Сессия сенаторов


Осенняя сессия Совета Федерации, начавшаяся в сентябре, стала одной из самых плодотворных. Сенаторы приняли несколько десятков важных законопроектов. Помимо этого, впервые за последние годы верхняя палата российского парламента несколько изменила привычную структуру. О проблемах и перспективах, близком и отдаленном будущем читателям «МП» расскажет представитель Магаданской областной Думы в Совете Федерации Сергей ИВАНОВ.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

- Сергей Павлович, прокомментируйте изменения, происшедшие в Совете Федерации в последнее время. Насколько оправдан пересмотр структуры верхней палаты российского парламента?

- Речь идет не о реформировании Совета Федерации, а именно об изменении его структуры. Вопрос назревал давно, и принятое решение следует считать продуманным и взвешенным. Было выдвинуто предложение сгруппировать существующие 27 комитетов и комиссий так, чтобы вопросами, которые прежде рассматривались в рамках отдельных комиссий, теперь занимались комитеты, объединяющие 10 больших блоков. Иногда в своей работе мы сталкивались с проблемами, которые оказывались вне компетенции нашей комиссии. И вот изменения состоялись. С 25 ноября 2011 года в Совете Федерации действуют следующие комитеты: по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества; федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; обороне и безопасности; международным делам; экономической политике; аграрно-продовольственной политике и природопользованию; социальной политике; науке, образованию, культуре и информационной политике; регламенту и организации парламентской деятельности; бюджету и финансовым рынкам. Именно в состав последнего комитета влилась моя комиссия по взаимодействию со Счетной палатой. В новом комитете я занимаю должность первого заместителя председателя.

О ТОПЛИВЕ

- Одна из самых злободневных тем, которую поднимали в последнее время сенаторы, - это рост цен на топливо. Удастся ли России и на внутреннем рынке обрести статус нефтедобывающей державы, сделав бензин и солярку недорогими и доступными?

- Вся система производства топлива, начиная с добычи, заканчивая его реализацией, нуждается в корректировке. Есть много проблем, и чтобы их решить, власти предстоит предпринять целый комплекс мер. Как показала проверка Счетной палаты РФ, 80 % затрат в структуре себестоимости топлива приходится на сырье и материалы. Вот только очень часто нефтеперерабатывающие заводы закупают их у своих материнских компаний, которые фактически устанавливают цену на сырье. Еще один интересный момент: с 2005 по 2009 год налоговые ставки акцизов на все нефтепродукты не менялись. На 2010 год они увеличились. Однако проведенный Счетной палатой анализ ставок акцизов в постоянных ценах 2003 года с учетом индекса-дефлятора ВВП, публикуемого Росстатом, показал их фактическое понижение с 2002 года.

Через некоторое время в Совете Федерации состоялся «Правительственный час», на котором выступал руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он проинформировал, что до последнего времени все вертикально интегрированные компании и в регионах, и на уровне центра продавали свои нефтепродукты исключительно через посредников. Проводимые ФАС ежегодные контрольные закупки все время показывали то одну, то другую фирму на входе и выходе с завода, что, конечно, свидетельствует о больших масштабах проблем в налоговой сфере и о том, что российский потребитель долгое время платил за эту абсолютно непроизводительную маржу.

При этом Игорь Артемьев проинформировал сенаторов, что столкнулся с масштабной мистификацией со стороны нефтяных компаний: 15 лет многие нефтяные компании писали прекрасные отчеты о том, что они осуществляют модернизацию, стремятся к увеличению объемов производства высокооктановых марок бензина, и все это оказалось на поверку пустым звуком. Лишь некоторые компании очень в небольшом количестве построили новые заводы и сегодня могут обеспечить российскую экономику качественным топливом. В целом мы вплотную подошли к ситуации, когда Россия уже практически не экспортирует бензин - он весь уходит на внутреннее потребление. Тот достаточно большой резерв, который мы имели, позволявший нам ранее в значительной степени свободно балансировать ситуацию со спросом и предложением на российском рынке, сегодня, конечно, уже не является таким достаточным.

По мнению главы ФАС, объективные характеристики цен на топливо последних лет показывают, что к какому-нибудь снижению цены приводили только жесткое воздействие со стороны Правительства РФ и введение соответствующих санкций. Нефтяные компании - довольно закрытые организации. Вокруг них много посредников, которые, ничего не производя, получают с операций доход, попадающий в итоге в карманы соответствующих компаний. Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что он квалифицирует это как коммерческий подкуп и как коррупцию в самих компаниях, которые этим занимаются. Полагаю, что именно на решении этой проблемы стоит сконцентрировать свои усилия и новому составу Государственной Думы, и Совету Федерации.

О РЕФОРМЕ ЖКХ

- Сергей Павлович, в ноябре на совещании в Якутске Президент РФ Дмитрий Медведев объявил о решении продлить действие Фонда реформирования ЖКХ до 2015 года. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную Думу. А существует ли какая-либо оценка эффективности этих затрат?

