Иконография православных Святых


Причисление к лику святых в Православной Церкви означает прославление тех богоугодных верующих, чрез которых в мире воссиял Христос. Обширная иконография православных Святых и мучеников говорит о том, сколько много православных христиан удостоились этой высокой чести, совершив свой подвиг Веры и выстояв перед кознями лукавого и врагов. В православном каноне существуют определенные приемы и стили изображения, единые для всех православных икон Святых и великомучеников. Эти требования строго выполняются, иначе, икона не является канонической. Однако, большинство икон святых и мучеников пришли к нам из глубины столетий, не утратив ни своей благой силы, ни духовного наполнения.


Они исполнены благости и благословений для нас, молящихся перед ними. Для православного христианина нет больше счастья. Чем созерцать образ Христов, отраженный в ликах святых и мучеников, изображенных на этих иконах. Рассмотрим же некоторые аспекты, общие для канонических православных икон, чтобы уметь различать оные от икон, не несущих в себе благословение Православной Церкви. На православных иконах святых и мучеников изображают в том виде, в котором они послужили Христу и вошли в Его славу. Канон предполагает, таким образом, изображение Святых и мучеников в соответствующих одеждах; а, также, с атрибутами и предметами в руках, которые отображают его служение. Обычно, на таких иконах присутствуют и ангелы, представленные в доспехах воинов, либо в стихарях дьяконов, служащих Литургии на Небесах. Апостолы по канону изображаются в традиционных античных тогах, в руках они держат книги, либо свитки Евангелия, являясь провозвестниками Благой Вести.


Служители Православной Церкви предстают на иконах в полном церковном облачении, как бы для Евхристии. В руках у них, обычно, изображено Святое Евангелие, которое служители держат через омофор или полы фелони. Священомученики или равноапостольные Святые на иконах изображены с крестом в руках. Преподобные отцы и преподобномученики отражены в монашеских одеяниях или схиме, иногда полностью укрывающей голову и лицо. Святые князья и цари изображены в царских одеждах, согласно их высокого звания. Основными тонами для таких икон являются золотые и бронзовые, словно изливающие свет Небес, где обитает Господь. Через этот свет мы становимся ближе к нему, и наши заступники ходатайствуют за нас, прося милости и благости для нашей жизни. Так многообразно и непостижимо православие в искусстве иконописи.









Колымские колонки