/ / Быстрый и мертвый.


 

Быстрый и мертвый.

14.09.2009 "Колымский тракт"
 

Версия для печати    Отправить сообщение об ошибке

 
 
Тема сегодняшней публикации - будет незабываема тем кот постоянно имеет дело с Колымской трассой, особенно жителям районов области, для которых автотранспортные пассажирские перевозки за редким исключением - единственный способ выбраться в Магадан и дальше, в цевилизацию, на материк.

На первый взгляд никаких проблем: рейсовые автобусы ходят, хоть и не так часто, как раньше, и даже если их нет (как в Среднеканском районе), всегда можно заказать маршрутное такси.

Благо, стикерами с телефонами диспетчерских служб, принимающих заявки, пестрят вес придорожные кафе, столбы, заборы и стены автовокзалов, их печатают районные газеты, дают бегущей строкой местные студии телевидения.

УДОБНО: позвонил, заказал место в микроавтобусе, который в назначенный час прибудет прямо к твоему подъезду и высадит в пункте назначения там, где ты скажешь. БЫСТРО: таксисты и в городе отличаются от других водителей лихостью, а уж на трассе и вовсе не стесняются в выборе скорости, домчат с ветерком в три счета. Правда, несколько

НАКЛАДНО: стоимость проезда в маршрутном такси выше автобусной на 200-300 рублей, да за сумку вместо полтинника с тебя возьмут двести целковых, ведь багажного отделения в микроавтобусе не предусмотрено. Но переплата • мелочи по сравнению с тем, что еще это - ОПАСНО, и кто-то из пассажиров маршруток платит за проезд своими жизнями и здоровьем.

29 декабря 2008 года в семье Марины Петровны Булатовой из поселка Ягодное случилась трагедия: ее зять Максим Шерепкулов, 1980 года рождения, в районе 23 км основной трассы попал в ДТП в сусуманской маршрутке, едущей в Магадан.

Водитель такси и сидевшая впереди пассажирка погибли на месте, для всех остальных поездка закончилась стационаром. Максим попал в реанимацию, где на пятые сутки, так и не придя в сознание, умер, оставив на этом свете безутешных родителей и беременную жену-студентку, теперь уже вдову.

Он и ехал к ней в Магадан, чтобы вместе встретить Новый год. Заранее позвонил в сусуманскую диспетчерскую, заказал такси. Около 12 часов следующего дня к подъезду Максима подъехал микроавтобус, и он отправился к жене, радуясь скорой встрече...

Горе, постигшее родных Максима, подвигло их на поиски виновного, которые привели в тупик.

- Следователь следственного комитета отказал в возбуждении уголовного дела, - рассказывает М.П. Булатова, - объяснив это тем, что виновник дорожно-транспортного происшествия - 65-летний водитель маршрутки Валико Болотаев - погиб и спрашивать не с кого.

Со слов работников правоохранительных органов, документы на его микроавтобус не нашлись. Кстати, у многих пассажиров тогда пропал багаж. Прошла также информация, что данное транспортное средство вообще нигде не было зарегистрировано.

А как же фирма, в которой работал этот таксист? Разве она не должна нести ответственность за своего работника? - продолжает М.П. Булатова. - Максим же не попутку поймал на улице, он обратился в компанию, предлагающую услуги по пассажирским междугородным перевозкам!

Раз правоохранительные органы прекратили следствие, мы попытались самостоятельно выйти на руководителя этой фирмы. Это оказалось не так-то просто: долгое время мы не могли выяснить его личность. Потом он скрывался, не шел на контакт, но все же был вынужден поговорить с нами по телефону.

Бригадир таксистов заявил, что Валико занимался частным извозом, к компании не имел никакого отношения и вообще непонятно, откуда он взялся.

