Забота провинции


В Магадане прошел очередной съезд ассоциации «Совет муниципальных образований Магаданской области», на котором были подведены итоги его работы в минувшем году, обозначены задачи на нынешний год. Об этом рассказывает несколько лет возглавлявший Совет муниципальных образований области Федор Иванович ТРЕНКЕНШУ. А новым председателем избран глава Сусуманского района А. М. Куршев.

ИДЕТ ОБМЕН ОПЫТОМ
Совет муниципальных образований Магаданской области - важное звено в реализации реформ местного самоуправления на территории, которое связывает и защищает его интересы на уровне городских и сельских поселений. Сегодня в состав ассоциации, созданной в 2003 году, входят 48 муниципальных образований региона, из них 1 городской округ, 8 муниципальных районов, 19 городских и 20 сельских поселений.

Совет активно сотрудничает с территориальными органами федеральных структур. Особенно хочется отметить работу управления администрации области по взаимодействию с муниципальными образованиями, которое оказывает большую помощь в проведении всех мероприятий. Выработанные вместе решения помогают достичь взаимопонимания в вопросах межбюджетных отношений с руководителями управлений и департаментов администрации области и депутатами областной Думы. Особо подчеркну, что совет осуществляет постоянное и продуктивное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для решения задач эффективной реализации муниципальной реформы в области.

Также Совет муниципальных образований Магаданской области осуществляет взаимодействие с Общероссийским объединением муниципальных образований (конгрессом) по направлениям деятельности совета, предусмотренным уставом. Предоставляем информацию, запрашиваемую конгрессом, принимаем участие в обсуждении проектов федеральных законов, предоставляем материалы для публикации.

Совет муниципальных образований проводит и методическую работу, готовит и рассылает информационные материалы, отражающие организацию работы органов местного самоуправления городских и сельских поселений по решению вопросов местного значения. В рамках семинаров в форме «круглого стола» обсуждаются вопросы межмуниципального сотрудничества, практики исполнения полномочий поселениями, работы с неплательщиками за коммунальные услуги и другие. На съездах обсуждались актуальные для муниципальных образований вопросы: формирование бюджетов, расходование средств, подготовка к отопительному сезону, снижение напряженности на рынке труда и другие. Причем на них не просто заслушивается информация руководителей комитетов, управлений, департаментов, но и происходит активный обмен опытом, положительными наработками в решении тех или иных проблем.

РАСТИМ СВОИ КАДРЫ

Общее количество муниципальных служащих фактически составляет 915 специалистов. В резерв управленческих кадров Магаданской области включены 22 человека. Совет муниципальных образований принимает участие в обучении выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Из них в прошлом году прошли повышение квалификации 144 специалистов, профессиональную переподготовку - 22. Объем затраченных на эти цели средств регионального бюджета составил 339,7 тыс. рублей. Общая потребность в обучении кадров для органов МСУ на 2012 год составляет 433 человека.
В рамках областной программы «Развитие муниципальной службы в Магаданской области» на 2011 - 2013 годы» проведен областной конкурс на звание «Лучший муниципальный служащий в Магаданской области в 2011 году». Он проводился по 4 категориям, в том числе определялились лучшие муниципальные служащие, представляющие городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселения. Победителям вручены дипломы и денежные премии. В 2012 году в рамках указанной программы планируется организовать конкурс «Лучшая муниципальная программа развития муниципальной службы».

КАК СОКРАТИТЬ БУМАГИ

В то же время, по информации органов местного самоуправления, в практике работы с органами контроля (надзора) имеются проблемы, создаются затруднения и препятствия в работе. К таким обстоятельствам муниципалитеты относят неоднократные проверки по аналогичным вопросам различными органами: например, соблюдение законодательства о размещении заказов при проведении конкурса или аукциона может быть проверено прокуратурой, антимонопольным комитетом, органами финансового контроля федерального и регионального уровней, контрольно-счетными палатами, а зачастую еще и правоохранительными органами.

Потенциал предусмотренного, в частности, Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» права на проведение совместных проверок по отношению к органам местного самоуправления и по муниципальным учреждениям практически не используется. И порой направляются запросы о предоставлении различных сведений, при этом многие из них можно свободно получить из открытых источников, а некоторые размещены в сети Интернет (например, сведения о количестве принятых нормативных актов).

