Лудомания.


Неудержимая тяга к азартным играм многими расценивается как безобидная забава в сравнении с алкоголизмом и наркоманией.

Однако игровая зависимость, так же как и алкогольное, и наркотическое зелье, разрушает семьи, калечит судьбы, и убивает людей.

Игровая одиссея

- Какая игра азартная, а какая нет? -таким был первый вол-рос, заданный врачу-психотерапевту.

- Многое из нас в разные периоды жизни фанатично увлекались волейболом, футболом, шахматами, бильярдом...

Это состязательные игры, и победитель в них определяется за счет своих личных физических и интеллектуальных качеств, -ответил Игорь Степанович. - Если спортсмен проиграл в состязательных играх, то он не сойдетсдистанции, а будет оттачивать мастерство для грядущих побед.

Азартная игра, в основе которой денежный выигрыш, не имеет никакого отношения к вышеупомянутым играм. Игро-ман может иногда выиграть, но этот выигрыш зависит от случайных стечений обстоятельств, а не от личных качеств игрока.

Азартный игрок, независимо от того, выиграет он или проиграет, не сойдет с дистанции, ибо первичный выигрыш для него не что иное как бесплатная первая доза наркотика.

И после этого его будет тянуть к автомату с деньгами как железо к магниту. Иногда он будет выигрывать, но чаще всего - проигрывать. Этот процесс затягивается на долгие годы.

А со временем игроман превращается в патологического игрока -лудомана. Возникают проблемы в семье, на работе, страдает психическое здоровье, деградирует личность. Психиатры, психологи, психотерапевты единодушны во мнении, что те игры, которые в итоге вызывают психическое расстройство, являются азартными.

- Патологическая склонность к азартным играм может проявиться у любого человека или только у предрасположенного к этой социальной болезни? Как вообще развивается лудомания?

- Специалисты утверждают, что как и при алкоголизме, и при наркомании, в первую очередь в зависимость от азартного поведения попадают люди с предрасположенными чертами личности, компульсивной склонностью к азартным играм.

В игорных заведениях некоторые оказываются случайно, кого-то приводят друзья, кто-то заглядывает туда из любопытства или же с твердым решением поиграть, чтобы "сорвать куш". Поначалу игра воспринимается как легкое развлечение, проигранные небольшие суммы денег не отражаются на семейном бюджете и не воспринимаются как катастрофа.

На этом первоначальном этапе у игрока создается впечатление безопасности игры, но, как говорят заядлые игроманы, не дай Бог выиграть, так как первый выигрыш - наживка на ржавый крючок для начинающего лудомана.

Игрок входит в незабываемый эмоциональный экстаз, испытывает неописуемый восторг. И этот день, и этот маниакальный экстаз начинающий лудоман запоминает на всю жизнь. Выигранные деньги психолс-гически воспринимаются им как дармовые, которые не жалко потратить на блудные развлечения.

А когда они заканчиваются, игрок знает, где их можно взять. Предвкушение предстоящего очередного выигрыша не покидает начинающего игрока ни днем, ни ночью. Игорное заведение становится его вторым домом. Так формируется первый этап зависимого поведения игромана от азартной игры - инициальный.

Далее игрок (уже не начинающий, а патологический) все больше и больше втягивается в игру с надеждой на крупный выигрыш, однако "звезда пленительного счастья" на его горизонте так и не появляется. Но зато появляются проблемы денежного достатка, морального и нравственного характера.

Вместо того, чтобы прекратить игру и разом решить все проблемы, лудоман продолжает тратить значительные материальные и эмоциональные ресурсы на реализацию своей мечты в надежде решить проблемы только за счет выигрыша.

Критика ко всему происходящему у него формальна, инстинкт самосохранения отсутствует; при этом болезненное отношение к игре прогрессирует, и болезнь вступает во второй этап, именуемый гиперкомпенсацией.

На данном этапе своего бессмысленного соперничества с игровым автоматом патологический игрок бросает в бой все оставшиеся у него ресурсы для достижения единственной цели - получения желанного выигрыша, который якобы в одночасье изменит всю его жизнь.

Отказаться от этой бредовой идеи он уже не может, ибо каждый очередной проигрыш "заряжает" интерес и стимулирует настойчивость в продолжении игры.

В своих неудачах лудоман чаще всего винит автоматы. Игроки их одушевляют, называют "хапугами", "прожорами", выплескивают на "одноруких бандитов" свою агрессию, и в то же время находятся в приятельских отношениях с хозяевами игорных заведений.

