И регуляцию делать придется


Автором статьи "Сколько надо пролетов для надежного моста?" М. Сахиповым затронут достаточно болезненный вопрос для жителей Сусуманского района, лишившихся на два года сообщения по автомобильной дороге Палатка - Кулу - Нексикан с областным центром в связи с проводимыми подрядной организацией ООО ДСК работами по реконструкции моста через р. Аян-Юрях на км 438 + 262.

Первоначально завершить работы планировалось в 2011 году, но природа внесла свои коррективы, таким образом, ввод объекта в эксплуатацию состоится в конце сентября текущего года.

Поводом для принятия решения провести реконструкцию моста послужило следующее.

В 2007 - 2008 годах производились регуляция и расчистка русла реки. Тяжелая землеройная техника производила работы в ее русле до 1,5 км вверх по течению. В результате работ вода была направлена к правому берегу. Но в очередной паводок русло реки вернулось в выбранное ей направление, что лишний раз подтвердило ее мощь и своенравность.

В результате стало очевидным, что, кроме регуляции русла, необходима и реконструкция моста. Для этого в 2009 году было проведено его предпроектное обследование, в результате которого произведена оценка технического состояния сооружения и выработаны рекомендации по проведению его реконструкции.

На основании этих рекомендаций приняты следующие основные направления реконструкции моста: ремонт крайней опоры № 1, промежуточных опор № 2 - 7; усиление промежуточных опор № 2 - 7; разборка существующей крайней опоры № 8, сооружение новой промежуточной опоры № 8, сооружение новой крайней опоры № 9; монтаж нового сталежелезобетонного пролетного строения 8 - 9; ремонт и усиление существующих металлических пролетных строений 1 - 8; замена существующего мостового полотна (покрытие проезжей части, барьерное ограждение, деформационные швы), а также устройство защитной левобережной стенки в районе опоры № 9.

По итогам проведенных в 2009 году торгов в соответствии с 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" право на разработку проектной документации по объекту "Реконструкция моста через р. Аян-Юрях на км 438 + 262 в Магаданской области" получило ООО "МагСтройИнвест" (г. Москва).

Представленная разработчиком проектно-сметная документация была направлена на рассмотрение в МОГАУ "Управление государственной экспертизы", где получила положительное заключение. По результатам проведенной экспертизы принятые проектные решения соответствуют техническому заданию по основным параметрам объекта и отвечают его назначению. Принятые конструктивные решения соответствуют действующим СНИП.

Для защиты от размыва конуса опоры № 9 и участка насыпи подхода к мосту проектом предусмотрено строительство защитной левобережной стенки длиной 137 п. м. Стенка представляет собой конструкцию из шпунтового ограждения "Ларсен Л5", верх которой возвышается над уровнем межени не менее чем на 0,5 м. С верховой стороны стенки устраивается засыпка из дренирующего грунта, укрепленная сборными железобетонными плитами толщиной 10 см. Верх бермы выполняется на отметке не менее чем на 0,5 м выше расчетного уровня высоких вод.

Иными словами, при малой воде стальные сваи возвышаются над уровнем реки не менее 0,5 м. Выше "забора" из стальных свай устраивается укрепление сборными плитами, верхняя граница которого находится выше наибольшего уровня воды на 0,5 м, что по расчетам должно исключить размытие конуса опоры № 9 и подхода к мосту.

Прислушиваясь к мнению старожилов, не следует забывать, что река Аян-Юрях серьезная и могучая. Предложенная Сергеем Хурасевым регуляция русла реки по прошлому опыту является лишь временным решением. Ему как старожилу и рыбаку должно быть хорошо известно, насколько непредсказуемыми бывают наши колымские реки в период паводка. По многолетним наблюдениям вода в Аян-Юряхе в период половодья поднимается на 3,66 м. Если в спокойном состоянии вся река умещается в два, а то и полтора пролета, напрашивается вопрос: сколько нужно пролетов, чтобы пропустить весь поток в подмостовой зоне в период половодья, когда Аян-Юрях разольется по всей пойме? Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы представить себе, каков должен быть объем регуляции русла, дабы сдержать такую мощь. Неоспорим и тот факт, что в будущем регуляцию делать придется, ведь планы реки не известны.
Сергей АГЕЕВ,








Колымские колонки