Наша новая школа


Накануне нового учебного года мы встретились с руководителем управления образования мэрии города Магадана С.Л. КОЛМОГОРОВОЙ, чтобы обсудить основные направления развития современной магаданской школы.

- Уважаемая Светлана Леонидовна, в своем Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу - сделать образование России конкурентоспособным на международном уровне. Как реализуется эта задача в настоящее время?

- Деятельность управления образования мэрии города Магадана и подведомственных учреждений образования в 2008-2009 учебном году и в перспективе на будущее направлена именно на реализацию национальной образовательной стратегии "Наша новая школа", о которой Президент заявил в Послании Федеральному Собранию. Эта стратегия включает 5 основных пунктов: новые стандарты образования, особое отношение к поиску и поддержке талантливых детей, новая система отношений с учителем, новые принципы работы общеобразовательных учреждений, приоритет здоровья школьников.
Отдельные положения стратегии уже начали выполняться нами в 2008-2009 учебном году. Послание Президента РФ широко обсуждалось педагогической и родительской общественностью. Были внесены предложения в план мероприятий мэрии города Магадана по реализации Послания, утвержденный постановлением мэра, в котором были определены главные направления реализации инициативы "Наша новая школа".

- Что включает в себя понятие новых образовательных стандартов? Каким образом осуществляется переход к ним?

- Стратегия "Наша новая школа" во многом подготовлена приоритетным национальным проектом "Образование", в котором общеобразовательные учреждения Магадана участвуют уже 4 года.

Конкурсы лучших учителей и общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, позволили освоить школам новый механизм управления по результатам. Предполагается, что ключевой идеей новых стандартов является определение требований к результатам обучения и условиям образовательного процесса. В стандартах нового поколения высокое значение приобретает внеаудиторская занятость учащихся: кружки, спортивные секции, различного рода творческие объединения, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
В настоящее время система дополнительного образования детей в городе Магадане предоставляет возможность большому количеству обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Так, в учреждениях дополнительного образования в 2008-2009 учебном году была организована деятельность 378 объединений, в которых занимались 4354 воспитанника, что составляет 43,4% от общего количества учащихся магаданских школ. В общеобразовательных учреждениях работают 213 кружков технической, эколого-биологической, художественной, спортивной направленности, в которых занимаются 4867 детей и подростков.
Эффективность воспитательной работы значительно повысилась, благодаря тому, что в муниципальном образовании "Город Магадан" реализуются городские целевые программы ("Организация летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков на территории муниципального образования "Город Магадан" на 2008-2011 гг.", "Профилактика правонарушений в муниципальном образовании "Город Магадан" на 2006-2010 гг.", "Развитие физической культуры и спорта в городе Магадане на 2007-2010 гг.", "Молодежь города Магадана" на 2009-2011 гг."), в которых представлены разделы воспитания детей и молодежи: патриотическое, нравственное, физическое воспитание, профилактика безнадзорности и правонарушений и др. Реализация мероприятий программ позволяет улучшить воспитательную работу с подрастающим поколением.
В стандартах нового поколения также особое внимание уделено организации мониторинга образовательных результатов и состояния образовательных систем.

Управлением образования мэрии города Магадана подготовлен план мероприятий по формированию системы оценки качества образования в городе Магадане, реализация которого позволяет повысить эффективность управленческих решений, проводить анализ состояния качества образования во всех школах и уровня достижений педагогов.

В 2008-2009 учебном году с целью повышения качества образования по предметам естественно-математического цикла проводился мониторинг по математике в 8, 10 классах общеобразовательных учреждениях города Магадана. В 2009-2010 учебном году в соответствии с новыми стандартами образования запланировано проведение на муниципальном уровне оценки качества при переходе с одной школьной ступени на другую. Одна из главных задач образовательной стратегии управления образования - быть готовыми оценивать работу школ постоянно.

Один из приоритетов деятельности управления образования по реализации инициативы "Наша новая школа" - введение инновационных механизмов независимой оценки качества образования.

Так, приказом управления образования мэрии города Магадана был создан муниципальный совет по образованию, одна из функций которого - независимая оценка качества образования. В состав совета входят депутаты Магаданской городской Думы, представители прессы, родительской общественности. Подготовлен проект устава муниципального совета с последующей регистрацией в органах юстиции, налоговой инспекции, планируется открытие расчетного счета, избрание правления совета.