Кроме того, неодно- кратно направляются запросы, в которых требуется дать ответ в течение 1 - 3 дней, что практически невозможно, так как не учитываются ни сроки прохождения документов, ни занятость работников. Иногда их требования неясно сформулированы, что приводит к разногласиям относительно полноты ответа. Зачастую поступают требования представить в короткие сроки копии значительного числа документов, что приводит к большим потерям рабочего времени.

Тенденция по количеству запросов, проверок со стороны контрольно-надзорных органов практически остается без изменений. Поэтому органами местного самоуправления вносятся предложения в целях урегулирования на законодательном уровне вопроса об осуществлении проверок органов местного самоуправления (по возможности и муниципальных учреждений) исключительно на плановой основе, исключения случаев повторных проверок по тем вопросам, которые ранее уже были рассмотрены. Надо также исключить из практики запросы сведений, имеющихся в открытом доступе, и потребовать от органов контроля и надзора максимально четкого формулирования запросов.

ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ

Бюджетная обеспеченность Магаданской области как высокодотационного субъекта Российской Федерации имеет большую зависимость от финансовой поддержки из федерального бюджета. Консолидированный бюджет из года в год формируется с максимальной мобилизацией налоговых и неналоговых доходов и предельным уровнем дефицита областного и большинства местных бюджетов. Таким образом, острейшей проблемой становится недостаточность средств консолидированного бюджета. В связи с дефицитом из года в год область не имеет возможности эффективно решать проблемы экономического и социального развития, сбалансировать бюджеты муниципальных образований. Расходы предусматривают только минимально необходимые затраты: выплату заработной платы, предоставление социальных гарантий, обеспечение жилищно-коммунальных услуг и содержание бюджетных учреждений. Соответственно, сохраняется риск значительной несбалансированности региональных и местных бюджетов и невыполнения ими своих расходных полномочий, в том числе по важнейшим социальным обязательствам.

Предлагаемые дополнительные источники пополнения бюджетов муниципальных районов и поселений, а именно зачисление административных штрафов за правонарушения в сфере благоустройства и передача поселениям части доходов от введения патента, очень небольшие и не могут значительно повлиять на увеличение доходной части.

В 2012 году в соответствии с п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Россий- ской Федерации Законом Магадан- ской области от 14.07.2005 г. № 597-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Магаданской области» установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты поступлений от налога на доходы физических лиц не менее 20 %.

На федеральном уровне необходимо обеспечить возмещение бюджетам муниципальных образований недополученных налоговых доходов от земельного налога в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных ч. 2 НК РФ ряду организаций, в том числе в отношении государственных автомобильных дорог общего пользования.

Для пополнения местных бюджетов предлагается внести в ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ изменения в части закрепления отчислений по налогу на прибыль организаций по ставке 2 % в размере 100 %. А из суммы отчислений по единому налогу и упрощенной системы налогообложения оставлять на территории поселений и муниципальных районов 45 % доходов, городских округов - 90 %.
Кроме того, к существенному сокращению дотаций для многих северных территорий, в том числе Магаданской области, привело снижение такого показателя, как расчетный удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги, а также других расходов, на формирование которых оказывает влияние стоимость жилищно-коммунальных услуг, в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации его значение уменьшилось до 0,10. Предлагается внести изменение в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации в части увеличения в расчетах индекса бюджетных расходов значения этого показателя до действовавшего ранее уровня - 0,25.

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ
Что касается дальнейших перспектив работы совета, то в 2012 году приоритетными направлениями деятельности должны стать: содействие развитию местного самоуправления, экономической, правовой и организационной основы, обеспечение координации и взаимодействия муниципалитетов с органами государственной власти, укрепление межмуниципальных отношений и межхозяйственных связей, ведь реализация некоторых полномочий в одиночку для ряда поселений очень затруднительна.

Органами местного самоуправления представлены предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере местного самоуправления. Они касаются внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство, расширения перечня полномочий органов местного самоуправления, проведения четкого разграничения полномочий и ответственности органов местного самоуправления по содержанию местных дорог и ответственности собственников, управляющих организаций по содержанию подъездов и других участков, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, контроля за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) предприятиями и учреждениями муниципальной собственности и организациями коммунального комплекса, наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению строительного контроля.

Большое значение имеют сотрудничество и взаимопомощь муниципалитетов, а также конструктивный диалог различных уровней власти. Сегодня Совет муниципальных образований Магаданской области решает эти задачи, выполняя предназначенную ему федеральным законодательством роль посредника в диалоге государственной власти и местного самоуправления. Ведь только совокупность усилий может привести к успешному разрешению социальных и экономических проблем, развитию региона.








Колымские колонки