Похищенное золото начальник угрозыска делил с преступником.


Информация об этом уголовном деле разошлась по сайтам Интернета еще в конце июня нынешнего года - сразу же после вынесения приговора Ягодинским районным судом.

Сам факт казался невероятным: виновным в совершении преступлений, пре&усмотренных ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочии) и п. "Б" ч. 2ст. 191 (незаконный оборот драгоценных металлов), приговором судя признан начальник отделения уголовного розыска ОВД по Ягоднинскому раиону М.М. Томшин.

Человек на службе государства, от этого государства получающий зарплату, действовал так. будто он занимает не руководящую должность в подразделении криминальной милиции, а представляет в районе некой криминальной группировки.

Сохранив в тайне от руководства РОВД факт хищения и хранения промышленного золота жителем поселка Ягодное А.В. Косько, он вступил с ним в преступный сговор.

Из сезона в сезон криминальное золото создает большую головную боль для правоохранительных органов области - ежегодно они проводят операцию "Самородок", которая приносит свои положительные результаты: пресекают преступления, изымают драгметалл из незаконного оборота

Однако следует отметить, «то в последние годы структура обращения криминального золота изменилась. Если прежде оно уходило за пределы Магаданской области, то сегодня практически в ста процентах случаев остается на территории.

Преступники выбрали для себя более безопасные схемы: похитив драгоценный металл, они, как правило, сдают его недобросовестным руководителям старательских артелей, а уж те - на Колымский аффинажный завод как самостоятельно добытое, не неся при этом никаких затрат.

Сбыть похищенное промышленное золото, не выезжая за пределы района, наверняка собирался и житель поселка Ягодное А.В. Косько. С мая по июль 2007 года он работал съемщиком-доводчиком в ООО "Аверс" и периодически похищал драгметалл с шлихообогатительной фабрики горнодобывающего предприятия.

В момент обработки золота кислотой сделать это нечистому на руку Косько не составляло труда: с технологией производства он был неплохо знаком. Похищенный металл прятал в помещении фабрики, а затем небольшими партиями - примерно по 100 граммов -уносил домой.

Таким образом к началу июля 2007-го втрехлластиковых флаконах в его домашнем "сейфе", которым служила духовка в электроплите, у Косько скопилось почти два килограмма промышленного золота.

Но пополнить запасы похищенного еще 135 граммами ему не удалось -5 июля после рабочей смены съемщик-доводчик был задержан сотрудниками милиции. При личном обыске у него обнаружили и изъяли полиэтиленовый пакет с драгметаллом.

В составе группы, помимо оперуполномоченных, был и начальник отделения уголовного розыска РОВД Томшин. После составления протокола он отвел Косько в сторону и тихо спросил, есть ли у него еще похищенный металл? А затем сказал примерно следующее: "Золото наверняка есть, и мы найдем его у тебя на квартире, поэтому предлагаю отда гь мне 50 граммов, мы тебя отустим и не будем ничего оформлять".

Не поверив своим ушам (сам начальник угрозыска предлагал сделку!), Косько признался, что дома прячет много золе та, точного веса не знает но где-то около двух килограммов. Иту! как i оворигся, ставки начали по вышаться.

Из приговора Ягоднинского районного суда от 26 июня 2009 года: "Действуя из корыстных побуждений, М.М. Томшин предложил А. В. Косько передать ему большую часть похищенного промышленного золота за сохранение в тайне от других сотрудников органов внутренних делает а хищения и хранения драгметалла в крупном размере, что будет способствовать непривлечению его к уголовной ответственности по статьям 158.191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В дальнейшем из за небольшого количества изъятого у А.В. Косько промышленного золота тот может рассчитывать на условное осуждение".

Это, напомню, произошло 5 июля 2007-го. К тому времени еще и года не прошло, как приказом начальника ОВД по Ягоднинскому району Максим Михайлович Томшин был назначен начальником отделения уголовного розыска. Молодой, болеющий задело, инициативный, перспективный...