Продолжается процесс развития государственно-общественного управления образованием в общеобразовательных учреждениях города Магадана. В 2008-2009 учебном году в школах функционировали 8 общественных (управляющих) советов, 3 попечительских совета, которые обеспечили реальное участие общественности в оценке и контроле качества образования. В 2008-2009 учебном году в практику общеобразовательных учреждений стали активно внедряться публичные доклады, которые обеспечивают информационную открытость общеобразовательных учреждений: информируют общественность об образовательной деятельности, об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы в отчетный период. Управлением образования мэрии города Магадана также был подготовлен публичный доклад о состоянии и результатах развития муниципальной системы образования в 2008 году.
В 2008-2009 учебном году в педагогических коллективах продолжалась инновационная деятельность по развитию системы оценки качества образования, функционировали городские экспериментальные площадки: "Создание и отработка инновационной модели управления качеством образования" в МОУ "Лицей № 1 им. Н.К. Крупской", "Использование математических моделей мониторинга в управлении качеством образования" в МОУ "Гимназия № 13", "Комплексное использование информационных технологий как средство повышения управления качеством образования" в МОУ "Гимназия № 24".

- Как в настоящее время происходит выявление и поддержка талантливой молодежи? Каковы критерии отбора?

- Приоритетный национальный проект "Образование" создал условия для разработки механизма выявления талантливых, одаренных детей. Целевая поддержка на федеральном уровне самых талантливых и одаренных показала эффективность механизмов влияния на развитие научного и творческого потенциала.

С целью выявления и поддержки талантливой молодежи на муниципальном уровне решением Магаданской городской Думы от 10.12.2008 г. № 131-Д утверждена городская целевая программа "Развитие системы образования муниципального образования "Город Магадан" в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2010 годы, в которую включено финансирование таких мероприятий, как назначение и выплата стипендий мэра лучшим учащимся, которую ежегодно получают 50 школьников, лучших спортсменов, учащихся школ искусств, организация и проведение городских мероприятий, стимулирующих развитие научно-исследовательской деятельности среди обучающихся (муниципальный этап Всероссийской олимпиады, интеллектуальная олимпиада учащихся развивающего обучения, научная конференция школьников, церемония торжественного вручения медалей, новогодний прием мэром города Магадана талантливой молодежи). А также участие обучающихся в региональных, Всероссийских, международных интеллектуальных форумах, организация и проведение мероприятий, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся, занимающихся в детских творческих объединениях общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного обучения: городская выставка декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества "Чудотворчество"; городской смотр-конкурс художественной самодеятельности в образовательных учреждениях; городской фестиваль моды "Гармония"; выставка творческих работ "Сохраним Земли очарованье".

К сотрудничеству и участию в научно-исследовательской, творческой деятельности учащихся привлекаются представители вузов и НИИ.
Сотрудничество с учеными позволяет выходить на качественно новый уровень творчества учащейся молодежи и успешно принимать участие в интеллектуальных форумах Всероссийского уровня: Всероссийская научная конференция молодых исследователей "Шаг в будущее" (гимназии: английская, № 24, № 30), Юношеские чтения им. В.И. Вернадского (гимназия № 24, ЛЭБ), Всероссийская научная конференция школьников "Открытие" (гимназии № 24, № 30), Всероссийская конференция "Национальное достояние России" (гимназии: английская, № 24).

В целях введения в учебный процесс наиболее современных компьютерных технологий, включая комплекс систем и отдельных разработок дистанционного обучения способных и одаренных детей планируется в 2009-2010 учебном году организовать деятельность городского информатизационного центра на базе гимназии № 30.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" дает новый импульс работе с талантливыми детьми. Задача управления образования мэрии города Магадана на ближайшую перспективу: развитие практики сетевого взаимодействия всех заинтересованных ведомств, создание единого программно-методического обеспечения данной деятельности.

- Достаточно высокие профессиональные требования предъявляются к современному учителю. Есть ли возможность повышать свой профессиональный уровень. Как стимулируется труд учителя в современной школе?