Вот и тупик. С кого почерневшим от страшной потери родным Максима спросить за то, что, по утверждениям выживших пассажиров, водитель злосчастного такси постоянно отвлекался в пути, звонил по мобильному телефону, гнал с большой скоростью, не обращая внимания на сильный снегопад и скользкую дорогу, в результате чего не справился с управлением и произошло столкновение?

Возможно, Булатовы-Шерепкуловы и махнули бы рукой, не стали дальше заниматься правдоискательством, если бы этот случай был в области единичным. Однако в конце июня на 360-м км основной трассы в ДТП опять по вине водителя попала еще одна маршрутка, направлявшаяся из Сусумана в Магадан, той же самой фирмы.

Во всяком случае, пассажиры, ехавшие в ней, делали заявки по тем же телефонам: 8-951 -294-61 -41, (8-413-45) 2-25-63,66-36-18. Печальный итог очередного происшествия: два трупа (один из которых - опять водительский) на месте, еще один - в реанимации, у остальных пассажиров - травмы различной степени тяжести.

По словам М.П. Булатовой, только за последний год это уже третья авария на трассе с участием маршруток из упомянутой организации.

Марина Петровна рассказала и такую историю из своей практики. Она медик, работает фельдшером в "Скорой помощи" поселка Ягодное. В конце апреля, во время ее дежурства, поступил вызов. 58-летний водитель маршрутного такси, следующего из Магадана в Сусуман, жаловался на почечную колику (в анамнезе мочекаменная болезнь указана).

При оказании помощи выяснилось, что давление у водителя зашкаливает за 200. "Как же вы повезете пассажиров? У вас полный микроавтобус людей!" - спросила медработник, на что водитель ответил: "Да ничего, нормально. Что тут до Сусумана - сто километров добежать!".

- После этого случая у меня возник большой вопрос: проходят ли водители такси перед выходом на линию медицинский осмотр? - спрашивает М.П. Булатова. - Есть ли у них возрастной ценз?

Согласитесь, что в 65 лет физическое здоровье далеко не всякого человека позволяет управлять транспортом, да еще на такие расстояния в наших непростых дорожных условиях. Контролирует ли кто-нибудь техническое состояние автомобиля перед рейсом?

В конце концов, кто может дать гарантию, что завтра трагедия, произошедшая в нашей семье, не повторится у кого-то еще? - И отвечает сама себе: - Думаю, что никто. Поэтому и хочу предупредить людей: прежде чем набирать номер такси и подавать заявку, подумайте, стоит ли рисковать своими жизнями?

Ведь в случае чего и привлечь к ответу будет некого, виновных не найдешь. Получается, что человеческая жизнь ничего не стоит.

Может, все-таки стоит? Попробуем это выяснить.

Позвонив по одному из вышеуказанных телефонов такси, я попросила соединить с руководителем. Диспетчера, судя по голосу, даму средних лет, просьба насторожила. Она стала выпытывать, по какому вопросу я ищу начальника, кто я и откуда, а после сказала, что руководителя, как такового, нет; собственно, и предприятия не существует, а она просто отвечает на звонки и принимает от граждан заявки. "Кто их (заявки) обслуживает?" - "Индивидуальные предприниматели". "Как они выходят на вашу диспетчерскую службу?

Каким образом вы оформляете с ними трудовые отношения?" - "Наша бригада существует давно, все друг друга знают, а как они работают, мне неведомо, я человек маленький", "Могу я пообщаться с вашими водителями, хотя бы с одним?"

- "В данный момент в городе никого из водителей нет, все на трассе. Да и не захотят они с вами разговаривать".

Права была диспетчер: на оставленный ей номер моего мобильного никто из таксистов так и не позвонил

Свет на суть проблемы пролил заместитель начальника транспортного отдела Департамента дорожного хозяйства и транспорта (ДДХиТ) администрации Магаданской области Сергей Сергеевич Ерохин:

- До 2005 года все виды пассажирских перевозок лицензировались независимо от вместимости транспортного средства. Лицензионные требования включают в себя необходимость проведения предрейсового медицинского осмотра, выписку путевых листов, контроль водительской дисциплины и технического состояния транспортного средства и очень жестко контролируются Управлением государственного автодорожного надзора по Магаданской области.