Закружилась голова от карьерного роста, и он решил, что ему дозволено все? Что же все-таки произошло? Какой вектор привел капитана милиции к . той роковой черте, за которой теряются понятия об офицерской чести?

После задержания Косько на территории ООО "Аверс" с похищенными 135 граммами золота Томшин предложил ему поехать в РОВД, чтобы тот написал явку сповинной. Но стоило ли так спешить?

Если устремления начальника угрозыска действительно были чисты, не логичнее ли было отправиться в квартиру, где проживал задержанный, чтобы изъять у него ранее похищенное золото? Он ведь в этом сознался!

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы Томшина о том, что его срочный отъезд вместе с Косько в здание Ягоднинского РОВД для немедленной регистрации явки с повинной был вызван необходимостью соблюдения тре бований приказа №415 МВД РФ

Как установлено судом, приказ МВД РФ "Об утверждении примерной инструкции" №415 от 11 ноября 1990 года, которым была утверждена эта инструкция (о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях), утратил силу еще 23 апреля 2003 года. Следовательно, и требования приказа, на который ссыпался Томшин, не могли распространяться на его действия.

Ему, скорее всего, надо было найти удобный вариант, чтобы поговорить с Косько наедине и обсудить условия преступной сделки. Такой разговор и состоялся в милицейском автомобиле по дороге в РОВД.

Из свидетельских показаний А.В. Косько: "Во время поездки я поинтересовался у М.М. Томшина, какую часть золота он даст мне из того количества, что хранится в моей квартире. В свою очередь, он спросил: сколько мне надо на жизнь? В дальнейшем разговоре мы определились, что Томшин передаст мне 250 граммов".

Поздним вечером того же дня начальник угрозыска вместе с задержанным и сотрудниками следственно-оперативной группы прибыли к дому, где проживал Косько, чтобы изъять незаконно хранившееся у него промышленное золото.

Пока оперуполномоченные искали понятых, Томшин, воспользовавшись отсутствием свидетелей, прошел вслед за Косько в его квартиру. На кухне задержанный достал из духовки три пластиковых флакона и, поставив на стол, напряженно ждал дальнейших действий начальника.

Томшин выбрал самый большой флакон (из-под детской присыпки), где хранилось почти 1,6 килограмма промышленного золота, положил в карман брюк, а два других попросил убрать на прежнее место.

Когда на кухню вошли остальные сотрудники милиции, "перевоплотившись" в строгого руководителя, он попросил Косько добровольно выдать похищенный драгметалл (уже значительно меньшую часть), который и был официально изъят протоколом осмотра места происшествия.

Полученное золото в крупном размере, массой 1 595,7 грамма, стоимостью 858 603 рубля начальник отделения уголовного розыска присвоил себе, обратил в свою собственность и незаконно хранил. Точное место хранения этого золота в поселке Ягодное не установлено.

Ну а Косько, надеясь получить обещанную долю - 250 граммов "на жизнь", через некоторое время позвонил ему, напомнив про "долг".

Из свидетельских показаний А.В. Косько: "В августе или в сентябре2007 пода (точную дату не помню) я позвонил М.М. Томшину и попросил встретиться, так как мне нужны были деньги.

Мы проехали на двух машинах за поселок, и он показал мне место, где лежало золото, после чего тут же уехал. В том месте золото действительно было-окс-ло110граммов.
1 ноября 2007 г. я пришел во второй половине дня в рабочий кабинет М.М. Томшина для решения вопроса о возврате оставшейся части и в разговоре неоднократно пытался затронуть данную тему. Однако он меня останавливал, говорил, что в РОВД обсуждать эту тему не будет.

3 ноября 2007 г. я снова попросил о встрече, и мы выехали на автомобиле в частный сектор в районе магазина "Север", где в разговоре М.М. Томшин согласился вернуть мне 250 граммов золота. Но при условии, что я сообщу, кому буду его сбывать.

Впоследствии, говорил, эти лица будут задержаны сотрудниками милиции, а вырученные от продажи деньги я могу оставить себе. Я отказался получать золото на этих условиях и попросил вернуть металл без всяких "подстав", но он ответил отказом.