- Благодаря приоритетному национальному проекту "Образование" в городе Магадане сложилась система моральных и материальных стимулов поддержки учительства. Государственную поддержку получают педагоги-победители конкурса лучших учителей, всего за 4 года реализации ПНПО 24 педагога получили премии Президента РФ, около 40 участникам выплачена премия мэра города Магадана.

Финансовую поддержку из МБ получают городские конкурсы профессионального мастерства: "Педагог года", "Самый классный классный", конкурс авторских программ. Победители, призеры и участники конкурсов получают премии, ценные подарки от имени мэра.

Традиционными стали встречи мэра с лучшими учителями города. В 2008 году утверждено звание "Почетный работник образования города Магадана" которого удостоены 13 педагогов.

Благодаря ПНПО, педагогические работники образовательных учреждений города получили возможность повышать свой профессиональный уровень на проблемных методических семинарах Москвы, Санкт-Петербурга. Всего за последние 3 года более 50 руководящих и педагогических работников прошли обучение за пределами Магаданской области, приняли участие в профессиональных конкурсах Всероссийского уровня. Финансирование командировок осуществлялось в том числе и из местного бюджета.

Опыт педагогов - победителей конкурса лучших учителей на Грант Президента РФ распространяется в профессиональном сообществе с целью обеспечения позитивных эффектов, которые смогли бы повысить качество общего образования в целом. Учителя участвуют в семинарах, круглых столах, мастер-классах различного уровня, где делятся собственным опытом. Кроме того, большинство учителей, обладателей Гранта Президента РФ, руководят школьными, городскими методическими объединениями, временными творческими коллективами, участвуют в конкурсах профессионального мастерства в качестве участника или члена жюри, в педагогических конференциях, чтениях, являются членами жюри предметных, интеллектуальных олимпиад, конференций и др.

К стимулам оценки педагогического труда по результатам относится новая система оплаты труда (НСОТ). В семи общеобразовательных учреждениях (лицей № 1 им. Н.К. Крупской, СОШ с УИОП № 4, СОШ № 18, гимназии
№ 13, английская, № 24, № 30) был организован эксперимент по введению новых механизмов оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Магадана.

С целью распределения стимулирующего фонда оплаты труда во всех образовательных учреждениях созданы комиссии с обязательным участием органов государственно-общественного управления, такая комиссия создана и на муниципальном уровне с целью распределения централизованного фонда стимулирования руководителей и педагогических работников. Стимулирующая часть фонда оплаты труда педагогов позволяет стимулировать творческого педагога, побудить к профессиональному росту тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность.

Мероприятия по развитию учительского потенциала, повышению престижа профессии педагога, по повышению квалификации педагогов включены в муниципальный план мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.

- Большое внимание на всех уровнях власти уделяется созданию безопасных условий жизнедеятельности детей, их обучению, отдыху. Что предпринимается управлением образования в плане обеспечения безопасности учащихся магаданских школ?

- На содержание объектов муниципальной собственности (ремонты капитальные, текущие) привлекаются средства местного бюджета, ежегодно проводится ремонт кровли, внутренних сетей холодного и горячего водоснабжения канализационных сетей, ограждений и др.

В целях создания безопасных условий образовательного процесса реализуется городская целевая программа "Обеспечение безопасности общеобразовательных учреждений города Магадана" на 2007-2011 годы с общим объемом финансирования 204 622,0 тыс. руб.
Благодаря реализации программы, проведен большой объем капиталоемких работ: во всех школах установлены автоматическая пожарная сигнализации, системы оповещения о пожаре, установлена система видеонаблюдения, приобретены огнетушители нового поколения и др.

С каждым годом уменьшается количество замечаний контролирующих органов. В качестве нерешенных проблем остаются установка прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, установка противопожарных дверей, ревизия освещенности, замена старых светильников на светильники нового поколения.

Все школы города подключены к сети интернет, большинство - имеет электронную почту, интернет-сайты, активно внедряет информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс, использует интерактивные учебные пособия, создает коллекцию электронных ресурсов.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" сделан серьезный шаг к укреплению учебно-материальной базы школ. Руководители общеобразовательных учреждений совместно с общественными управляющими, попечительскими советами целенаправленно закупают современное учебное оборудование. Школьные столовые, спортивные залы, медпункты также оснащаются необходимым оборудованием.

