Сотрудничество с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы играет значительную роль в совершенствовании регионального управления


Губернатор Магаданской области выступил на 22-й пленарной сессии Конгресса местных и региональных властей Советы Европы.

Уважаемые господа!

В составе делегации России я, как губернатор, представляю Магаданскую область – это север нашего Дальнего Востока. Географически он находится в Азии, но исторически и культурно Дальний Восток России – часть большой Европы.

Уникальность Российской Федерации как государства характеризует тот факт, что она объединяет в своем составе различные территории с ярко выраженными региональными особенностями – географическими, экономическими, этническими, историко-культурными. В таких условиях, правильно выстроенная региональная политика, развитие местного самоуправления, институтов гражданского общества являются важнейшим фактором успешного развития как отдельных территорий, так и страны в целом.

В настоящий момент в России проходят процессы демократизации, неизбежным следствием которых является повышение роли регионов и местного самоуправления. На это нацелена и федеральная концепция повышения самостоятельности региональных властей.

Наглядным свидетельством этому является разграничение полномочий между федеральным центром и регионами, делегирование субъектам новых полномочий, прямые выборы глав субъектов Российской Федерации, руководителей органов муниципальной власти, широкие полномочия, предоставленные органам местного самоуправления.

Приведу пример, если на 1 января 2005 года у региона имелось 41 полномочие, то на сегодняшний день – это 92 полномочия. К полномочиям муниципальных поселений в 2003 году относились 22 вопроса местного значения, в настоящее время – в два раза больше.

Эта динамика показывает, что институт регионализации динамично развивается, в том числе за счет становления и развития института местного самоуправления. Передача полномочий – это не самоцель, а одно из средств повышения качества жизни людей на конкретной территории, качества управления в том числе.

При этом в настоящее время на уровне Правительства РФ действуют две комиссии, которые серьезно работают в активном взаимодействии с регионами и муниципалитетами в поиске оптимального баланса распределении полномочий, подкрепленных необходимыми финансовыми ресурсами. Цель понятна – наиболее общественно важные полномочия должны быть закреплены за тем уровнем публичной власти, который способен их выполнить, исходя из принципа субсидиарности.

Бесспорно, муниципальные власти - это самый близкий к населению политический институт. В этой связи внутригосударственный регионализм ориентирован на политику наделения большей самостоятельностью органов местного самоуправления для осуществления непосредственно народом своей власти.

Происходит это как путем прямых выборов глав муниципальных образований, так и выборов из числа населения депутатов представительных органов власти. Об итогах своей работы по всем направлениям главы муниципальных образований, депутаты местных собраний ежегодно отчитываются перед населением.

С ежегодным отчетом о своей деятельности выступаю и я перед депутатами Магаданской областной Думы. На ежегодном собрании также подвожу результаты экономического и социального развития области за год, ставлю задачи на перспективу. Одной из важных демократичных форм работы органов власти с населением мы считаем встречи с жителями. Именно прямое общение с населением помогает понять, как оно оценивает ту или иную ситуацию, событие, дает возможность проанализировать услышанное, принять верное управленческое решение по затронутым на встречах проблемам.

У Магаданской области есть уникальный опыт взаимодействия органов власти и общественности через средства массовой информации. В Два года назад мной принято постановление «О мерах по совершенствованию работы по рассмотрению критических публикаций в средствах массовой информации». Суть его в том, что органы власти обязаны реагировать на критические материалы, вышедшие в эфир или опубликованные в СМИ.

До настоящего времени подобного опыта нет ни в одном регионе Российской Федерации. Время показало правильность и эффективность принятого решения. Сегодня многие системные проблемы удалось решить именно потому, что они были публично поставлены гражданами через СМИ, а их решение взято на жёсткий контроль соответствующими структурами.

Реализация постановления позволила нам значительно расширить обратную связь между органами исполнительной власти и населением, получить более полную картину общественных настроений, проблемных вопросов, на которые необходимо обращать пристальное внимание, как руководству области, так и руководителям муниципалитетов, предприятий, организаций и учреждений.

Иногда в адрес нашей страны звучат упреки в том, что мы не даем развиваться демократии. Что вспоминаем о ней только в дни каких-то протестных акций. На примере Магаданской области хочу показать, насколько конструктивные отношения у власти складываются с гражданским обществом.

Его основу составляют общественные объединения, представляющие интересы всех слоев населения.

В области зарегистрировано 397 некоммерческих организаций, в том числе 251 общественная и 46 религиозных организаций, 6 региональных отделений политических партий.

Большинство некоммерческих организаций решают задачи в направлениях социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, защиты групповых социальных прав, проблем людей с ограниченными физическими возможностями, организации отдыха и досуга людей, пропаганды здорового образа жизни, семейных ценностей и другие.

Из года в год они становятся все более организованными, более информированными, осознающими свое влияние. Очень важно, что их члены способны обозначать общественно значимые проблемы и предлагать пути их решения в сотрудничестве с органами власти.

По инициативе общественности принято более десяти законов области социальной направленности, реализовано более 200 социально-значимых проектов.

Важной составляющей развития гражданского общества является тот факт, что все проекты законов и нормативно-правовых актов проходят общественную антикоррупционную экспертизу. Общественность ведет контроль за соблюдением нормативных предписаний государственными органами, за соответствием правовых актов территории федеральным законам. Общественность выражает свое мнение, вносит поправки, предложения. Органы власти учитывают их в окончательном варианте документов.

Кроме того, сегодня большое внимание уделяется привлечению общественности к решению вопросов, затрагивающих права и свободы граждан, в том числе с использованием различных форм общественного контроля в сферах деятельности органов государственной власти.

Осуществлять этот контроль можно присутствуя на заседаниях администрации области, областной Думы, комиссий и советов, заседаний муниципальных органов власти. Все они проводятся в открытом режиме, на них приглашаются СМИ. Кроме того, вся информация о деятельности органов власти находится в открытом доступе в интернете, все документы публикуются.

Однако еще достаточно много проблемных вопросов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Связаны они с несовершенством законодательства. Существующая система межбюджетных отношений нуждается в большей гибкости, в передаче дополнительных полномочий регионам.

В этой связи хочу отметить важное значение сотрудничества с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Такое сотрудничество, участие в обмене опытом, играет значительную роль в совершенствовании регионального управления и оказывает позитивное влияние на процесс развития местной и региональной демократии, повышение эффективности управления на местном и региональном уровнях.



Новости по теме






Колымские колонки