Расти здоровыми и счастливыми


Как постичь тайну цифр, примеров и уравнений, став для студентов любимым преподавателем математики? Ответ прост: заразив их своей увлеченностью и преданностью точным наукам.

В каких условиях в школе должны находиться наши дети? Это определяют новые санитарные правила для общеобразовательных учреждений. Какую помощь из областного бюджета получат молодые специалисты, впервые принятые на работу в учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальной поддержки и обслуживания населения, расположенные в отдаленных районах?

Ответы на все эти вопросы вы найдете в материалах очередной тематической страницы «Образование».

С 1 сентября вступили в силу новые санитарные правила для общеобразовательных учреждений. Некоторыми новинками санитарного законодательства поделилась руководитель Управления Роспотребнадзора по Магаданской области А. А. РУБЦОВА.

- Ангелина Аркадьевна, думаю, что для многих родителей и педагогов будет интересно узнать, в каких же условиях в идеале должны находиться наши дети. Начнем с начальной школы.

- К обучению первоклашек требования ужесточены. Санитарные правила рекомендуют размещать начальные классы в отдельном блоке, желательно с выходом на участок. Занятия в первых классах проводятся по пятидневной учебной неделе в первую смену с 40-минутной переменой в середине учебного дня. Никаких оценок и домашних заданий. В группах продленного дня обязательны дневной сон не менее одного часа, трехразовое питание и прогулки. Предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебная нагрузка в 1-х классах при пятидневной неделе - не более 21 часа, во 2 - 4-х - не более 23 часов.

- А как рассаживать учеников?

- Мебель должна соответствовать росту ребенка. Детей, часто болеющих простудными заболеваниями, следует рассаживать подальше от наружной стены. А тех, кто сидит на крайних рядах (это первый и третий ряды при трехрядной расстановке парт), меняют местами не менее двух раз за учебный год.
- Каковы санитарные требования к школьному зданию?

- Новые санитарные правила определяют требования и к территории общеобразовательного учреждения, где должны быть зона отдыха, площадка для игр или стадион, и к самому зданию школы. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях высота учебных помещений не должна быть менее 3,6 метра. Освещение обязательно естественное, а помещение - проветриваемое, поэтому не допускается использование цокольных этажей и подвалов под учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, спортивные, актовые и танцевальные залы. Размещать школьников 1-х классов следует не выше второго этажа, 2 - 4-х - не выше третьего этажа. При этом в первых классах, как и во всех других, - не более 25 ребят, а для компенсирующего обучения - до 20 детей.

- Согласитесь, Ангелина Аркадьевна, что сегодня со здоровьем школьников не все в порядке…

- Это действительно так, потому впервые формализованы требования к каждому педагогу по профилактике заболеваний учащихся. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, куда на каждого ребенка вносят сведения о состоянии и группе здоровья, антропометрические данные, информацию о группе занятий физической культурой, размере учебной мебели и другие медицинские рекомендации.

В целях профилактики утомляемости, нарушений осанки, зрения следует чередовать в течение дня и недели разные по сложности предметы.
Во всех общеобразовательных учреждениях организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. После перенесенной болезни ученики допускаются к занятиям только при наличии справки врача-педиатра.

Санитарные правила четко оговаривают медицинское обеспечение школ. В тех, что уже построены, на первом этаже размещаются кабинеты врача и процедурный площадью не менее 14 кв. м каждый, а в новых проектах предусмотрены еще туалет и комната для хранения уборочного инвентаря. Исключение составляют сельские школы, где допускается обслуживание в сельском медпункте.

- Не менее остро стоят порой и вопросы организации питания в школах…

- Больше всего эта проблема касается старшеклассников. Если в начальных классах охват горячим питанием у нас в области составляет 88,7 %, а в целом по стране - 93,1 %, то в 5 - 11-х - 77,1 %. И тут следует подчеркнуть, что по санитарным правилам требуется именно двухразовое горячее питание, а не одноразовое, как это у нас нередко бывает. То есть для всех учеников - завтрак и обед, а для посещающих группу продленного дня еще и дополнительный полдник. А мы отмечаем и недостаток квалифицированных кадров в столовых, и недостаток усилий руководителей школ и педагогов по обеспечению полноты охвата горячим питанием. Есть и другие недостатки школьного питания: неудовлетворительная оснащенность кухонным инвентарем, невыполнение норм питания по рыбе, творогу, кисломолочным продуктам, обжаривание во фритюре отдельных ингредиентов. Иногда фактический рацион не соответствует перспективному меню. Школы не в полной мере снабжаются продуктами, обогащенными витаминами и микроэлементами. Сегодня стоит задача уходить от допотопной С-витаминизации и вводить современные витаминно-минеральные комплексы для обогащения трех блюд. Отмечали мы и нарушения в организации питьевого режима, но сегодня практически во всех школах установлены фонтанчики или используется питьевая вода, расфасованная в емкости.

И вот что еще будет интересно для педагогов и родителей: СанПиН не допускает реализацию в образовательных учреждениях некоторых продуктов: жевательной резинки, арахиса, карамели, кофе, газированных и тонизирующих напитков, пирожных и тортов, молочных продуктов и мороженого на основе растительных жиров.

В заключение хочу подчеркнуть, что в планах нашей федеральной службы также выделен приоритет - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков.

"Магаданская правда".








Колымские колонки