С 17 июля 2005 года лицензирование перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автотранспортом вместимостью до 8 человек было отменено, что вызвало бум на рынке перевозок: появилось много частных предприятий, еще больше - индивидуальных предпринимателей, занявшихся перевозкой пассажиров в режиме легкового такси как в Магадане, так и на пригородных и междугородных маршрутах с использованием микроавтобусов импортного производства.

- Так это же здорово! Выбор, здоровая конкуренция и все такое...

- По поводу здоровой конкуренции сомневаюсь - информация на этот счет противоречивая, но проблемы возникли сразу. И первая из них: с появлением предприятий и индивидуальных предпринимателей (для удобства будем продолжать называть их "таксистами1"), осуществляющих таксомоторные перевозки в пригородном и междугороднем сообщении.

Начали поступать жалобы о снижении пассажиропотока от перевозчиков, имеющих лицензии и осуществляющих регулярные автобусные пассажирские перевозки.

И это неудивительно: таксисты предлагают гражданам очень удобную схему: хорошее диспетчерское сопровождение, предварительный заказ места в салоне по телефону, посадка у самого дома пассажира, остановки по требованию. Как правило, они раздают пассажирам визитки с телефонами диспетчеров, так что они всегда под рукой в нужный момент..

Зачастую таксисты перехватывают пассажиров на автовокзалах при посадке в рейсовый автобус, соблазняя более комфортными условиями поездки и скорой доставкой до места назначения (за счет чего это происходит - тема отдельная), что создает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций.

Результатом развития таксомоторных перевозок стало снижение объема пассажирских перевозок в регулярном пригородном и междугороднем сообщении и, как следствие, снижение частоты рейсов. В частности, с апреля 2008 года по маршруту Магадан - Сусуман частота сократилась с семи до четырех рейсов в неделю, а по маршруту Магадан - Омсукчан, начиная с декабря 2007 года, -с четырех рейсов в неделю до двух рейсов в месяц.

- То есть почти все пассажиры на этих линиях ездят не на автобусе, а на такси?!

- Таксомоторные перевозки, несмотря на более высокий уровень оплаты проезда (от 1,5 до 3 тысяч рублей в один конец), при-влекаютзначительное количество платежеопособного населения области.

А, например, на маршруте Сеймчан - Магадан в конце 2007 года вынужден был уйти ИП СЮ. Будзинский, осуществлявший заказные автобусные перевозки с частотой один рейс в неделю» и теперь сеймчанский пассажиров возяттолько таксисты.

В течение сентября 2008 года ОАО «МПАП» поэкспериментировал на этом маршруте: один раз в неделю в Сеймчан ходил пассажирский автобус. Но поскольку рейсы оказались невостребованными - загрузки автобусов не было вообще, предприятие отказалось от этого маршрута.

Причина та же: на сеймчанском направлении развита сеть такси.

Кстати, мы обращались к главам районов области, просили в рамках их полномочий упорядочить деятельность таксистов, разработать какую-то нормативную базу, чтобы никто никому не мешал и были установлены цивилизованные правила организации пассажирских перевозок. К сожалению, поддержки не последовало.

- Но рынок есть рынок. Люди вправе выбирать то, что им кажется удобнее, выгоднее, лучше.

- Давайте сравним. Со стоимостью билетов мы уже определились: проезд у таксистов дороже, чем в рейсовых автобусах.

Во-вторых, перевозчики, имеющие лицензию, неукоснительно соблюдают лицензионные требования. В частности, по допуску водителей на регулярные пассажирские перевозки: у водителей обязательно должна быть категория «D», предусматривающая управление пассажирским автотранспортным средством с числом мест более восьми, и при работе на междугороднем маршруте, помимо категории «D», должен быть непрерывный стажработы по перевозке пассажиров не менее трех лет.

