЫХ "АиФ-Магадан"









Колымские колонки