- Еще в 2009 году мы рассматривали результаты проверки Счетной палатой его деятельности, а также эффективности выполнения фондом возложенных на него функций и, конечно, оценивали эффективность затрат фонда за предыдущие годы. Необходимость продления его работы обусловлена существенной долей федеральных средств, которые сегодня приходится вкладывать в коммунальное хозяйство, прежде всего потому, что их просто неоткуда больше взять.

К сожалению, за 2008 - 2010 годы некоторые региональные программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья выполнены не в полном объеме. Не обеспечен ремонт 2707 многоквартирных домов, предусмотренных программами. Показатели по переселению граждан из аварийного жилья выполнены на 68,7 %. Не было обеспечено расселение 4026 аварийных домов, в которых проживает более 56 тысяч человек. Но нельзя сказать, что эти сложности связаны исключительно с проблемами в работе фонда - он в целом работает эффективно.
В 2008 - 2009 годах фондом оказано содействие субъектам Российской Федерации в проведении капитального ремонта и переселении граждан из аварийного жилищного фонда в размере 166,2 млрд. рублей. Это колоссальные деньги. И в результате свои условия проживания улучшили 10277175 человек.

Полагаю, что продление работы фонда - решение своевременное и верное. Особенно это актуально для северных регионов, к которым относится Магаданская область. Очевидно, что федеральные средства не только позволят решить свой квартирный вопрос жителям ветхих и аварийных домов, но и положительно отразятся на строительном рынке. В последние годы в Магадане да и в районах области стали строиться новые дома. Нужно отметить, что идет совершенствование технологий, создаются новые рабочие места, оживляется экономика.

ОБ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТАХ

- Еще один вопрос, который в последнее время на слуху, - это ипотечное кредитование. Почему в регионах России так разнятся ставки по кредитам на покупку жилья?

- Наш анализ показывает, что хотя и не кардинально, но ставки по кредитам на покупку жилья с 2007 года в России снизились. И хотя на сегодня итоги 2011 года подводить еще рано, понятно, что идет общий тренд по снижению ставок по ипотеке. Если в первом полугодии 2010 года он составлял от 19,8 % в Республике Алтай до 8,9 % в Удмуртии, то в 2011 году самая высокая ставка составляла 13,2 % в Хакасии, а самая низкая - 9,4 % - в Удмуртии. При этом средние ставки по Магаданской области находятся где-то на уровне 12,5 %.

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

- Недавно верхняя палата одобрила ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Эксперты говорят, что этот закон принадлежит к числу базовых, основополагающих в области охраны здоровья. В чем его фундаментальное значение?

- Законом определены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, прав человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии их реализации, полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в этой сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, независимо от их организационно-правовой формы, медицинских и фармацевтических работников и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в этой сфере. Пожалуй, самое главное в том, что в законе закреплена обязательность исполнения порядков и стандартов на всей территории России всеми медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В целом закон конкретизировал права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, он призван реализовать норму о том, что каждый человек получит доступную и качественную помощь. А вот о том, насколько эффективно это будет происходить, что закон даст врачам и что - пациентам, мне кажется, говорить еще рано.

О КОРРУПЦИИ

- В прошлом месяце Совет Федерации принял большой блок антикоррупционных документов. Насколько жестче будут теперь контролировать чиновников в России?

- Прежде всего необходимо внести ясность в вопросы того, что сегодня нужно декларировать и контролировать. Да, действительно, некоторое время назад началась дискуссия о том, что нужно было бы контролировать не только доходы, но и расходы чиновников различных уровней. Недавно эту ситуацию прокомментировал Президент РФ Д. А. Медведев, когда в ноябре встречался с журналистами Приволжского федерального округа. Он прежде всего отметил, что ситуацию, когда расходы должны подкрепляться доходами, очень трудно контролировать с правовой точки зрения, потому что нельзя исключать того, что человек накопил средства или получил их от родственников. Помимо этого, он указал, как мне кажется, на немаловажную деталь, о которой у нас почему-то предпочитают забывать: «…за незаконные доходы и, стало быть, незаконные расходы нужно судить не только чиновников… просто чиновники на плаву находятся, они в глаза бросаются». И в заключение он призвал журналистов обратиться к международному опыту.

Суть же собственно законодательного регулирования в том, что 9 ноября 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Это масштабный акт, которым вносятся комплексные изменения в 26 различных законов. Их перечисление займет много времени, но суть новшества в том, что унифицированы обязанности, ограничения и запреты, направленные на противодействие коррупции для различных категорий должностных лиц и служащих. Введены новые основания для увольнения государственного, муниципального служащего со службы в связи с утратой доверия. Законом также внесены изменения, в соответствии с которыми каждый год 1 апреля они должны подавать сведения о доходах и имуществе и обязательствах имущественного характера соответственно в комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, которые создаются для контроля за достоверностью таких сведений. При этом в парламентах субъектов Российской Федерации будут созданы аналогичные комиссии.

Николай АБРОСИМОВ.








Колымские колонки