Это настоящие профессионалы.

У таксистов вполне достаточно наличие категории "В", предусматривающей управление автомобилем с числом мест не превышающем восьми, причем все чаще ими становятся люди без водительского стажа вообще, получившие водительские права только вчера.

В-третьих, у перевозчиков с лицензией ужесточено требование по проведению техосмотра автотранспорта - он проводится два раза в год. Про предрейсовый медицинский осмотр, контроль водительской дисциплины и технического состояния автобусов мы говорили выше.

- Но на рейсовые автобусы порой нельзя смотреть без жалости -такие они старенькие, изработанные...

- Это, к сожалению, так. Уменьшение доходности перевозчиков не позволяет решать проблему обновления парка пассажирского автомобильного транспорта, износ которого составляет до 95%, что приводит к использованию автобусов ЛАЗ, ПА31987-1993 годов выпуска. Помимо дороговизны, отечественные автобусы не приспособлены к климатическим и дорожным условиям Магаданской области.

Но! При всем при этом наши "тажеловесы" двигаются регулярно, по расписанию, согласованному с главами районов. Предприятиями налажена предварительная и текущая продажа билетов. И здесь мы подошли к главному отличию рейсовых автобусов от такси.

Согласно Гражданскому кодексу, гражданин, купивший билет, заключаете предприятием договор перевозки. Перевозчик берет с пассажира страховой сбор, входящий в стоимость билета.

Страховой сбор, а также сам факт заключения договора о перевозке предполагают ответственность перевозчика за качественное выполнение услуги и выплату определенной денежной компенсации в страховом случае.

Перевозка пассажиров легковым такси должна осуществляться на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем (пассажиром) непосредственно с водителем или путем принятия фрахтовщиком (перевозчиком) заказа фрахтователя с использованием любых средств связи.

Перевозка должна осуществляться на автомобиле, оборудованном опознавательным фонарем и цветографической схемой на кузове. Водитель такси обязан выдать пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

Как это поставлено у таксистов-трассовиков? Как правило, перевозки осуществляются на автомобилях, необорудованных опознавательным фонарем и цветографической схемой на кузове. Водители взимают плату за проезд уже по окончании перевозки, когда пассажир доставлен до места назначения.

Следовательно, если в пути что-то случится, к водителю нельзя предъявить претензии, он ни за что не отвечает. Фактически это выглядиттак: любитель-автомобилист взял попутчиков. Не более.

- Но я знаю, что в некоторых маршрутках по требованию пассажира даются чек или квитанция об оплате.

- Да, но тоже по окончании рейса. Поэтому люди, которые пользуются услугами такси, должны знать, что при наступлении страховых случаев водители ответственности не несут, и у пассажира могут возникнуть проблемы при желании получить компенсацию за причиненный физический, материальный или моральный вред.

- Сергей Сергеевич, ваше ведомство - заказчик пригородных и междугородных перевозок. Вы заключаете договоры со всеми предприятиями или предпринимателями, изъявившими желание работать в этой сфере?

- Нет, только с перевозчиками, имеющими лицензии, а их в Магаданской области всего три: ОАО "МПАП", ООО "АТП "Снежное", МУП "Транспортник".

Эти предприятия мы регулярно проверяем на предмет ка> чества обслуживания пассажиров, правильного оформления документов, путевых листов.

следим за состоянием автобусных салонов, то есть ведем постоянный мониторинг.

К сожалению, отсутствие нормативной, правовой базы не позволяет осуществлять контроль исполнения лицензионных требований и мониторинг качества обслуживания пассажиров таксистами.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что отме-на лицензирования убрала мощный административный барьер в развитии частного предпринимательства и дала толчок расширению рынка перевозок.

Кроме того, это трудовая занятость населения: с конца 2008 года, то есть со времени наступления кризиса, количество таксистов в области резко возрос.