Но современная школа - это не только безопасное, хорошо отремонтированное здание, оборудованные учебные кабинеты, благоустроенная территория. Управлению образования мэрии города Магадана, общеобразовательным учреждениям предстоит решить задачи по обеспечению комфортной школьной среды, по формированию психологически здоровой среды школы.

- В последнее время врачи бьют тревогу в связи с тем, что здоровье современных детей заметно ухудшается? Как можно сохранить здоровье наших детей?

- Именно в школе формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

В последние годы идет работа по модернизации школьных столовых, происходит замена устаревшего технологического оборудования на более современное. Все большее число детей имеет возможность получать качественное питание, приготовленное на современном оборудовании. Охват горячим питанием в 2008-2009 учебном году составил 82%.

В современных условиях немаловажное значение приобретают вопросы организации бесплатного льготного питания для отдельных категорий обучающихся. Бесплатное питание получают учащиеся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (решением комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки 30 человек). Из средств местного бюджета возмещаются расходы за питание детей из льготных категорий семей, из многодетных семей охвачено горячим питанием 85% детей, из малообеспеченных - 97%.

В целях создания оптимальной системы школьного питания, способной обеспечить учащихся общеобразовательных учреждений школ города Магадана рациональным и качественным питанием с учетом физиологических особенностей детей, реализуется городская целевая программа "Совершенствование организации школьного питания на 2008-2009 гг.". Общий объем финансирования на реализацию Программы - 10 140,32 тыс. руб.
Кроме того, бесплатное молоко в соответствии с городской целевой программой "Школьное молоко" на 2006-2009 годы получает 6151 учащийся 1-9 классов. Общий объем финансирования программы - 19 689,24 тыс. руб.

В общеобразовательных учреждениях планово проводятся углубленные медицинские осмотры учащихся. Профилактические прививки проводятся в сроки, установленные календарем прививок.

Во всех общеобразовательных учреждениях имеются медицинские кабинеты, в шести - стоматологические, в десяти - процедурные. В настоящее время управлением образования ведется работа по лицензированию медицинской деятельности в образовательных учреждениях.
Однако медицинские пункты большинства учреждений образования требуют пополнения современным оборудованием, нет квалифицированных кадров для работы в школьных стоматологических кабинетах. Кадровую проблему можно решить путем оборудования передвижных мини-стоматологий.
Большинство общеобразовательных учреждений реализует принцип "приоритета здорового образа жизни", во всех школах действуют программы "Здоровье". Общеобразовательные учреждения, реализуя как одно из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесбережение, совместно с учащимися и их родителями создают здоровьесберегающее пространство, организуют работу логопедической и психологической службы, внедряют в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Принцип "к здоровью через образование", который стал наиболее актуальным в связи с реализацией стратегии "Наша новая школа" реализуется и через городские экспериментальные площадки: "Внерение здоровьесберегающих технологий в МОУ "СОШ № 21", "Здоровьесберегающие и природосообразные методики как концептуальная основа программы развития МОУ "Лицей (эколого-биологический)", "Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы гимназии № 30 и создание здоровьесберегающего пространства школы".
Необходимо обучить учителя психолого-педагогическим технологиям, позволяющим учить так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников на уроках, и в общей программе работы школы.

С тем, чтобы организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях способствовала сохранению здоровья школьников, необходимо обеспечить ремонт имеющихся школьных стадионов с учетом современных требований к их оснащению, с целью вовлечения в занятия спортом большего количества детей, обучить учителей психолого-педагогическим технологиям, позволяющим учить так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников на уроках, и в общей программе работы школы.

- Что ждет юных магаданцев, впервые переступающих порог школы, в День знаний, 1 сентября 2009 года?

- В этом году в первый класс пойдет около 1060 мальчишек и девчонок. Всех первоклассников и их родителей приглашаем принять участие в традиционном городском шествии первоклассников, посвященном Дню знаний, которое состоится 1 сентября 2009 года.

Пользуясь возможностью, от всей души поздравляю всех педагогов, школьников, родителей с началом нового учебного года. Желаю вам новых знаний, интересных открытий, ярких впечатлений и успехов во всех начинаниях!
Дарья ТЕМИНА.








Колымские колонки