Промсезон без горных отделов?


Виктор Проказин
Начальник департамента природных ресурсов администрации Магаданской области

Промывочный сезон на Колыме перешагнул условный экватор. Из очередной командировки по районам области вернулись специалисты департамента природных ресурсов. Корреспондент «МП» беседует с руководителем ведомства Виктором Проказиным.


- Виктор Николаевич, какова оперативная обстановка на местах? График добычи выполняется?

- С опережением плана идут горняки Сусуманского и Тенькинского районов, есть отставание в Ягоднинском. Задача специалистов департамента в этой командировке - собрать всех заинтересованных специалистов, руководителей неработающих предприятий и на месте разобраться, почему для некоторых промсезон еще не начался.

По нашим данным, всего в области 44 предприятия, имеющих лицензию на добычу, но так и не приступивших к промывке песков. Результаты, которые мы получили, оказались очень неожиданными - после проверки двух таких артелей в Сусуманском районе выяснилось, что они... работают!

-Как такое возможно?

- Все очень просто - предприятия не ведут никакой отчетности, поэтому и числятся по документам как неработающие. Мы с ними объяснились, рассказали, какие статьи закона они нарушают, ведь они не имеют разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, размещение твердых отходов и водопользование и, естественно, не платят никаких налогов.

К решению этих проблем подключены милиция и прокуратура, уверен, что ситуация исправится. Тем более что из-за таких безответственных предприятий страдает общий показатель золотодобычи в Сусуманском районе.

Сегодня здесь уверенно и с опережением плана идут артели «Сусуман-золота» и ГДК «Берелех», а остальные добытчики, которые работают по отдельности, наоборот, отстают и, соответственно, тянут остальных вниз.

Виктор Николаевич, объясните, как могла возникнуть ситуация, когда в районе работают несколько артелей, но об этом никто в местной администрации не знает?

- Проблема в том, что в Сусуманском и Тенькинском районах горные отделы попали под сокращение, в Ягоднинском работает один человек, если он в отпуске, то вся работа стоит.

Конечно же, это неприемлемая ситуация, поэтому мы ставим вопрос о восстановлении отделов и укомплектовании их необходимым количеством специалистов.

Возьмем для примера тот же Сусуманский район, где работают 26 артелей, 9 предприятий ведут разведку рудного золота, кроме того, на территории есть месторождения так называемых погребенных россыпей, ведется добыча угля, есть месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Представляете, какой объем работы?! Всем этим нужно ежедневно заниматься, контролировать, собирать информацию, помогать недропользователям и т. д. В советское время горные отделы в райкомах партии знали положение дел в каждой артели, на каждом предприятии ежедневно были порядок и дисциплина, невозможно было представить, чтобы кто-то, как сейчас, тайком добывал золото.

Или другой пример: во время нашей командировки глава Ягоднинского района официально пригласил на встречу руководителей 24 неработающих артелей, и никто из них не явился! Это нормально? Как в такой ситуации можно работать?

Мы собрали специалистов департамента, районной администрации, прокуратуры, Ростехнадзора, чтобы вместе в нормальной обстановке обсудить проблемы, а в ответ получили такое отношение... Конечно же, о каком-то диалоге с этими предприятиями больше не может быть и речи.

- О том, что неработающие артели будут лишать лицензии на добычу, говорится давно. Что конкретно делается в этом направлении?

- В прошлом году департамент обратился в Магаданнедра с предложением аннулировать лицензии 40 артелей, которые не работают два года и более.

Сегодня из этого количества право на добычу лишились 18 предприятий, и этот процесс продолжается. Некоторые начинают юлить, укрываться от закона: специально меняют юридический адрес, чтобы выиграть время, но в конечном счете мы своего добиваемся.

- в нынешнем промсезоне на руку золотодобытчикам играет стабильная цена на драгметалл и дизтопливо, которое хоть и дорожает, но не так стремительно, как в прошлом сезоне.

Есть уверенность, что годовой план в регионе будет выполнен?

- Сейчас мы идем пусть с небольшим, но все же опережением плана. Чтобы эта положительная тенденция сохранилась, нужно обязательно подтянуть неработающие артели, на которых висит 677 кг золота. Хотя, конечно же, основные наши перспективы связаны с рудным золотом. Какая обстановка сегодня?

С опозданием заработал рудник «Агат», случилась поломка дизельного оборудования на «Нявленге», поэтому на этих предприятиях добыча идет с отставанием. Однако сейчас концерн «Арбат», которым руководит Александр Басанский, начал активные работы на месторождениях «Конго» и «Ветвистое», а также участке «Журавлиный».

Думаю, что за счет этих объектов отставание будет частично ликвидировано. Фабрика на месторождении «Ветренское» после реконструкции вышла на производительность 800 кг драгметалла в год, продолжается разведка на «Игуменовском», добычу там планируют начать в середине 2010 года.

Надеюсь, что в следующем году запустится месторождение «Павлик». Интенсивные работы идут и на «Гольцовом», новый хозяин объекта - «Полиметалл» - активно подготавливает месторождение к добыче, первая руда появится уже в этом году.

Кроме того, эта компания в ближайшее время запустит золотоизвлекательную фабрику на «Кубаке», где будет перерабатываться руда месторождений «Сопка Кварцевая» и «Биркачан», запланирована геологоразведка на «Ороче» и «Прогнозном».

Все эти объекты расположены в Северо-Эвенском районе, где до недавнего времени вообще не было ни одного действующего горнодобывающего предприятия.

Во время своего последнего визита в Магаданскую область гендиректор «Полиметалла» Виталий Несис еще раз подтвердил планы компании относительно нашего региона, у нас это не может не радовать, ведь в последние годы новые рудники на Колыме почти не запускались: прежние владельцы «Гольцового» и «Сопки Кварцевой» не спешили выполнять условия лицензий и просто держали эти объекты.

- С другой стороны, тем недропользователям, которые на свой страх и риск добывают металл, есть за что критиковать власти. Я имею в виду недостаточную поддержку предприятий, работающих на Крайнем Севере, со стороны государства.

- О необходимости возвращения к вольному приносу, а также введения льготного налогообложения в отношении небольших артелей руководство нашего региона и областной Думы говорит давно.

На всех уровнях власти, включая Президента и председателя правительства, с нашей позицией согласны, вопрос хоть и медленно, но все же решается. Кроме того, ведется работа с Гохраном по возможности беспроцентного кредитования артелей при условии сдачи металла государству.

- Если все-таки вольный принос будет узаконен, насколько быстро регион сможет наладить его работу?

- Раньше эта система в области была отлажена четко - работали золотоприемные кассы, разработаны соответствующие нормативные документы и рекомендации. Поэтому при необходимости все это можно восстановить в кратчайшие сроки.

- Как успешно решается проблема административных барьеров, мешающих работе золотодобытчиков? Жаловаться перестали?

- Недовольных стало значительно меньше. Я считаю, что требования, которые предъявляются к недропользователям, строгие, но справедливые.

Сегодня три основных контролирующих ведомства -департамент природных ресурсов, Ростехнадзор и Росприроднадзор -работают по единому графику: вместо трех проверок подряд проводится одна общая.

Это удобно и для нас, и для самих предприятий. Все необходимые документы.в департаменте оформляются в самые кратчайшие сроки, разрешительные бумаги я или мой заместитель подписываем ежедневно.

И, наконец, мы активно помогали предприятиям в получении банковских кредитов, те, кто добывал более 100 кг, имел имущество для залога, смогли получить заемные средства и подготовились к промсезону.

Виктор Пчелинцев
Магаданская правда








Колымские колонки