«Я один раз попробую, а потом брошу...»


Проблемы наркомании все больше распространяются даже в отдаленных от областных центров населенных пунктах. И самое главное, что присутствует тенденция к развитию. Об этом в первую очередь свидетельствуют разработка и внедрение на черный рынок все новых и новых запрещенных средств наркотического свойства.

Обстановка вокруг

По результатам антинаркотического обзора 2011 года по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории нашего региона, составленного РУФСКН России по Магаданской области, на учете в медицинских учреждениях на 1 января 2012 года состояли 465 человек, из которых 204 был присвоен диагноз наркомания, а 261 - злоупотребление. По сравнению с прошлыми периодами прослеживается снижение зарегистрированных, но не уменьшение количества употребляющих. Сократилось число учтенных преступлений, связанных со сбытом, хранением, но с пересылкой возросло почти в два раза.

Каналы поступления на территорию области запрещенных веществ регулярно закрываются. Оперативная работа идет непрерывно, но вместе с тем наблюдается стремительный рост случаев распространения таких синтетических наркотиков, которые уже принято называть интернет-наркотиками. И тут уже снижение регистрации первичной заболеваемости во многом связано с отсутствием методик и необходимого оборудования, предназначенных для выявления подверженности или злоупотребления этим новым зельем. При этом данные ведомств по борьбе с наркотиками свидетельствуют о том, что наркозависимые, ранее употреблявшие запрещенные вещества растительного производства, активно переходят на новые виды и их незапрещенные аналоги, употребление которых не умаляет последствий.

Широкое распространение в последнее время получил почтовый канал доставки наркотических веществ на территорию региона. Наркотрафик в почтовых отправлениях менее рискованный по сравнению с авиаперевозкой, быстрота доставки и возможность электронной оплаты - несомненные плюсы для торговцев и большая проблема для тех, кто хочет уберечь своих родных от наркозависимости, которую все легче обрести. В 2011 году сотрудниками РУФСКН России по Магаданской области перекрыто 42 почтовых канала с такими "бандерольками", 37 из которых содержали незапрещенные вещества, но по комплектации предназначаемые именно для изготовления таковых. И, по приблизительным подсчетам, за прошлый год таких веществ набралось почти 10 кг. Помимо этого, из оборота изъято готовых продуктов весом более 6,5 кг.

Только в Ягоднинском районе в 2011 году зарегистрировано 147 преступлений подобного рода. Он стоит вторым в списке по раскрываемости преступлений наркотической направленности. Этот факт, конечно, не может не радовать, но после ознакомления со статистическими данными возникают все новые и новые вопросы. В сводках и отчетах уполномоченных в этой сфере лиц приводится количество зарегистрированных правонарушений. А сколько еще незарегистрированных случаев ежедневно происходит, сколько подростков пристращается к этим веществам, сколько зрелых людей, которым наскучивает время от времени алкоголь, принимаемый ими в целях релаксации, начинают переходить на легкие наркотики, а потом на потяжелее? Четких ответов нет…

Предыстория употребления

С греческого "наркомания" переводится как сон, оцепенение, страсть, безумство, влечение. То есть наркомания - это не что иное, как безумное влечение к замутнению рассудка. Теоретически именно эти чувства испытывает каждый новоявленный потребитель, далее идут уже симптомы заболевания. Вопрос в том, что же движет этим потребителем, желающим отключить свой разум, ухудшить собственную мозговую деятельность, координацию, перестать себя чувствовать и вести как существо разумное?

Мнений по этому поводу множество, и все они так или иначе связаны с неумением решать личностные и межличностные проблемы, когда психологическая нагрузка становится якобы невыносимо тяжелой. У подверженного человека составляется ложное представление о свободе. Но свободе от чего? От каких-то разумных ограничений, себя, семьи, общества, мысли, этого бренного мира.

Иной раз оглашают и такую банальную причину, как желание украсить свою жизнь, внести новые яркие краски, как при увлечении экстремальными видами спорта. Но где эти краски в затуманенном рассудке? Многим знакомы похожие симптомы затуманенного рассудка, которые бывают во время болезни, и человеческий организм пытается бороться с этим посредством посторонней помощи. Ощущения неприятные. Так зачем же травить себя намеренно? Из-за иллюзии? Некоторые психотропные вещества первоначально могут позволить человеку увеличить работоспособность - быть 24 часа на ногах, не есть, не спать… Только результата и самой работы от этого не будет. Создать видимость, а потом не знать, что сделать, чтобы организм очистился и человек снова принял свою прежнюю форму и почувствовал себя здоровым, а самое главное живым?

Ни один вылечившийся и удерживающий себя от повторной подобной ошибки зависимый не захочет возобновить прием наркотиков. В памяти не сотрутся многолетняя ломка, отказ окружающих принимать этого человека таким, каким он был прежде, бессилие, несостоятельность, трагедия в семье, которая неминуемо случается, повинен в которой косвенно или прямо именно зависимый. Это и сгоревшие по невнимательности и в результате халатности маленькие дети, проживающие с ним в одной квартире. И противоправные действия "заболевших", в результате которых очень часто гибнут ни в чем не повинные люди, часто самые близкие родственники, пытающиеся остановить его. Историй немало, только когда наркозависимый снова станет осознавать мир, как здравый, трезвый и разумный человек, часто вернуть все назад уже невозможно!