Это - идеальная экономическая ниша для безработных с водительскими правами, тем более что по сравнению с лицензированными предприятиями они могут находиться на специальных налоговых режимах: едином налоге на вмененный доход либо упрощенной системе налогообложения.

Однако, к сожалению, из-за отсутствия нормативного регулирования и цивилизованных правил конкуренции наблюдается неблагоприятная тенденция по снижению требований безопасности перевозки пассажиров таксистами, что бросает тень на все перечисленные плюсы отмены лицензирования перевозки пассажиров «малым» транспортом

- Прослеживается ли дальнейшая тенденция роста частного извоза и сокращения поля деятельности для лицензированных предприятий?

- Да, она есть. Но при любом развитии событий задача Департамента дорожного хозяйства -обеспечить транспортную доступность населенных пунктов области. Мы надеемся, что российское законодательство все же исправит растущие противоречия в этой сфере, и ситуация разрешится.

Ведь самое главное при перевозке - безопасность пассажиров, гарантия, что они сойдут с транспортного средства в конечной точке пути целыми и невредимыми, в том же состоянии, что и при посадке в него.

Итак, деятельность таксистов-трассовиков не входит в сферу полномочий органа региональной исполнительной власти. Но ведь кто-то их все равно должен контролировать? С этим вопросом я обратилась к государственным инспекторам Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктору Михайловичу Шауленкову и Валерию Юрьевичу Гринге-ру и получила следующий ответ:

- Сегодня любой владелец автотранспорта вместительностью до 8 человек и водительских прав категории "В" может заняться перевозкой пассажиров.

В 1992 году, когда наше Управление в транспортной сфере осуществляло лицензирование перевозок пассажиров и грузов, ремонт и техническое обслуживание авто-транспортных средств, транспортно-экспедиционной деятельности, стоянок, заправочных станций, практически все вопросы были отрегулированы.

Наша служба использовала систему лицензирования как рычаг для борьбы с недобросовестными перевозчиками, вплоть до приостановки действия лицензии и ее аннулирования. Лицензию могли получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и стоящие на налоговом учете.

Однако с некоторых пор слово "лицензия" стало восприниматься как синоним ограничения предпринимательских прав,чиновничьего беспредела. И вот результат: на рынке транспортных услуг хаос, казна государства лишилась изрядной части налогов, появился букет всевозможных нарушений, кривая статистики ДТП поползла вверх...

Что характерно: в Европе, США все виды деятельности на автотранспорте лицензируются без исключения.

- Объектом вашего контроля являются только лицензированные предприятия?

- Помимо автотранспортных предприятий, имеющих лицензии, Управление авто-дорнадзора осуществляет контроль деятельности официально зарегистрированных предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками грузов и пассажирскими перевозками легковыми автомобилями.

Однако здесь мы не имеем полной и зачастую достоверной информации, так как в соответствии с действующим законодательством плановая проверка должна проводиться не ранее чем через три года с момента регистрации предприятия (индивидуального предпринимателя), если не поступили жалобы от потребителей предоставляемых ими услуг
или не случилась серьезная авария по их вине.

Вопросов к таким предприятиям много. Живой пример: вам знакомо название ООО "Крит"? Нет? Многим магаданцам оно тоже ни о чем не говорит. Зато все знают радиотакси "Лидер". Если что-то случится, пострадавшие будут искать такси "Лидер", а такого юридического лица нет! Спросить не с кого. И такие примеры не единичны.

Еще одна распространенная уловка. Во многих компаниях такси трудовые взаимоотношения оформлены на два-три человека, остальные выходят на линию когда вздумается, по неофициальному договору. Налоги за них, понятное дело, не отчисляются, медосмотр, проверка техсостояния транспорта не проводятся.

И все же, если юридические лица более-менее открыты для нас, то физические лица полностью в тени. Трудно доказать, что данный человек занимается перевозкой пассажиров, если за руку его никто не ловит (у нас опять же нет на это полномочий), а в ГАИ он зарегистрирован просто как частное лицо, что чаще всего и бывает.