7 ноября 2007 г потелефону я сообщил ему, что якобы нашел покупателя, и предложил встретиться, с чем М.М. Томшин согласился. На своем автомобиле я отвез его на прежнее место встречи - в район частного сектора возле магазина "Север", где сказал, что якобы имеется договоренность с жителем поселка С. о продаже ему драгметалла. В тот день мне было передано примерно 130 граммов золота.

Часть изъятого у меня золота он вернул потому, чтобы я никому не рассказывал о превышении его должностных полномочий и помогал ему в работе".

9 ноября 2007 года в отношении М.М. Томшина было возбуждено уголовное дело. Буквально на второй день, когда он из отпуска вышел на работу.

На допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого вину в совершении инкриминируемых ему преступлений не признал. Отдачи показаний отказался, воспользовавшись правом, предоставленным ему статьей 51 Конституции РФ (не свидетельствовать против самого себя и своих близких).

В судебном заседании свою вину он также не признал. В показаниях говорил о том, что уголовное дело - следствие мести свидетеля А.В. Косько за привлечение его к уголовной ответственности (приговором Ягоднинского районного суда от 20 июня 2008 года он осужден к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год и 9 месяцев условно, с испытательным сроком 2 года.-Авт.), что дело сфабриковано.

Однако эти доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Исследовав и оценив все доказательства, суд пришел к выводу, что вина М.М. Томшина полностью доказана.

Как сказано в приговоре, суд считает установленными в судебном заседании факты того, что М.М. Томшин превысил предоставленные ему законом полномочия, совершил действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, - присвоил себе ранее похищенное А.В. Косько промышленное золото массой 1 596,7 грамма; не оформил выявление и раскрытие совершенных им преступлений, а также его явку с повинной; не сообщил об этих преступлениях руководству органов внутренних дел.
При этом, обратив в свою собственность ранее похищенное А.В. Косько золото, М.М. Томшин, по мнению суда, действовал именно из корыстных побуждений с целью личного обогащения, поскольку распоряжался им по своему усмотрению.

Суд приговорил М.М. Томшина к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом 250 тысяч рублей, подлежащим взысканию в доход государства.

Он также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением властных полномочий, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах внутренних дел сроком на три года. М.М. Томшин, не согласившись с приговором суда, обжаловал его в кассационную инстанцию.

-Однакоопределением судебной коллегии по уголовным делам Магаданского областного суда от 26 августа 2009 года приговор оставлен без изменения, а кассационная жалоба осужденного-безудовлетворения,-сказал мне прокурор отдела прокуратуры Магаданской области Александр Александрович Хомутов, который участвовал в кассационном рассмотрении уголовного дела.

АА Хомутов также сообщил мне, что бывший начальник отделения уголовного розыска лишен судом специального звания -капитан милиции.

Когда-то слово "менты" меня весьма коробило. В этом неологизме постсоветского периода заключалось презрительно-саркастическое отношение к представителям в общем-то мужественной и опасной профессии.

А сегодня это слово - как имя нарицательное: порядочных, честных профессионалов в правоохранительных органах осталось не так уж и много.

Полгода назад "Новая газета" возобновила рубрику "Против милицейского произвола" (вынуждена была возобновить из-за огромного потока жалоб читателей). В самом первом материале под этой рубрикой был такой посыл: под ментами редакция понимает не только служащих МВД, а то сословие, во власть которого попала страна и ее жители, - сотрудники правоохранительных органов: милиционеры, чекисты, следователи, наркополицейские...

В номере за 27 июля 2009 г. "Новая газета" опубликовала хронику произвола в различных регионах страны: две недели из жизни ментов - грабежи, взятки, изнасилования, пытки, расстрелы (страшно читать!).

Именно они, как считают пострадавшие от произвола люди, представляют главную угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан.

Есть в этой хронике и заметка о преступлениях, совершенных нашим Томшиным.

Елена Шарова
"Колымский тракт"









Колымские колонки