Чтобы как-то ослабить свое разочарование из-за постоянных проигрышей, запускается механизм болезненного фантазирования о мнимом выигрыше, воспринимаемом жертвой болезненного пристрастия к азартной игре как свершившийся реальный факт. Подобные фантазии становятся такими же желанными, как выигрыш и сама игра.

- Но ведь соперничать с игровым денежным автоматом невозможно в силу его технического "беспроигрышного" устройства.

- Попробуйте в этом убедить лудомана, который будет биться до конца, чтобы доказать обратное. В фазе гиперкомпенсации он похож на барана, упершегося в ворота... И в итоге на втором этапе своей "игровой одиссеи" патологический игрок вместо желанного выигрыша приобретает нежеланные соматические расстройства; у него появляются бессонница, раздражительность, признаки психического заболевания.

Если игрок "не вышел из игры" и продолжает бессмысленную гонку за иллюзорным выигрышем, то наступаеттретий (заключительный) этап болезненного пристрастия к азартной игре.

Речь идет о фазе декомпенсации, или фазе отчаяния, когда периоды безудержного "игорного запоя" чередуются с периодами вынужденной ремиссии. Кэтому времени лудоман уже начинает понимать крах своих иллюзий, крах своей упоительной мечты, однако тяга к игре его не покидает

- А если он сильно захочет бросить игру, то сможет ли сделать это самостоятельно, без помощи специалистов?

- Длительное воздержание от азарта игры на данной стадии болезни невозможно, так как патологический игрок испытывает психический дискомфорт. Его мучают раздражительность, бессонница, депрессия, неосознаваемая тревога и страх. Наркоманам и алкоголикам подобное состояние хорошо известно: у наркоманов это период ломки, а у алкоголиков - абстиненции.

Избавление от кошмара, именуемого наркологами синдромом отмены, игрок будет искать в возобновлении игры.

В конечной фазе заболевания игрок уже не ждет от игры средств для обогащения. Неудача, как и прежде, проходит мимо. .. Чтобы достать деньги для продолжения игры, рассчитаться сдолга-ми, успокоить кредиторов, патологический игрок вынужден воровать, растрачивать чужие деньги, постоянно лгать.

Как правило, он уже потерял семью, одинок, социально изолирован, испытывает комплексы неполноценности и несостоятельности. Все это погружает его в глубокое психическое расстройство. Появляются мысли о самоубийстве.

Жизненный прогноз патологического игрока неблагоприятен: его ждут или тюрьма, или психиатрическая лечебница, или суицид. И только некоторым счастливчикам удается вырваться из страшной паутины игорного бизнеса.

- Ктакому же финишу приходят и алкоголики, и наркоманы..
.
-Для алкоголика этот путь длиною в 25-30 лет, для наркомана - в 15-20 лет, а патологический игрок может преодолеть его за 10 лет.

Как праздник становится кошмаром...

В советские времена многие покупали пачками лотерейные билеты в надежде выиграть "Волгу" или еще что-то значимое. Три месяца люди ждали опубликования результатов розыгрышей, а в итоге счастливчиком и везунчиком зачастую становился человек, обладавший единственным лотерейным билетом.

Все остальные граждане страны Советов оставались в проигрыше и запасались билетами до следующего тиража...

По поводу лечения игровой зависимости Игорь Степанович дал такие пояснения:

- Согласно международной классификации болезней патологическая склонность к азартным играм представлена в первой рубрике рядом с такими заболеваниями как клептомания, пиромания и другими, под общим названием: "личностные и поведенческие расстройства, связанные с потерей контроля над внутренними импульсами". Все эти болезни объединяет неуправляемый мощный компульсивный заряд.

Лудоманы наделены психологической защитой, которая автоматически, неосознанно включается тогда, когда появляется "угроза приостановить игру". Все случаи проигрышей связаны с этой проблемой.

Вышеназванная психологическая защита для игрока как шелуха для луковицы: прежде, чем уговорить начинающего игрока на лечение в начальной фазе его болезненного пристрастия, необходимо достучаться до его интеллектуального "я", сорвать с него эту "шелуху". Но, к сожалению, броня крепка...

Коварная болезнь, начавшись с праздника в душе, и пройдя все стадии своего развития, заканчивается трагично. Весь пройденный путь патологического игрока можно описать в одной строке: "Игра. Азарт. Долги. Бессонница. Одиночество. Болезнь". И далее: сумасшедший дом, или тюрьма, или...

Татьяна Богданова
"Северная надбавка"









Колымские колонки