Более того, с 1 июля этого года вступил в силу Закон "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора", согласно которому индивидуальные предприниматели обязаны присылать нам уведомления о начале своей деятельности, в том числе таксисты и водители грузовых автомобилей.

На сегодняшний день не поступило ни одного уведомления!

- Сколько у нас зарегистрированных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками на легковом транспорте?

- Поданным на конец 2008 года, в городе Магадане их насчитывалось 23, а вот работающих на междугородных линиях - ни одного.

И одного... Стало быть, давешние теле-фончики такси принадлежат несуществующей фирме. Таксисты, гоняющие по трассе микроавтобусы с пассажирами, в лучшем случае - индивидуальные предприниматели, в худшем.. Впрочем, во всех случаях контролю они, как выяснилось, фактически не подлежат.

А чеки, которые выдаются водителями маршруток по просьбе командировочных граждан для отчетности? По неофициальной информации, их пробивает нигде не учтенный контрольно-кассовый аппарат, стоящий в гараже одной некогда крупной автобазы.

Как бороться с опасным для общества явлением, не имея в руках главного оружия - законодательной базы? Не ругать же беспечных таксистов, не ставить в угол, в самом деле...
Абсурд порождает абсурд: в кабинетных недрах Госдумы созрел очередной законопроект, отменяющий лицензирование уже и автобусных пассажирских перевозок.

С принятием закона контроль за деятельностью транспортников будут осуществлять создаваемые саморегулируемые организации, в состав которых будут входить... сами транспортники. Максимум, что будет разрешено сотрудникам автодорнадзора в случае доказанного нарушения, - выдача предписания.

Похоже, и впрямь придется привыкать к мысли, что наши жизни стоят совсем недорого - по цене проезда на маршрутке.

Саша Оенева
"Колымский тракт"
 
     
 
Оценить: 0

 
 
   
     
 
 
     
 



  На территории региона проводится профилактическое мероприятие «Пассажирские перевозки»  
 
Магаданская Госавтоинспекция напоминает водителям маршрутных автобусов и такси требования безопасной перевозки пассажиров
 
     
  Магаданская Госавтоинспекция напоминает водителям маршрутных автобусов и такси требования безопасной перевозки пассажиров.  
 
На территории региона проводится профилактическое мероприятие «Пассажирские перевозки»
 
     
  Инспекторы ГАИ вышли на улицы Магадана, чтобы проверить, как такси выполняют требования законодательства  
 
На территории областного центра прошло профилактическое мероприятие «Таксомоторные перевозки».
 
     
 
 
 
   
 
Популярное за неделю

21.03.2019 В Магадане самые доступные жрицы любви

Журнал «Сноб» составил провокационный «рейтинг доступности», в котором городам страны присвоены индексы в зависимости от доступности услуг проституток.

 

19.03.2019 Мальчик, на которого напала стая собак в Магадане, в понедельник перенёс операцию и сейчас находится в тяжелом состоянии

Очень сильно покусаны руки и голова, даже нельзя сказать точное количество укусов

 
 

20.03.2019 Магазину "Пашок" в Магадане запретили торговать алкоголем

Об этом сообщается в отчете Министерства сельского хозяйства Магаданской области.

 
 
 

Интервью с начальником следственного изолятора Андреем Бережным




Место под строительство новой школы в Магадане обсудили на Градостроительном совете.
 



 
 

Кто был и есть на Колыме →

 

     

 

При полном или частичном использовании материалов, ссылка (гиперссылка) на "КОЛЫМА.RU" обязательна. По всем вопросам работы портала и по размещению рекламы обращайтесь:
тел. (4132) 626802,+7964 455 1698.

© ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" 2000-2017 г.
[email protected]. ICQ 65503543

Рейтинг@Mail.ru
 
^ Наверх