Конечно, каждый может сказать, что с ним этого не случится, он умнее, сильнее, выносливее, только факт остается фактом. Наркомания всегда берет свое. В результате нее в России ежегодно умирают десятки тысяч человек, сотни тысяч страдают из-за них, миллионы боятся соприкоснуться с этой бедой лично. В прошлом столетии в Китае за употребление наркотиков была введена смертная казнь как один из способов борьбы. Но практика в обнимку со статистикой говорит о том, что наркомания пугает не всех, даже при таких методах. И там, где наркотики доступны, рост детской наркомании неизменно не просто высок, он продолжает увеличиваться. Что же говорить о новорожденных, появившихся в семьях наркозависимых? Раньше про такие ячейки общества говорили: неудивительно при их образе жизни, что дети у них больные. Теперь не многих удивляет то, что родная мать может сделать собственному месячному ребенку укол героина для того, чтобы тот не плакал. Обыденность? Или преступление?
из жизни

Когда я жила и работала в Самаре, откуда и приехала на Колыму, по заданию редакции я практически наблюдала за "счастливой" жизнью одной молодой пары. Конечно, где-то в глубине души мне хотелось их понять и пожалеть - так искренне они плакались о том, что по вине высших сил стали "уродами, низшим слоем населения, которые никому не нужны, от которых все отвернулись". Рассказ следователя об этой сладкой парочке вернул меня в реальность. Да, наркозависимых можно понять, простить, попытаться помочь, но только, наверное, не тогда, когда они сами хотят быть наркоманами и игла, белый порошок и преступная романтика стали такими близкими по духу. Хотя даже не это самое страшное…

...Им было лет по 25, безработные, бездомные, с ребенком на руках. Кочевники? Нет, скорее бродяги. Деньги на желанную дозу получали обманом. Пока очередной слушатель внимал жалобам одного из супругов или отвечал на какие-то простые вопросы, которые можно задать любому прохожему, второй в этот момент незаметно пытался стащить что-нибудь ценное. Обычно это был бумажник, фотоаппарат или сотовый телефон. Их милый карапуз всегда был у матери на руках. В свои два года он не разговаривал и не передвигался самостоятельно. Его синие глазки и то, как он не отпускал свою маму ни на минуту, боясь всех и всего на свете, очень сильно врезались в мою память. Он не пытался играть, не рассматривал окружающий мир, а сидел тихо, как кукла, только иногда ни с чего мог заплакать. Мне тогда казалось, что он так к ней привязан, потому что она, хоть и употребляет наркотики, любит своего ребенка, заботится о нем. Но спокойствие и апатия малыша, а также замедленное развитие объяснялись совсем другими причинами.

Когда ребенок начинал плакать, мама брала его и уносила куда-нибудь в сторонку. А когда через пару минут возвращалась, малыш всегда спал. Спал долго и в любых местах и условиях - даже на голой лавочке в парке, ни разу не перевернувшись на другой бок. Сначала окружающих это удивляло. На все вопросы папа отмалчивался, а мама уверяла, что вот такой у нее чудный и спокойный малыш, и самое главное для него, что она всегда рядом. Истина открылась потом, когда кроху забрали органы опеки. Мать колола ему... героин!

На все вопросы следователя отец карапуза отвечал, что не мог достучаться до своей жены, неоднократно ругал ее за это, только она не слушала. Мать же уверяла, что ее ребеночку это нужно для поддержания жизнедеятельности, потому что забеременела она, будучи крепко сидящей на игле. В чем-то она была права, но не в том, что говорила.

Собственная мать здорового ребенка сделала наркоманом. Уже в два с половиной года ему необходима была доза, почти равная той, что употребляет взрослый наркозависимый. Когда все раскрылось и малыша определили в медицинское учреждение, врачи сразу предупредили представителей опеки о том, что мальчик может не выдержать лечения и умереть. Но маленький шанс все же был…
Дальнейшая судьба этих людей мне неизвестна. Таких случаев, пока я работала в областной газете, видела предостаточно - и водкой поили, и таблетками психотропными детей пичкали, лишь бы не плакали. Многие малыши не выживали - организм засыпал навсегда. Или продавали собственных детей за дозу на органы, цыганам, которые сидели с ними и просили милостыню в переходах метро, предварительно отравив детский организм наркотиками. Многие умирали прямо на "рабочем" месте. А цыганки так и сидели с ними до вечера на бетонном полу, пока хозяин за выручкой не придет и не увезет маленький труп.

Что до родителей этих несчастных и невинных детей - когда-то они сами были детьми и подростками, росли в приличных семьях в достатке, их любили. Кто-то попробовал свой первый наркотик из любопытства, кто-то за компанию, кто-то чтобы уйти от подростковых проблем. И все они, абсолютно все, говорили, что смогут бросить, что не будут как те, кто умирал со шприцем, торчащим из руки, на подъездной лавке, кто выносил последнюю подушку, хрустальную вазу и детские игрушки и сапожки, чтобы продать за бесценок и "поправить" здоровье. Все. Без исключения!
Валерия КАДЫШЕВА.
"Магаданская правда"









Колымские колонки